Библиографическое описание:

Глушков П. Ю., Фадеев О. В., Норин Н. Е. Развитие физической выносливости у курсантов войск национальной гвардии моделирующим методом // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 610-612.



Выносливость имеет особое значение для успешного выполнения военнослужащими различных учебных и боевых задач. Выносливость — это способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком для него уровне без снижения эффективности. Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать и как способность военнослужащих противостоять физическому, умственному, сенсорному (связанному с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональному и другим типам утомления, свойственным для различных видов военно-профессиональной деятельности.

Выносливость военнослужащих является многокомпонентным физическим качеством. Она обусловливается: экономичностью обменных процессов, наличием энергетических резервов, аэробными и анаэробными возможностями организма; степенью сформированности соответствующих двигательных навыков и уровнем координации движений; способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенное возбуждение; состоянием органов кровообращения и дыхания; слаженностью физиологических функций; способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Процесс физического совершенствования обеспечивает благоприятные возможности для развития всех основных физических качеств военнослужащих — выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Под выносливостью понимается способность организма противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности.

Развитие выносливости имеет особое значение для успешного выполнения военнослужащими различных учебных и боевых задач. Выносливость — это способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком для него уровне без снижения эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать и как способность военнослужащих противостоять физическому, умственному, сенсорному (связанному с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональному и другим типам утомления, свойственным для различных видов военно-профессиональной деятельности.

Выносливость военнослужащих является многокомпонентным физическим качеством. Она обусловливается: экономичностью обменных процессов, наличием энергетических резервов, аэробными и анаэробными возможностями организма; степенью сформированности соответствующих двигательных навыков и уровнем координации движений; способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенное возбуждение; состоянием органов кровообращения и дыхания; слаженностью физиологических функций; способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

Выносливость традиционно подразделяется на общую и специальную.

Общая выносливость определяется способностью военнослужащих продолжительное время выполнять с высокой эффективностью работу в умеренном и среднем темпе, связанную с активной деятельностью больших мышечных групп и всех систем организма, с преимущественным развертыванием в организме аэробных процессов.

Специальная выносливость характеризуется способностью переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами военного труда. Она может быть скоростной, силовой, скоростно-силовой и статической. В ее основе лежит комплексное проявление аэробных и анаэробных возможностей организма.

Наиболее оптимальный путь развития выносливости военнослужащих состоит в том, чтобы сначала заложить прочный фундамент общей выносливости, а потом на его базе развивать специальную выносливость, т. е. на первых порах преимущественно развивать аэробные, а уже затем анаэробные возможности организма.

Совершенствование аэробных возможностей предполагает: увеличение максимального потребления кислорода, развитие способности поддерживать этот уровень длительное время, увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин. Усиление анаэробных возможностей предусматривает активизацию двух основных путей энергообеспечения соответствующей работы:

1) увеличение количества макроэнергетических соединений в мышцах (алактатных возможностей);

2) усовершенствование действия гликолитического механизма (лактатных возможностей).

Для развития выносливости военнослужащих наиболее эффективными являются равномерный, переменный, повторный, интервальный и моделирующий методы.

Равномерный метод особенно широко применяется на начальных этапах развития общей выносливости и характеризуется выполнением упражнений с равномерной средней или малой скоростью и постепенным увеличением продолжительности тренировки. Он способствует совершенствованию практически всех основных свойств организма, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Непрерывная работа обычно осуществляется при ЧСС, равной 145–175 уд/мин, что особенно эффективно для повышения функциональных возможностей сердца. При непрерывной равномерной тренировке интенсивность работы должна обеспечивать высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления О2, по возможности, близкий к максимальному. Таким условиям отвечает работа продолжительностью от 10 до 90 минут.

Переменный метод широко используется для развития общей и специальной выносливости и характеризуется изменением скорости выполнения работы от малой до большой. При этом чередование упражнений предполагает увеличение частоты сердечных сокращений к концу интенсивной работы до 150 -– 170 уд/мин и снижение ее к окончанию малоинтенсивной работы до 140–145 уд/мин.

Повторный и интервальный методы позволяют увеличить способность к максимально быстрому развертыванию функциональных возможностей системы кровообращения и дыхания. Это объясняется частым чередованием интенсивной работы и отдыха. Деятельность систем кровообращения и дыхания на протяжении одного занятия многократно активизируется до околопредельных величин, способствуя увеличению потребления О2 и сердечной производительности (ударного объема крови).

Для качественной подготовки курсантов к успешной сдаче физической подготовки (инспекторских проверок, смотра физической подготовки выпускного курса) рассмотрим один из выше названных способов.

Моделирующий метод — сущность данного метода заключается в пробегании военнослужащего дистанции, равной соревновательной, разделенной на 3–4 отрезка с чередуемыми паузами отдыха. Моделирующий метод направлен на подготовку военнослужащего к выполнению конкретного норматива на выносливость и в своей основе полностью воспроизводит (моделирует) контрольное упражнение, скорость бега, необходимую для выполнения конкретного норматива и общее время преодоления дистанции. Классический вариант интервальной тренировки рассмотрим на примере бега 3000 м. Предположим, что необходимо подготовить подразделение к тому, чтоб все военнослужащие смогли пробежать данную дистанцию за 12 минут. Для проведения тренировочного занятия беговую дистанцию делят на три отрезка: 1500 м + 750 м + 750 м. первый отрезок, равный половине соревновательной дистанции, преодолевается с планируемой соревновательной скоростью, т. е. за 6 мин. следующий, более короткий отрезок в 750 м преодолевается после 60-секундного отдыха с соревновательной скоростью, т. е. за 3 мин. Последующий отдых также равен 60 с. последний отрезок 750 м преодолевается с максимально возможной скоростью. В первые тренировки последний отрезок военнослужащие, как правило, пробегают больше, чем за 3 мин, однако по мере роста тренированности наступает момент, когда последний отрезок преодолевается за 3 мин или быстрее. В этом случае сокращается время отдыха между отрезками, к примеру, на 5–10 с. Таким образом, происходит постепенное сокращение времени отдыха до тех пор, пока военнослужащие не в состоянии будут пробежать всю дистанцию целиком без пауз на отдых.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что использую данный метод развития выносливости, курсанты показывают высокие результаты и получать отличные оценки с выполнение разрядных нормативов при выполнении беговых упражнений.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности.

Литература:

  1. Приказ МВД России от 19 мая 2005 года № 395 «Об утверждении Наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  2. Богатырев В. С.. Методика развития физических качеств юношей. — Киров:, 2005. — 106 с.
  3. Вострокнутов В. С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой. — М.: Регион, 2009. — 82 с.
  4. Ильинчина В. И. Физическая культура студента. — М.:, 2009. — 184 с.
  5. Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2006. — 307 с.
  6. Мильнер Е. Г. Выбираю бег. — М.:, 2008. — 276 с.
  7. Фадеев О. В., Глушков П. Ю., Норин Н. Е. Индивидуальная физическая тренировка военнослужащих в системе командирской подготовки. — Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2015. — 32 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle