Библиографическое описание:

Царев В. Е., Вершина Д. А. Исследование проблем в организационно-правовой структуре компании Приморского края ОАО «Владхлеб» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 418-421.



В центре внимания научной работы лежит исследование проблем в организационно-правовой структуре компании ОАО «Владхлеб» г.Владивостока. В данной статье будут выявлены проблемы и пути совершенствования организационно-правовой структуры компании.

Ключевые слова: экономика, организация деятельности, бизнес, организационно-правовая структура

Введение

В Российской Федерации значительная часть организаций действует и развивается в условиях жесткого ограничения финансовых ресурсов. Ведущей задачей, решаемой на общегосударственном уровне при возникновении подобной проблемы, выступает поиск путей максимально продуктивной эксплуатации имеющихся ограниченных ресурсов и наиболее подходящей организационно-правовой формы предприятия. Проблема является наиболее острой в момент проведения реформ, которые затрагивают социальные и экономические стороны устройства окружающего общества.

Организационно-правовые формы, которые преобладают в настоящее время в Российской Федерации оказываются крайне неэффективными на предприятии по ряду параметров. Предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций также не могут быть эксплуатированы полноценно. В современных условиях наибольшее значение приобретает выбор предпринимателем организационно-правовой формы предприятия в зависимости от вида и содержания предусмотренной к реализации деятельности. Указанное особенно важно в условиях постоянно изменяющегося гражданского законодательства, которое предлагает нам новые формы союзов для ведения некоммерческой деятельности и крестьянского хозяйства, которые в большей степени отличаются от предшествующих. Каждый инициатор коммерческой деятельности обязан всесторонне проанализировать и изучить проблемы выбора организационно-правовой формы и специфику каждой из них [4, с. 176]. Данные вопросы в статье будут рассмотрены на примере Владивостокской компании ОАО «Владхлеб», организационно-правовая форма которой — открытое акционерное общество.

Проблемы ворганизационно-правовой структуре компании ОАО «Владхлеб»

Под открытым акционерным обществом (ОАО) принято понимать коммерческую организацию, капитал которой разбит на акции. Ценные бумаги находятся у самих участников, которые они могут продавать, менять или дарить. Никаких разрешений на данный вид деятельности не требуется. Участники данного общества имеют риски только в пределах своих долей. Доли, в свою очередь, прописаны в ценных бумагах. Помимо этого, участники не отвечают личным имуществом по своим обязательствам [3, с. 503].

Первостепенная разница между обществом с ограниченной ответственностью (ООО) и открытым акционерным обществом (ОАО) заключается в следующем: акционерное общество обязано ежегодно публиковать свою бухгалтерскую отчетность [3, с. 813].

Безусловно, предприятие «Владхлеб», выбрав за основу такую организационно-правовую форму, как общество с ограниченной ответственностью (ОАО) обзавелось рядом преимуществ, таких как:

  1. Возможность выполнения мобилизации финансовых ресурсов при их дефиците;
  2. Свободная продажа и передача акций;
  3. Потеря акционерами в случае банкротства фирмы только той суммы, которая первоначально была внесена ими при покупке акций;
  4. Возможность быстрого и легкого перевода денежные средства из одной отрасли в другую;
  5. Увеличение организационной и стратегической устойчивости компании за счет точного и строгого разделения функциональных обязанностей обладания и управления организацией [1].

Несмотря на представленный перечень преимуществ компания располагает рядом проблем, возникающих в подобного рода организационно-правовой структуре.

Ещё в 90-ые года XX столетия в ходе регистрации устава у предприятия появляется множество трудностей и препятствий, связанных с бюрократическими процедурами [1]. Что тогда, что и сейчас, бюрократическая система Российской Федерации пребывает настолько неблагополучном положении, что представляет угрозу для благополучного развития общества. Бюрократия все еще является основополагающей проблемой таких процессов, как регистрация бизнеса и его дальнейшее функционирование на начальных этапах развития.

Компания «Владхлеб» не стала исключением. При формировании общества открытого типа организация столкнулась со несколькими серьезными бюрократическими барьерами. Длилось это вплоть до конца 1994 года [1].

Как известно, главной особенностью акционерного общества, которая выделяет его из ряда других юридических лиц, является эмиссия акций, как ценных бумаг, в процессе создания общества. Выпуск акций, в том числе и первичный, требует обязательной государственной регистрации [1, с.17–18]. На этой стадии у компании так же возникли большие проблемы. Это было связано с огромным количеством бюрократических барьеров ввиду активного развития бюрократизма в стране [1].

В 2012 году компания столкнулась с ещё одной, вполне серьёзной, проблемой. И ввиду того, что компания выбрала такую организационно- правовую форму, как ОАО, отсюда последовал ещё один неприятный момент. Дело в том, что финансовое положение организации «Владхлеб» в 2012 году резко ухудшилось, так как цены на муку выросли на 46 %. Учитывая необходимость обеспечения предприятия постоянным запасом сырья, учитывая условия работы с поставщиками строго по предоплате, а также ужесточение требований технических регламентов для хлебопекарной отрасли, совет директоров порекомендовал принять такое решение: не распределять прибыль по итогам 2012 года, дивиденды не выплачивать. Гендиректор «Владхлеба» Дмитрий Шинкаренко полностью поддержал эту идею, подкрепляя это тем, что ввиду перебоев с поставками муки, предприятие было вынуждено держать большой запас сырья (на 3 месяца) для бесперебойной работы, что, конечно же, требовало больших финансовых вложений [1]. Данный случай характеризует один из основных недостатков такой организационно-правовой формы, как ОАО — возникновение проблем при выплате дивидендов.

Стоит также отметить ещё один немаловажный недостаток любого открытого акционерного общества («Владхлеб» не является исключением): обязанность раскрывать годовой отчёт общества, годовую бухгалтерскую отчётность. И следствие — постоянный рост конкуренции. Дмитрий Шинкаренко заостряет внимание на том, что в настоящее время активными темпами происходит вытеснение продукции компании развивающимися торговыми сетями в городе и крае. В целях сохранения объемов производства и реализации продукции предприятие в 2012 году начало работу по выходу на рынок Дальневосточного региона. На данный момент, в 2015 году, продукция компании активными темпами распространяется за пределы Приморского края. Уже сейчас можно заметить на прилавках многих магазинов городов Хабаровского края, Камчатского края, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей продукцию «Владхлеба» [1].

Пути совершенствования организационно-правовой структуры компании ОАО «Владхлеб»

Множество форм собственности характеризует экономику страны как разностороннюю и гибкую систему. Большую роль играет побуждение исследования основных теоретических и практических вопросов продуктивного развития и улучшения различных организационно-правовых форм. Уровень значимости разрешения данной проблемы возвышается ввиду необходимости принятия мер по выводу экономики страны из состояния кризиса [4, c. 63–64]

Как правило, формы собственности не исключают, а дополняют друг друга. Организационно-правовые формы предприятий ссылаются на определенный тип отношений собственности, который формирует в итоге конкретный хозяйственный строй и его детализированную структуру.

Масштабы производства отечественной продукции и обеспечения продовольственной безопасности России повышается за счет совершенствования организационно-правовых форм путем государственного вмешательства с учетом повышения конкурентоспособности отраслей экономики страны. Таким образом расширяется внутренний рынок страны, и на этой основе происходит сокращение импорта продукции [2 с. 73]. Проблема совершенствования подразумевает структурирование и уточнение функций подразделений, определение соответствующих прав и функциональных обязанностей каждого руководителя и подчиненного, устранение иерархичной многоступенчатости, дублирования функций и вытекающих из этого сложных информационных потоков. Первостепенной задачей в данном случае является повышение эффективности управления.

Организационно-правовая структура нацелена, в первую очередь, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы и распределение между ними функциональных прав и ответственности. [1, с. 117]

Итак, после того, как были перечислены и проанализированы основные проблемы в организационно-правовой структуре компании «Владхлеб», необходимо найти пути их решения.

Преодоление проблем формирования и регистрации ОАО и эмиссии ценных бумаг (первые две основные проблемы, с которыми столкнулась компания), в принципе, требовало затрат лишь времени и сил. Так как основная проблема компании заключалась в жестких бюрократических барьерах. Пройти данные барьеры — это самое первое испытание, с которым сталкивается любая компания при формировании своей организационно-правовой формы. Спустя пару лет, в 1994 году, компания «Владхлеб» смогла преодолеть этот начальный этап [1]. В следствии, организацией было сформировано общество открытого типа, а так же была пройдена обязательная государственная регистрация по выпуску акций.

Если две первые проблемы, по факту, зависели лишь от неэффективной бюрократической системы государства и решались незамысловатыми путями, то следующее препятствие — возникновение проблем при выплате дивидендов, имело уже другой, более серьёзный, характер. Данная проблема возникла по причине того, что финансовое положение компании резко ухудшилось, ввиду того, что цены на муку увеличились на 40 %. Заместитель министра сельского хозяйства Николай Дранкович объяснил это двумя причинами: 1.cтремительный рост цен на зерно; 2.падение курса национальной валюты [1].

В данной ситуации решению поддаётся лишь первый пункт, так как второй зависит от множество политико-экономических факторов, изменение которых лежит на национальном и международном уровнях. Компания «Владхлеб» напрямую взаимодействует с несколькими оптовыми компаниями, торгующими сырьём для пекарни. В 2012 году произошло так, что цены у поставщиков выросли моментально на 40 %. Компания совсем не ожидала такого поворота событий и вошла в критическое финансовое положение. Но всегда можно найти какой-либо компромисс между поставщиком и заказчиком, дабы сгладить сложившуюся неблагоприятную для заказчика ситуацию, и повернуть всё в положительную сторону для обеих сторон. Наиболее эффективный способ — предложить поставщику наиболее выгодное обоюдное соглашение. Например, изменить условия платежа, доставки, отгрузи и тому подобное, которые будут более приемлемы именно для поставщика. Тем самым, издержки компании немного повысятся, безусловно, но при этом, у «Владхлеба» появляется прекрасная возможность договориться о значительной скидке на стоимость сырья, учитывая то, что сотрудничают компании уже на протяжении долгого времени. Таким способом можно, хоть и не решить, но в значительной степени сгладить критическое финансовое положение компании. И в следствии, возможен такой расклад, что совет директоров решит в конечном счёте распределить прибыль по итогам года и выплатить дивиденды акционерам и участниками.

Ещё одна проблема, с которой столкнулась компания «Владхлеб», и сталкивается любая другая организация, зарегистрировавшая себя как ОАО — обязанность раскрывать годовой отчёт общества, годовую бухгалтерскую отчётность (согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации).

Из этого следует, что всевозможные отчетные документы со статистическими показателями хранятся на сайте компании и доступны в открытом доступе в сети Интернет. Конкурентоспособность продукции, в том числе и компании «Владхлеб», тем самым падает. Всё это происходит ввиду появления новых развивающихся огромных торговых сетей, которые вытесняют продукцию компании «Владхлеб» с рынка г. Владивостока и Приморского края в целом, так как имеет в своём распоряжении полную базу данных и расходах и доходам других компаний.

В данном случае присутствует лишь один путь выхода из данной ситуации, которому, собственно, компания «Владхлеб» следует последние несколько лет — распространение продукции компании за пределы Приморского края, на рынок Дальневосточного региона. Тем самым происходит расширение сферы влияния организации. Если продукт конкурентоспособен по своей сути, то пробиться на другие рынки и занять свою нишу у него не составит труда.

Заключение

Из всего вышесказанного следует следующий вывод: мониторинг развития отрасли на ближайшую перспективу в целом располагает положительными результатами и позволяет утвердить благоприятные условия для дальнейшего расширения сферы деятельности ОАО «Владхлеб».

К числу возможных факторов риска, способных оказать влияние на развитие хлебопекарной деятельности компании ОАО «Владхлеб», следует отнести:

  1. Снижение спроса на производимый компанией вид продукции;
  2. Возможное возникновение проблем в целом отрасли;
  3. Рост конкуренции на внутреннем рынке ввиду стремительного развития и освоения отрасли;
  4. Рост цен на сырье, предоставляемое поставщиками.

Основным фактором предполагаемого сокращения объемов реализации продукции компании ОАО «Владхлеб» является конкуренция со стороны местных небольших производственных организаций, расположенных в г. Владивостоке.

Для сокращения риска возникновения данных факторов ОАО «Владхлеб» проводит гибкую ценовую политику и укрепляет связи с партнерами.

Литература:

  1. Золотов, Б. А. Организационное проектирование: учебно-методическое пособие / Б. А. Золотов, В. И. Золотова — Владивосток: Издательство Дальневосточный федеральный ун-т, Шк. экономики и менеджмента. — Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2014. — 126 с.
  2. Макарова, О. А. Корпоративное законодательство и пути его совершенствования / О. А. Макарова. — Москва: Издательство Правоведение, 2010–98 с.
  3. Раицкий, К. А. Экономика организации / К. А. Раицкий — Москва: Издательство Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 1012 с.
  4. Федорова, Н. Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие / Н. Н. Федерова — Москва: Издательство ТК Велби, 2010. — 256 с.
  5. Официальный сайт ОАО «Владхлеб» — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vladhleb.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle