Библиографическое описание:

Ахметова И. Е. Особенности административно- правовых санкций в сфере безопасности дорожного движения // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 453-455.



Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности дорожного движения, играет в настоящее время ключевую роль среди других мер воздействия в отношении данной категории субъектов.

В соответствии с ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, за данные нарушения применяются следующие виды административных наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; а также административный арест [1].

В силу ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение применяется за административные правонарушения, совершенные впервые, если отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, а также объектам животного и растительного мира, окружающей среде, памятникам истории и культуры народов РФ, безопасности государства, а равно угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при отсутствии материального ущерба.

Тем самым, предупреждение является наиболее мягкой мерой наказания, однако, она подчеркивает факт привлечения лица к ответственности и сохраняет свою юридическую силу на весь период действия вынесенного постановления. Кроме того, предупреждение напоминает субъекту о том, что при совершении нового правонарушения возможна более жесткая ответственность.

Изучение свидетельствует о том, что среди всех санкций, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, предупреждение встречается в 7,6 % случаев, причем применяется в качестве альтернативной меры наказания. Альтернативой предупреждению неизменно является штраф в сумме 500 рублей.

Сказанное выше свидетельствует о том, что эффективность предупреждения, как меры административного наказания является минимальной.

Так, ст. 12.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Различие ч.1 и ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ заключается в наименовании предмета правонарушения. Кроме того, ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ представляет собой квалифицированный состав.

Между тем, санкции, как в ч.1, так и в ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ совпадают и выражаются в наложении предупреждения или штрафа в сумме 500 рублей. Думается, что обе санкции, в данном случае, являются чрезмерно мягкими, в особенности предупреждение, не соответствуя характеру правонарушения.

Статья 3.5 КоАП РФ подробно регулирует порядок и условия применения административного штрафа, а также его размеры.

Изучение показало, что штраф, предусматривается главой 12 настоящего Кодекса в 77,2 % случаев, в том числе, как альтернативная мера наказания-25,4 %.

Наиболее распространенными суммами штрафа за нарушение правил безопасности дорожного движения являются: 500–800 руб. (16,8 %); 1000–1500 руб. (14,6 %); 5000 руб. (10,6 %); 25.000–30000 руб. (8,9 %).

Крайне редко применяются штрафы в размере: 35.000–50.000 руб. (4,4 %); 5000–10000 руб. (3,9 %); 10000–15000 руб. (2,8 %).

В главе 12 КоАП РФ лишение специального права упоминается в 13,3 % случаев, в том числе, в 71,4 %, в качестве альтернативной меры наказания.

За совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения предусмотрено и назначение административного ареста (1,9 % санкций), который реализуется как альтернатива другим мерам наказания, либо в случаях, когда к лицу невозможно применить штраф.

В ходе настоящего исследования были опрошены 50 лиц в возрасте от 20-ти до 35-ти лет, 60 % которых пояснили, что в случае нарушения ими правил безопасности дорожного движения, предпочли бы назначение административного ареста такой мере наказания, как лишение специального права.

Подобное отношение продиктовано следующими причинами. Арест, как мера наказания отличается, хотя и жестким, но кратковременным характером, тогда как лишение права имеет место на более длительный срок, от одного месяца до трех лет, что субъективно воспринимается некоторыми участниками, как усиление ответственности. Решающим здесь становится фактор времени, в течение которого лицо, по воле государства, не может управлять транспортным средством.

Представляется необходимым расширить возможность применения меры наказания в виде административного ареста для тех составов правонарушения, которые отличаются повышенной общественной вредностью, либо в ситуациях, когда создается реальная угроза причинения вреда.

Ю. В. Москвина обоснованно отмечает, что существующие санкции главы 12 КоАП РФ не отвечают в полной мере, целям административного наказания. Так, имеется значительное количество абсолютно- определенных санкций, что препятствует индивидуализации ответственности. Кроме того, законодатель не выделяет в качестве отягчающего обстоятельства причинение в ходе ДТП материального ущерба [2, с. 55].

Данная ситуация является проблемной еще и в том отношении, что законодатель в п.2 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ назвал факт добровольного возмещения причиненного ущерба или вреда в качестве обстоятельства, смягчающего вину правонарушителя, однако оставил за пределами КоАП РФ полное регламентирование названных вопросов.

Б. В. Россинский полагает, что степень причинения лицу физического либо имущественного вреда подлежит учету при установлении тяжести административного правонарушения и выборе меры наказания [3, с. 184].

В свою очередь, необходимо указать, что лишь два состава правонарушения главы 12 КоАП РФ прямо устанавливают ответственность за наступление общественно- вредных последствий, таких как причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, с назначением мер наказания в виде штрафа и лишения специального права.

Отсутствие прямого регулирования указанных аспектов, в рамках КоАП РФ, создает одну из предпосылок дополнительного применения в этих случаях гражданского законодательства.

Литература:

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ в ред. от 06 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 03 октября 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст.1.
  2. Москвина Ю. В. О причинении материального ущерба в результате дорожно- транспортного происшествия как обстоятельстве, отягчающем административную ответственность // Административное и муниципальное право.- 2011.- № 11.- С. 54–58.
  3. Россинский Б. В. Обеспечение безопасности дорожного движения как социальная проблема // Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации. Доклады и сообщения V международной конференции г. Москва, 14 апреля 2005 г.- М.: Изд-во РГГУ.- С. 183–185.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle