Проблемы разъяснения прав при осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фадеев, П. В. Проблемы разъяснения прав при осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства / П. В. Фадеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25.1 (129.1). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35741/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье на основе анализа уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики исследуются проблемы реализации права участников уголовного судопроизводства на применение мер процессуальной и иной безопасности, мер социальной поддержки.

Ключевые слова: государственная защита, меры безопасности, меры социальной поддержки, принципы, правовой статус, обеспечение прав, органы уголовного судопроизводства.

Разъяснение прав, обязанностей и ответственности участников уголовного судопроизводства входит в состав уголовно-процессуальных принципов, является неотъемлемой частью отдельных уголовно-процессуальных институтов, правового статуса его участников, важным направлением (видом) деятельности государственных органов уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст. 11 УПК РФ суду, прокурору, следователю, дознавателю вменено в обязанность разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что обеспечение данного вида деятельности при осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства нуждается в совершенствовании. Во-первых, это связано с крайне низкой информированностью участников уголовного судопроизводства об их праве, содержании и порядке применения мер государственной защиты. Проведенные исследования по этому вопросу показали, что только треть опрошенных следователей информируют потерпевших об их праве на ходатайство о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ [1, с. 241], из них всего 8,3 % разъясняют содержание этого права [7, с. 140]. В тоже время в России из числа 2 млн. потерпевших и свидетелей, ежегодно подвергающихся угрозам с целью изменения либо отказа от даваемых показаний [3], только около 3 тыс. человек получают реальную защиту [4].

Во-вторых, с закреплением прав и обязанностей участников уголовного процесса, а также оснований и порядка их реализации не только в отдельных статьях УПК РФ, но и в других нормативных правовых актах, несмотря на установленный ч. 1 ст. 1 УПК РФ обязательного порядка уголовного судопроизводства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» определяются содержание, основания, сроки проверки и применения процессуальных и иных мер безопасности, мер социальной поддержки [6].

В-третьих, с несоответствием содержания права участника уголовного судопроизводства на государственную защиту принципу международного права на своевременное и полное его информирование [2, с. 106; 5]. Как показывает анализ уголовно-процессуального законодательства, обязанность государственных органов уголовного процесса ограничена разъяснением только мер процессуальной безопасности, в основном связанных с анонимностью участника уголовного судопроизводства.

На наш взгляд, такой подход существенно затрудняет обеспечение прав участников уголовного судопроизводства в сфере государственной защиты.

С учетом вышеизложенного и в целях единообразного применения уголовно-процессуального законодательства представляется необходимым:

п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ изложить следующим образом: «знать основания и порядок осуществления мер безопасности и социальной поддержки, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса».

п.7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ изложить следующим образом: «знать основания и порядок осуществления мер безопасности и социальной поддержки, ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса»;

ч. 1 ст. 317.9 УПК РФ изложить следующим образом: «При необходимости обеспечить безопасность подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, его близких родственников, родственников и близких лиц, разъясняются основания и порядок осуществления мер безопасности и социальной поддержки, применяются меры безопасности, предусмотренные статьей 11 и пунктом 4 части второй статьи 241 настоящего Кодекса»;

ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» изложить следующим образом: «Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, указанного в частях 1–3 статьи 2 настоящего Федерального закона, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны разъяснить основания и порядок осуществления мер безопасности и социальной поддержки, проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении».

Литература:

  1. Комиссаров В. И., Славгородская О. А. Гарантии прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — М., 2011. С. 238–247.
  2. Макеева Н. В., Макеев А. В. Влияние решений европейского суда по правам человека на развитие института обеспечения личной безопасности участников уголовного судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 105–108.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 792 (ред. от 24.05.2012 г.) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009–2013 годы» // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4778.
  4. Постановление Правительства РФ от 13.07.2013 N 586 (ред. от 13.08.2015) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы» // СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 3965.
  5. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. С. 114–116 / СПС «КонсультантПлюс».
  6. СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534 / СПС «КонсультантПлюс».
  7. Синенко С. А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: монография. — Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное судопроизводство, РФ, социальная поддержка, государственная защита, мера, порядок осуществления мер безопасности, уголовно-процессуальное законодательство, государственная защита потерпевших, правовой статус, правоприменительная практика.


Ключевые слова

правовой статус, принципы, государственная защита, меры безопасности, меры социальной поддержки, обеспечение прав, органы уголовного судопроизводства

Похожие статьи

Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей

Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ. Так, в ч.3 ст.11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему...

Государственная защита субъектов уголовно-процессуальных...

Государственная защита участников уголовного судопроизводства нормативно определяется через категорию меры безопасности, перечень которых нормативно установлен, а также меры социальной поддержки.

Историческая ретроспектива становления и развития института...

уголовное судопроизводство, РФ, Государственная Дума, Российская Федерация, Президент РФ, обеспечение безопасности, Совет Федерации, уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность...

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц...

В соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» одной из главных задач МВД является «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей...

Проблемы применения мер пресечения, не связанных с лишением...

‒ выработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства РФ с целью оптимизации его норм и повышения эффективности правоприменительной практики избрания и применения мер пресечения...

Защита интересов обвиняемых и потерпевших... | Молодой ученый

Защита интересов обвиняемых и потерпевших в восстановительном уголовном судопроизводстве РФ.

Сложившаяся практика представляется не совсем справедливой, поэтому появление восстановительного правосудия следует считать эффективным и весьма...

О понятии защищаемого лица в уголовном судопроизводстве

защищаемое лицо, уголовное дело, государственная защита, уголовное судопроизводство, РФ, лицо, уголовное правосудие, принцип охраны, свобода человека.

Сравнительно-правовой анализ становления и развития...

Меры, обеспечивающие защиту участников уголовного судопроизводства (защита потерпевших, лиц, содействующих правосудию, свидетелей, прокуроров, судей).

Процессуальные гарантии прав личности при применении мер...

Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам...

Похожие статьи

Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей

Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ. Так, в ч.3 ст.11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему...

Государственная защита субъектов уголовно-процессуальных...

Государственная защита участников уголовного судопроизводства нормативно определяется через категорию меры безопасности, перечень которых нормативно установлен, а также меры социальной поддержки.

Историческая ретроспектива становления и развития института...

уголовное судопроизводство, РФ, Государственная Дума, Российская Федерация, Президент РФ, обеспечение безопасности, Совет Федерации, уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность...

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц...

В соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» одной из главных задач МВД является «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей...

Проблемы применения мер пресечения, не связанных с лишением...

‒ выработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства РФ с целью оптимизации его норм и повышения эффективности правоприменительной практики избрания и применения мер пресечения...

Защита интересов обвиняемых и потерпевших... | Молодой ученый

Защита интересов обвиняемых и потерпевших в восстановительном уголовном судопроизводстве РФ.

Сложившаяся практика представляется не совсем справедливой, поэтому появление восстановительного правосудия следует считать эффективным и весьма...

О понятии защищаемого лица в уголовном судопроизводстве

защищаемое лицо, уголовное дело, государственная защита, уголовное судопроизводство, РФ, лицо, уголовное правосудие, принцип охраны, свобода человека.

Сравнительно-правовой анализ становления и развития...

Меры, обеспечивающие защиту участников уголовного судопроизводства (защита потерпевших, лиц, содействующих правосудию, свидетелей, прокуроров, судей).

Процессуальные гарантии прав личности при применении мер...

Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам...

Задать вопрос