Библиографическое описание:

Иргашева И. А., Фомичева Н. В. Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 612-614.



В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состояние здоровья детей и их психологическое состояние не соответствует требованиям ФГОС и требует поиска условий, средств и методов формирования здоровьесберегающей среды школы.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, физическая культура, младшие школьники, здоровье

На сегодняшний день здоровые дети являются благополучием общества. Без здорового и умного подрастающего поколения у нации нет будущего. Сохранения здоровья нации, здоровья подрастающего поколения, развития их познавательных процессов, активизации умственных способностей, является важной социальной работой. В наше время, актуальная и современная задача начального образования является в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Современной школе необходимо дать младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить его использовать полученные знания в своей повседневной жизни [2].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сохранение и укрепление здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических ситуация является главнейшей проблемой, ведь именно дети определяют будущее страны, и решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда нации, повышение экономического, научного и культурного потенциала общества [7]. В данном аспекте основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в школах («Закон об образовании в Российской Федерации», ФГОС ОО и др.), также определяют актуальность исследуемой проблемы, т. к. указывают на то, что в общеобразовательных учреждениях должна быть создана здоровьесберегающая среда, способная обеспечить формирование здоровья детей и обучающихся.

Более того, здоровье как ценность рассматривается одним из параметров качества жизни населения, в том числе качества жизни детей вообще, и в учебном заведении в частности. Учитывая низкие показатели здоровья детей [6; 8], необходимо поиск средств, методов, условий решения проблемы формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Наблюдения за учебным процессом по физической культуре в рамках нашего исследования показали, что, учителя физической культуры недостаточно используют в образовательном процессе технологии здоровьесбережения, направленные на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни [4].

Формирование здорового образа жизни у младших школьников основывается на выявлении определенных особенностей здоровья в младшем школьном возрасте, необходимость в продуманности системы организации, направленной на физическое воспитание на уроках физкультуры, последовательность педагогического воздействия, кроме различных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе [1].

В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей в период их обучения в младшей школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности [3].

Если рассматривать использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроке как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения.

И понятно, что задачи каждого учителя и школы в целом, по подготовке ученика к самостоятельной жизни, предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков [10].

Проблема заключается в том, что недостаточно разработаны методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях требований ФГОС общего образования.

Целью нашего исследования является определение и теоретическое обоснование условий использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе младших школьников при новых требованиях ФГОС.

Одним из главных условий здоровьесберегающих технологий является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха влияет на формирование положительной мотивации к процессу обучения в целом, и этим самым снижает эмоциональную напряженность между учениками, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса [5; 9].

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования мы рассмотрели уровень психологического комфорта, настроения, активности, и здоровья учащихся младших школьников. В исследовании приняли участие 30 школьник (3 «А» класс). Результаты проведённого исследования по методике САН представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) школьников вначале эксперимента

3 класс

«С»

«А»

«Н»

баллы

1,89

1,77

2,02

Анализ результатов первоначального исследования психоэмоционального состояния учащихся выявил, что показатель настроения находится на среднем уровне, а самочувствие и активность детей ниже среднего уровня.

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что у 20,7 % учащихся индекс здоровья находится на высоком уровне, преобладающим уровнем индекса здоровья учащихся (46,1 %) является средний уровень, у 33,2 % учащихся наблюдается низкий уровень здоровья.

Данные результаты исследования послужили поводом для поиска и отбора здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать на уроках физической культуры и способных решать задачи ФГОС в аспекте оздоровления детей.

Следующими условиями можно представить:

– обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

– эмоциональная интенсивность урока, «взволнованность» учителя;

– обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться [6].

По нашему мнению, организация образовательного процесса младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий будет эффективна, если в процессе физического воспитания младших школьников включить элементы дыхательной гимнастики, практическое применение пальчиковой гимнастики, использование хатха-йоги, психогимнастика, активное использование подвижных игр на уроках и динамических переменах, физкультминуток и т. п., что и будет апробировано на формирующем этапе эксперимента [4].

Таким образом, можно заключить, что состояние здоровья детей и их психологическое состояние не соответствует требованиям ФГОС и требует поиска условия средств и методов решения данной проблемы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образовательный процесс в школе и созданная среда не способствуют формированию и накоплению потенциала здоровья детей. Следовательно, в учебный процесс необходимо включать здоровьесберегающие технологии, а именно, элементы дыхательных гимнастик, оздоровительно-гимнастических систем, фитнес технологии, нетрадиционных видов спортивной деятельности и др., что, на наш взгляд, будет соответствовать основным задачам здоровьесбережения младших школьников в рамках требований ФГОС. Эксперимент продолжается.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1978–48с.
  2. Балабанова, Л. И. Развивающее обучение: условия эффективности [Текст] / Л. И. Балабанова // Профессиональное образование. — 2002. -№ 3. — С.33–34.
  3. Иргашева, И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 595–598.
  4. Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2014. — № 25. — С.62–65
  5. Короткова, Е. А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям [Текст] / Е. А. Короткова, Н. В. Фомичева // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 8. — с.12–14.
  6. Поливаев, А. Г. Анализ состояния здоровья обучающихся общеобразовательных школ как показателя качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 7. — с.103–108.
  7. Поливаев, А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
  8. Поливаев, А. Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно-практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. — С. 93–96.
  9. Фомичева, Н. В. Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева // Международный научно-исследовательский журнал =ResearchJournalofInternationalStudies. — 2012. — № 5–3(5). — С.57–58.
  10. Фомичева, Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 123 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle