Библиографическое описание:

Абаева Х. А. Права женщин при вооружённых конфликтах // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 437-439.



Список международных документов, посвященных защите прав женщин и принятых начиная с 1945 г., поражает своей внушительностью. Статья 1 (3) Устава ООН гласит, что одной из целей ООН является «достижение международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и поощрение, и уважение прав и основных свобод человека независимо от его расы, пола, национальности и вероисповедания».

За последние десятилетия вооруженные конфликты унесли жизни миллионов гражданских лиц. Серьезные нарушения международного гуманитарного права и международного права прав человека стали распространенной практикой во многих вооруженных конфликтах. В определенных условиях некоторые из этих нарушений можно даже квалифицировать как акты геноцида, военные преступления или преступления против человечности.

За время вооруженных конфликтов женщинам приходится особенно тяжело. С начала конфликта они подвергаются разным видам физического и психологического насилия: убийства, потеря детей и мужей, пытки, аресты, перемещения…

Безусловно, положение женщин можно было бы облегчить, при условии полного соблюдения норм международного гуманитарного права.

Зачастую насилие против женщин применяется в вооруженных конфликтах в качестве оружия в борьбе с противником. Если женщинам все-таки удается выжить после таких страшных деяний, они, как правило, никуда не жалуются, боясь мести со стороны насильников.

В Резолюции 1820 от 19 июня 2008года «женщины и мир и безопасность» Совет Безопасности ООН требует у сторон, участвующих в вооруженном конфликте, принять меры для защиты мирных жителей от изнасилования и других форм сексуального насилия. Резолюция признает, что женщины и девочки часто подвергаются сексуальному насилию, применяемому, в том числе и качестве военной тактики, в целях унижения, подавления, устрашения.

Римский Статут Международного уголовного суда (МУС) 1998г. включает изнасилование и иные формы сексуального насилия в перечень военных преступлений и преступлений против человечности, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц.

Сексуальное насилие является одновременно и причиной, и следствием перемещения групп населения. Во всем мире женщины, спасающиеся от вооруженных конфликтов, находятся под угрозой насилия: в процессе перемещения, в лагерях, во время возращения. Для многих женщин насилие не заканчивается даже после бегства в соседние страны. Многие из числа вынужденных переселенцев и беженцев страдают от насилия со стороны работодателей, арендодателей и даже сотрудников местных гуманитарных организаций.

Слишком долго изнасилования и другие формы сексуального насилия рассматривались государствами как запретная тема, и государства не решались вмешиваться в решение данной проблемы. Резолюция СБ ООН 1828 от 32 июля 2008г дала ясно понять, что такого рода насилие является серьезным нарушением фундаментальных принципов международного гуманитарного права, которое обеспечивает защиту людей в ситуациях вооруженного конфликта, и обязала государства принимать меры.

В Резолюции 2122 от 18 октября 2013г отмечается большой вклад гражданского общества, включая женские организации, в дело предотвращения и урегулирования конфликтов и миростроительство, а также важность постоянных консультаций и диалога между женщинами и национальными и международными директивными органами.

В Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны и в дополнительных протоколах к ней 1977 года говорится о том, что женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность. В Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека, говорится о том, что «нарушения прав человека женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права». Все нарушения такого рода, включая, в частности, убийство, изнасилование, в том числе систематическое изнасилование, сексуальное рабство и принудительная беременность, требуют применения особенно эффективных мер. Систематические грубые нарушения и ситуации, представляющие собой серьезные препятствия на пути полного осуществления прав человека, по-прежнему имеют место в различных частях мира.

Также большую роль в данной проблеме играет гендерное неравенство. Гендерное насилие также усиливается во время вооруженного конфликта и после него. Гендерное насилие во время вооруженных конфликтов часто затрагивает целые сообщества, поскольку оно направлено на то, чтобы унизить, подавить и зародить страх во всех членах определенной группы.

В Платформе действий, принятой на Четвертой всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, воздействие последствий вооруженных конфликтов на женщин определяется в качестве важной области, которая требует принятия действенных мер со стороны международного сообщества и правительств. Кроме того, была подчеркнута необходимость обеспечения равного участия женщин в разрешении конфликтов на уровне принятия решений.

В 1998 году, на сорок второй сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по положению женщин, где обсуждалась проблема женщин в период вооруженных конфликтах, государствам-членам ООН и международному сообществу было предложено сделать новые шаги по ускорению реализации стратегических целей платформы в этой области, включая учет гендерной проблематики в политике и всех соответствующих программах. В числе решений, принятых в ходе заседания, были меры по обеспечению гендерной чувствительности при отправлении правосудия, решению конкретных проблем женщин-беженцев и перемещенных лиц, а также увеличения участия женщин в мероприятиях по поддержанию и укреплению мира, участия в принятии решений до и после окончания конфликтов, а также в предотвращении конфликтов.

Присоединение Республики Казахстан к важнейшим конвенциям и декларациям ООН и других международных организаций играет большую роль в совершенствовании и дальнейшем развитии национального законодательства, улучшении ситуации по соблюдению прав человека в отношении женщин, преодолению скрытой и открытой дискриминации женщин и детей. Конституция РК 1995 г. предусматривает приоритет международных договоров, ратифицированных республикой, перед ее законами. Такие международные договоры применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Основы гендерной политики уже были закреплены в Конституции Республики Казахстан принятой в 1995 году, так как именно она раскрыла возможности для полноценного вовлечения женского человеческого капитала в развитие Республики.

В статье 14 Конституции прописано, что все граждане равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться дискриминации, в том числе по половому признаку. Основной Закон заложил базовые принципы и критерии выстраивания правовой, политической, административной и в целом государственной системы в Республике Казахстан.

Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года N 1190 одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране.

В дальнейшем, Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005г. № 1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы

Особенно важным для улучшения положения казахстанских женщин и детей является присоединение и ратификация Республикой Казахстан Конвенции ООН “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин” от 18 декабря 1979 г. (Закон РК от 29 июня 1998 г.), “О гражданстве замужней женщины” от 29 января 1957 г., “О по­литических правах женщин” от 20 декабря 1952 г. (Закон РК от 30 де­кабря 1999 г.), “О правах ребенка” от 20 ноября 1989 г.

Факультативный протокол к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, совершенный в Нью-Йорке 6 сентября 2000 г., ратифицирован 4 июля 2001 г. Казахстан признал компетенцию Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать и рассматривать сообщения от лиц или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения прав, изложенных в конвенции. Комитет не рассматривает сообщение, пока не удостоверится в том, что все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны, за исключением случаев, когда применение таких средств защиты неоправданно затягивается или вряд ли принесет результат. Комитет может направить государству просьбу принять такие временные меры во избежание возможного непоправимого ущерба жертвам предполагаемого нарушения.

На сегодняшний можно говорить о значительных позитивных изменениях, произошедших с тех пор, как изнасилование старались не замечать, когда они считались «побочным продуктом» войны или преступлением против чести семьи. Результатом предпринимаемых усилий стало признание судами и международным сообществом того, что сексуальное насилие- это военное преступление и преступление против человечности, оно может быть инструментом осуществления геноцида и является угрозой международному миру и безопасности.

Литература:

  1. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 1996.
  2. http://ssrf.sudrf.ru/?page_id=334
  3. Гассар X. П. Международное гуманитарное право. М.: Изд. 1995.
  4. Поленика С В. Конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 1998.
  5. https://www.icrc.org/rus/resources/documents/faq/sexual-violence-questions-and-answers.htm
  6. Права человека: изложение фактов: № 22. Дискриминация в отношении женщин: конвенция и комитет /ООН. -Женева..995.
  7. Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / под ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2009. — 240 с.
  8. Международное гуманитарное право / под ред. проф. А. Я. Капустина. М.: Высшее образование. М.: Высшее образование, 2009. — 587с.
  9. Международное право и защита прав женщин. К 30-летию Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: прошлое, настоящее, будущее (материалы работы круглого стола Института государства и права РАН, 5 июня 2009 г.). Сост.: Скурко Е. В., Отв. ред.: Поленина С. В. Ин-т гос. и права РАН. — 2009.
  10. Яцентюк О. Н. Защита женщин и детей в международном гуманитарном праве // Международное публичное и частное право. Москва. Юрист. — 2007. — № 5. — 16–20.
  11. Салагай О. О. Вооруженные конфликты и здоровье человека: вопросы международного права // Правоведение. № 1. — 2009. — С. 75–84.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle