Библиографическое описание:

Сырова Н. В., Пестова А. Алгоритм эргономической разработки проекта кухни для начинающих дизайнеров // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 674-678.



Обучение в вузе носит преимущественно иллюстративно-объяснительный характер, будучи ориентировано, главным образом, на усвоение студентами готовых профессиональных знаний. При таком характере учебного процесса развивающие и воспитывающие возможности обучения используются далеко не полностью. Исполнительная деятельность студентов, преобладающая в образовательном процессе, мало способствует формированию у них стойких познавательных интересов, потребностей в овладении новыми знаниями. Поэтому процесс развития профессионализма будущих дизайнеров представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения, что включает в себя и предполагаемую работу с заказчиком дизайн-проекта [2, 92].

Одним из важных критериев в работе с заказчиком является очное обсуждение будущего проекта. Это очень важно, если предстоит работать с проектом, не ознакомившись с ним вживую. Чтобы избежать некоторых нюансов, связанных с недоговоренностью, недопониманием, которые в дальнейшем скажутся в последующих звонках для уточнения заказа, следует придерживаться определенного алгоритма, обобщенно говоря, зафиксировать всю необходимую информацию, связанную с эргономическими установками.

Алгоритм предварительного обсуждения с заказчиком дизайн-проекта кухни с учетом эргономических требований можно представить в следующем виде.

  1. Габаритные размеры помещения. В самом начале обсуждения проекта заказчик должен озвучить габариты помещения. Чаще всего они округляются до сотых, но так или иначе чем точнее будут размеры, тем лучше для дальнейшего перенесения в реальные объекты.
  2. Цель проектирования. Именно этот пункт будет основополагающим. То, к чему должны прийти в итоге, является ведущей задачей всего проекта. Существует некоторый ряд вопросов, которые помогут дизайнеру направить заказчика к особо важным характеристикам. Первый вопрос: «некуда складывать кастрюли?». Если задача состоит в этом, тогда следует настроиться на грамотное планирование внутреннего пространства. Второй вопрос: «хотите, чтобы ваша кухня имела оригинальный внешний вид?» — если так, то упор следует сделать именно на него. Но, существует и третий вариант, который включает в себя все выше перечисленное. Заказчик требует оригинального решения, но при этом, чтобы все было удобно, вместительно и компактно, но при этом совсем не учитывает часто встречаемые проблемы. В этом случае, начинающему дизайнеру будет нелегко. Для того, чтобы совместить все и сразу, проектировщику требуется немало опыта в этой сфере деятельности. Так как он должен иметь для себя некоторые критерии и характеристики, связанные с эргономикой кухонного помещения и жизненными необходимостями в опросе клиентов.
  3. Система коммуникаций. В своей работе дизайнер должен предусмотреть не только внешний функциональный облик помещения, но и устройство систем существующих коммуникаций (вентиляция, система водоснабжения, канализация, отопление, электричество). Очень часто такие системы устроены в определенных местах, перенос которых не предусмотрен. В таком случае надо сразу определить расположение двух главных зон: «зона воды» и «зона огня». Если газ не проведен, то определяется лишь зона воды. В том случае, если коммуникации будут переноситься, заказчику необходимо предоставить дизайнеру-проектировщику предполагаемые планы размещения коммуникаций.
  4. Основное оборудование. Необходимо определить планируемую технику, указав при этом все габаритные размеры. Здесь важно не делать упор на вариант со встроенной мебелью.
  5. Дополнительное оборудование. После того, как закончилось обсуждение главных моментов в проекте, определяется то, что размещается дополнительно в кухне: посуда, кастрюли и прочие бытовые предметы. Стоит ли детализировать размеры предметов? это зависит от предпочтения заказчика. Но необходимо учесть те предметы, которые обязательно должны присутствовать в кухне. Проектируя, надо продумать место, где будут располагаться вещи более высокие и объёмные.
  6. Состав семьи. Большое значение имеет количество и состав членов семьи, которые необходимо учитывать для более грамотного распределения параметров функциональных зон кухни. По окончании этого этапа беседы дизайнер должен четко понимать, какие габариты зон ему закладывать.
  7. Материалы и фурнитура. При обсуждении с заказчиком материалов и фурнитуры стоит определить, материал и текстуру каркаса; материал и текстуру фасада; материал и текстуру столешницы; основу фурнитуры; цоколь, фартук (стеновая панель), подсветку, барную стойку и т. п.

Все пункты необходимо фиксировать на бумаге. По окончании встречи к собранной информации добавляют ФИО заказчика, контактные данные (минимум номер телефона) и ставят дату встречи. Последнее бывает необходимо, когда после расчета стоимости выполняется звонок и заказчик отвечает нечто неопределенное «надо подумать». Необходимо вести хронологию событий, дабы не затягивать вопрос и контролировать ситуацию.

После достижения предварительной договоренности между заказчиком и дизайнером начинается основной этап проектирования кухни.

В российских условиях сформировалось два способа проектирования кухонь.

Первый вытекает из тех жилищных условий, что получены по наследству от эпохи советского строительства. Речь идет об ограниченном по площади помещении, в котором необходимо разместить мойку, газовую (электрическую) плиту, холодильник. При этом коммуникации перенести невозможно (а если и возможно, то ситуацию это никак не спасает). Проектировщик вынужден отталкиваться от коммуникаций и техники, потому как в противном случае либо техника не войдет, либо пойдет смещение в сторону от коммуникаций.

Второй способ применяется при проектировании кухонь в современных просторных квартирах и домах, где есть развернуться. Здесь подход несколько иной — кухня проектируется по зонам, исходя из целей и условий, выявленных при обсуждении проекта с заказчиком.

Первый — это вариант ограничений. Он вынуждает смешивать и менять местами зоны кухни. Дело в том, что коммуникации формируют зоны. Мойка, посудомоечная машина, стиральная машина должны располагаться как можно ближе к месту выхода труб водоснабжения и слива. Если варочная панель газовая, то она должна быть размещена не далее двух метров от газовой трубы. При этом вытяжку рекомендуется размещать прямо напротив вентиляционного канала. Сама варочная панель не должна соседствовать с холодильником или каким-либо пеналом, чтобы высокие температуры не могли повредить боковину рядом стоящего шкафа. Также панель не должна располагаться у окна, не должна контактировать со шторами или обоями. Учитывая, что на практике в большинстве квартир вода и газ находятся рядом, а вентиляционный канал вообще на противоположной стороне помещения, спроектировать удобную кухню достаточно сложно.

Во втором варианте кухня проектируется последовательно, зона за зоной, ровно настолько, чтобы решать поставленные задачи. Очевидно, что второй вариант более функционален и эргономичен.

Ряд зарубежных производителей фурнитуры вышли на российский рынок с собственной программой планировки кухни по зонам. Это выглядит следующим образом. На кухне выделяют пять зон: зона запасов, зона хранения, зона мойки, зона подготовки, зона приготовления еды.

Именно в указанном порядке и размещают зоны. Т. е. вначале идет зона запасов, в которой хранятся продовольственные товары. Это зона для холодильника, морозилки и шкафов под продукты. В этой зоне стараются разместить все продукты (исключение — приправы, уксус, соль, масло и т. п.). Затем идет зона хранения, в которой располагают посуду, стаканы и столовые приборы. Следующая — зона мойки. Это не только сама мойка, но и посудомоечная машина. В этой зоне располагают мусорные ведра, чистящие средства, средства для мытья посуды и другую бытовую химию. Учитывая специфику — контакт с водой, необходимо предусмотреть место под полотенца. Потом начинается зона подготовки. Это место используется для приготовления еды (например, резка), ее обработки (например, снятие кожуры), подготовки к варке и выпечке. В этой зоне должны «обитать» разделочные доски, кухонные комбайны и другие вспомогательные приборы, приправы, уксус, масло, соусы и т. п. Учитывая, что именно в этой зоне осуществляется большинство операций по приготовлению пищи, данная зона должна быть достаточно просторной (рекомендуется ширина не менее 900 мм) и хорошо освещенной.

И, наконец, зона приготовления еды. В этой зоне располагаются варочная панель, духовой шкаф, микроволновая печь и вытяжка. Здесь хранятся кастрюли, сковородки и прочая утварь. Данная зона также требует хорошего освещения.

При любом варианте проектирования дизайнер должен мыслить категориями зонирования, а не модулями. Именно зонирование позволяет избежать хаотичной расстановки модулей, делает кухню удобной, а работу на ней менее утомительной.

В проекте рекомендуется за основу взять вариант проектирования по зонам. А вариант проектирования по коммуникациям рассматривать как частный случай смешивания зон.

В связи с этим очень часто помимо проектирования самой мебели приходится давать рекомендации по воде, газу и электричеству. Например, разместив духовой шкаф, необходимо дать рекомендацию по размещению розетки в соседнем модуле (или за ящиком под духовым шкафом, или за цоколем и т. п.). Без такого указания заказчик нередко располагает розетку прямо за духовкой, что потом не позволяет установить технику.

Для удобства дизайнеру рекомендуется разработать алгоритм проектирования кухни и размещаемого в ней оборудования. Пример такого алгоритма, применяемый сотрудниками и партнерами проекта PROМЕБЕЛЬ [3], приведен ниже.

  1. Определить габариты кухни (высота, глубина, ширина).
  2. Определить высоту и глубину нижних модулей.
  3. Определить глубину столешницы.
  4. Определить расстояние от поверхности столешницы до верхних модулей.
  5. Определить высоту и глубину верхних модулей.
  6. Отметить маркером на копии листа замера те нюансы, что должны быть учтены (газовая труба, слив, краны, системы центрального отопления, подоконники и т. п.).
  7. Разбить кухню на зоны.
  8. Разбить зоны на модули.
  9. Отметить все нюансы каждого модуля (пазы, смещение задней стенки, фурнитура и т. д.).
  10. Продумать схему монтажа, письменно зафиксировать этапы.
  11. Выбрать материалы и их цветовую гамму.
  12. Построить модули (вставить из библиотеки и отредактировать, включая материал каркаса, материал фасада, пазы, кромку и присадку)
  13. Построить столешницу.
  14. Построить дополнительные элементы (фальши, цоколь, крыша и т. п.).
  15. Построить недостающие пазы.
  16. Накладывание недостающей кромки.
  17. Расстановка недостающей присадки (крепежа, отверстий и т. д.).

В итоге получается компьютерная модель размещения оборудования кухни. Она пересылается на производство, где специалист формирует из модели чертежи. Инструкция сборки (схема монтажа) отсылается в службу монтажа. На этом проектирование оборудования можно считать законченным.

Проектирование кухни начинается с определения габаритов будущего оборудования. Как правило, габариты задает заказчик, решая какое место в помещении будет отдано под оборудование. Практика показывает, что в большинстве заказчики стремятся занять пространство по максимуму. Указанные заказчиком размеры принимаются дизайнером как габаритные. Если часть кухни ведется до стены, на которой расположено окно, следует уточнить, надо ли оставить место под шторы, нет ли здесь батареи. Это уточнение позволит сразу подкорректировать габариты оборудования кухни.

Как правило, помимо габаритов заказчик задает и тип кухни — прямая, угловая и т. д. Если он затрудняется сказать, то тип кухни будет определяться помещением и размерами кухонных зон

Несмотря на то, что речь идет об индивидуальном заказе, необходимо помнить следующее:

 глубина столешницы 600 мм,

 расстояние от пола помещения до верхней плоскости столешницы — 850–900 мм,

 высота фасадов 720 и 960 мм,

 высота цоколя 100 мм,

 расстояние от верхней плоскости столешницы до нижней плоскости верхних модулей — 550–600 мм.

Можно уходить от этих размеров, они не являются догмой, но некоторые материалы изначально ограничены в габаритах. Например, столешницы постформинг, как правило, все изготавливаются глубиной 600 мм. В некоторых случаях приходится подстраиваться под стандартную сетку типоразмеров фасадов и т. п.

Помимо ограничения по материалам вышеприведенные размеры сформировались под влиянием эргономических требований. Поэтому любая «самодеятельность» должна быть целесообразна и оправдана. И уж точно согласована с заказчиком и с производством.

Данный алгоритм предназначен для начинающих дизайнеров, когда стоит проблема обучения. Эти рекомендации не дают ответы на все вопросы, их задача — дать необходимый минимум будущему дизайнеру, точное представление того, что от него требуется. Дальнейшее обучение должно проводиться под ту конкретную систему модулей, материалов и фурнитуры, которая будет использована при проектировании конкретной кухни.

Литература:

  1. Рунге, В.Ф., Эргономика в дизайне среды: учебное пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — М.: Архитектура — С, 2005. — 328 с.: ил.
  2. Серова, О.В., Модель профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров / О. В. Серова // Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика — 2012. — № 4 (18). — С. 90–93.
  3. Алгоритм работы дизайнера с заказчиком [Электронный ресурс] / Архитектурное проектирование и дизайн — Режим доступа: http://graylingdesigne.com/dizayn-interera/shema-raboti/ (Дата обращения: 07.11.2016 г.).
  4. Разработка дизайн-проекта [Электронный ресурс] / Правовая школа «12 правил» — Режим доступа: http://12pravil.ru/dc_kurs(Дата обращения: 07.11.2016 г.).
  5. Геометрические характеристики и размеры помещения [Электронный ресурс] / Файловый архив студентов — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3609239/page:2/ (Дата обращения: 07.11.2016 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle