Библиографическое описание:

Столбова Е. А., Цилицкий В. С., Гребенкина Е. Д. Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 596-598.



В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и их особенности.

Ключевые слова: ориентация, ценность, педагогическая аксиология

Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования ценностных ориентаций нового поколения значима для любой социально-экономической формации. Тем не менее, анализ научной литературы показывает, что в ней не сложилось единого подхода к пониманию их существа.

Понятие «ориентация» определяется следующим образом: «от лат. oriens — восток — определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности к востоку); совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения; умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо». По отношению к человеку и свойственных ему характеристическим особенностям — «ориентир» рассматривается как движитель самопроявления развивающейся личности.

Направленность ориентиров определяется их ценностью. Ценностность определяет значимость (направленность на созидание или деструкцию) достижения целей для самосовершенствования человека и способности его конструктивно влиять на социокультурную среду жизнедеятельности. Глубинный анализ научной литературы позволил выявить ученых, занимающихся проблемами ценностей в различных науках, направления их исследований, касающихся специфики данного феномена. Изучением проблемы ценностей и ценностных ориентаций занимались многие античные и зарубежные философы: Аристотель, Д. Белл, В. Виндельбанд, Л. Витгенштейн, Ф. Ницше, Г. Риккерт, Э. Тофлер, Ж.-П. Сартр, Сенека, А. Швейцер, А. Шопенгауэр и др. Среди отечественных исследователей, изучающих данную проблему, следует отметить следующих известных философов и социологов: Ф. М. Бородкого, М. П. Бочарова, В. В. Гречаного, С. И. Гессена, П. С. Гуревича, Е. Л. Дубко, В. Н. Дугина, А. А. Ивина, Н. О. Лосского, И. В. Согомонова, К. А Феофанова и др.

Каждая наука, исходя из сложившейся специфики научных подходов к процессу познания (своего поля исследования, научного аппарата, метода познания, пр.), исследует свой аспект феномена «ценностей»: философия — мировоззренческий, социология — социально типический, психология — структурно личностный, педагогика — личностно формирующий и т. п.

Исходя из специфики научной направленности конкретной науки были выделены подходы к пониманию ценностей:

  1. Философский подход (В. В. Гречанов, С. И. Гессен, П. С. Гуревич, Е. Л. Дубко, В. Н. Дугин, А. А. Ивин, Н. О. Лосский, И. В. Согомонов, К. А. Феофанов и др.).

В современной философской литературе понятие «ценность» употребляется в различных значениях:

− отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;

− воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;

− синонимизируется с культурно-историческими стандартами;

− ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным стилем жизни.

  1. Социологический подход (П. В. Алексеев, Ф. М. Бородкий, М. П. Бочаров, Ю. Г. Волков и др.). В социологии ценности — это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и внесемейному воспитанию, воздействию средств массовой информации и коммуникации, литературы, науки, искусства и т. п. «Ценности не являются чем-то обязательным для каждого члена общества, однако ориентация на них обществом приветствуется и поощряется, а уклонение — в той или иной мере осуждается» [35]. Ценность в данном подходе воспринимается в неразрывной связи с социальными нормами жизненной организации человека, его поведением и деятельностью.
  2. Психологический подход (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, Б. Г. Ананьев, Э. Берн, А. Г. Ковалев, А. Маслоу, К. К. Платонов, М. Рокич, З. Фрейд и др.). В психологии ценностные ориентации определяются через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко и др.), входят в структуру личности (Б. Г. Ананьев, Э. Берн, А. Г. Ковалев, А. Маслоу, К. К. Платонов, М. Рокич, З. Фрейд, и др.).

Теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы позволяет сделать выводы о том, что многие исследователи рассматривают ценности как некий высший уровень в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека, через которые, в том числе, описывается структура ценностей.

  1. Педагогический подход (Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, Б. З. Вульфов, И. Ф. Исаев, В. П. Кашин, А. В. Кирьякова, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, Л. В. Мосиенко, Н. Д. Никандров, Т. А. Ольховая, 3. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и др.). Педагогика, прежде всего, концентрирует свое внимание на целях, направлениях, содержании, методико-технологических основах педагогической деятельности с разными категориями детей по формированию у них ценностных ориентаций. Педагогика имеет следующие научные направления: общая педагогика, дошкольная и школьная педагогика, педагогика высшей школы, специальная педагогика, др. Необходимо отметить, что для каждого раздела педагогики важным становится направление по формированию ценностных ориентаций нравственной направленности, поэтому можно отметить, что педагогика изначально аксиологична.

Такой раздел педагогики, как «Педагогическая аксиология» отражает иерархию образовательных ценностей; определяет ориентиры по формированию ценностного сознания; ориентирует на ценностное отношение к миру и ценностное поведение личности.

Можно говорить о том, что все разделы классической педагогики (воспитание, обучение, педагогическая деятельность, др.), в своей основе несут аксиологическое начало, содержательно выражают смыслы и ценности высокого порядка. Образование, воспитание, обучение и педагогическая деятельность рассматриваются как основные человеческие ценности в работах известных советских и российских педагогов: Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Б. З. Вульфова, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, 3. И. Равкина, Г. И. Чижаковой и др. Ценности педагога и его педагогической деятельности, ценностные приоритеты модернизации российского образования раскрыты в работах В. А. Сластенина, В. П. Кашина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова, которые в своих работах подчеркивают идею о важности формирования так называемой «аксиологической пружины» личности. Цели и ценности студенческого общества — проблема исследования ученых-педагогов А. В. Кирьякова, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая и др.

Анализ научной педагогической литературы показывает, что понятие «ценность» в педагогике выступает как личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знания человека о мире, усвоенных культурных смыслов и обусловленное его собственным жизненным опытом, направленное на достижение совершенного бытия и гармоничное развитие.

Таким образом, понятие «ценностные ориентации» выражает сложную смысловую конструкцию, которая выступает результатом осознания человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, в целом определяющих образ жизни конкретного индивида на всех его возрастных этапах и всего общества.

Проанализировав различные подходы к пониманию существа «ценностей» и «ценностных ориентиров», мы можем выделить следующие их особенности:

  1. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» историчны, то есть зависят от исторического периода, культуры, традиций, экономического уклада конкретного общества.
  2. Ценности можно рассматривать как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества, так как любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Они являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, поэтому важно, чтобы ценностные основания как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества
  3. Без ценностей не может обходиться и развиваться ни одно государство и общество. Индивиды всегда могут придерживаться этих или иных ценностей, но у каждого человека набор ценностей свой, который формируется исходя из имеющегося у субъекта опыта. При этом у всех граждан одного национального сообщества всегда присутствуют некие общие универсальные ценности, которые выступают интегрирующим фактором, связывающим воедино все общество. Эти универсальные ценности формируются социальными институтами (семьей, системой образования, общественными организациями, др.).
  4. Система ценностных ориентаций складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций является важным показателем, характеризующим зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.
  5. Субъективная природа ценностей в значительной мере обусловливает не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько иерархию, меняющуюся в зависимости от конкретно-исторических условий жизнедеятельности человека. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о ценном и неценном.

Таким образом, «ценностные ориентации» — это движитель в самопроявлении, обусловленном интересами, предпочтениями и стремлениями достичь определенных целей, существенно сказывающимися на его социальном развитии, социализации. Они выступают результатом усвоения смыслов и ценностей общества в процессе его социального воспитания и социализации и представляют собой устойчивые социально-психологические образования, имеющие выражение в смысловых компонентах мировоззрения личности подростка, его мотивах деятельности, нравственных установках и убеждениях, устойчивых взглядах на окружающий мир, жизненных идеалах, принципах деятельности, нормах и правилах поведения. Ценностность определяет значимость достижения целей для самосовершенствования человека и способности конструктивно влиять на социокультурную среду жизнедеятельности. Значимость ценностных ориентаций человека характеризуется их направленностью на созидательное или деструктивное поведение. Они могут выражаться посредством осознания человеком или общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

Литература:

  1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  2. Димухаметов Р. С. Образование взрослых: социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров / Р. С. Димухаметов, Н. П. Димухаметова. – Saarbrucken, 2011. – 360 с.
  3. Димухаметов Р. С. Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения: монография / Р. С. Димухаметов. — Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. — 315 с.
  4. Димухаметов P. C. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: автореф. дис. док. пед. наук: 13. 00. 08 / P. C. Димухаметов; Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2006. – 45 с.
  5. Димухаметов Р. С. Экспериментальная разработка концепции повышения квалификации педагогов: монография. – Челябинск: Атоксо, 2005. — 200 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle