Библиографическое описание:

Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 574-577.



В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, проектная технология

Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех его уровнях. В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования [8].

В современном образовании все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Так в Федеральном Образовательном стандарте начального общего образования приведен перечень требований к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы, среди которых мы особое внимание уделили такому требованию как: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [17].

Выделяя основные тенденции в современном образовании, А. Г. Асмолов отмечает: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанным подходом здесь выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения» [1].

Анализируя методическую литературу и отмечая в ходе реализации программ развивающего обучения, можно выделить ряд проблем, затрудняющих переход школьников на следующую ступень образования: очень низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью школьников и практическими упражнениями и заданиями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Среди многочисленных вариантов реформирования системы образования в целом, переход к инновационному обучению и внедрению новых современных педагогических технологий, рассматривается сейчас в качестве главного направления развития. Одним из решений этих проблем является введение в педагогический процесс современных педагогических технологий, в контексте нашего исследования приоритетной для нас является проектная технология.

Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями так и их практической реализацией в различных учебных заведениях и имеют следующие сущностные характеристики такие как: интеграция знаний в реальную деятельность; активная самостоятельная деятельность; выбор, обоснование и оценка эффективности выполненной работы; взаимодействие в команде; созидание продукта деятельности [4].

Так, Е. С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [13]. В. Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [16].

Перед современным образованием стоит задача ‒ помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут являться необходимыми в их будущей жизни, объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, [10] реализовать данные задачи можно с помощью внедрения в образовательный процесс современной школы гуманитарных технологий, а именно кейс-технология[5], квест-технология [14], [7], на современном этапе образования одной из наиболее востребованных считается проектная технология [4], [11].

Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса школьников к учебной деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность, в ходе которой учащиеся приобретают социальные, нравственные знания, связанные с планированием личной познавательной деятельностью [6], которую они выполняют в течение определенного времени, что способствует приобретению социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни [12], развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Семенова Н. А. отмечает, что основными задачами проектной технологии в начальной школе на современном этапе является [15]:

‒ формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях;

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни [15].

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека, Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Для успешной реализации проектной технологии необходимо: создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика; обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами; интеграция в рамках межпредметной связи; использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя; умение применять полученные знания в жизни.

Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что данная технология ориентирована на практический, реальный результат, так как во время выполнения заданий строятся новые отношения между учениками и учителем, расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес, появляется возможность проявить свои организаторский способности [9], а так же он позволяет школьнику возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008 г. 158 с.
  2. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2009. 196 с.
  3. Дьюи Дж. Школа будущего. М.: Госиздат, 1926.
  4. Жеребятникова Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза. диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Забайкальский государственный университет. Чита, 2013.
  5. Жеребятникова Г. В. Кейс-технология как средство формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном процессе современного вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3–4 (45). С. 13–14
  6. Жеребятникова Г. В., Лучкина Т. В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика. Психология». 2013. № 1 (33) SPIN-код 5096–7723
  7. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 184 с.
  8. Концепция модернизации Российского образования до 2020 г. URL: http://edu.mari.ru (дата обращения: 9.11.2016 г).
  9. Камалова Х. А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Уфа. 2014. С. 96–99.
  10. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения: 15.10.2016 г).
  11. Николаюк И. В. Методика выполнения творческих проектов: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей / И. В. Николаюк. Чита. Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та. 2008. 88 с. SPIN-код: 8593–5802
  12. Николаюк И. В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Забайкал. гос. гум. пед. унив.им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2009. 24 с. SPIN-код: 8593–5802
  13. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. М.: Академия, 2008. — 392 с.
  14. Радецкая И. В., Сорока И. Ю., Варфоломеева О. Г.. CONTEMPORARY EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN // ПедагогическийжурналБашкортостана. № 5(60). 2015. С. 84–90. SPIN-код: 8593–5802
  15. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 70–74.
  16. Стернберг, В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. — Владимир, 2002. 206 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle