Библиографическое описание:

Ахметова И. Е. Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 452-453.



В сфере безопасности дорожного движения административная ответственность реализуется в комплексе с гражданско- правовой ответственностью. Общее между указанными видами заключается в том, что они представляют собой меры принудительного характера, установленные государством, предусмотренные законом, в отношении лица, совершившего правонарушение, и выражаются в ограничении определенных прав и свобод субъекта.

Как гражданская, так и административная ответственность основываются на строгом соблюдении принципа законности и не ставят своей целью унизить человеческое достоинство правонарушителя, причинить ему физические страдания либо нанести вред деловой репутации юридического лица.

Оба вида ответственности представляют собой реализацию санкции соответствующей правовой нормы, в результате чего для субъекта приводится в действие механизм наступления неблагоприятных последствий, которые выражаются в несении материальных затрат, необходимости совершения каких- либо действий, либо претерпевании моральных ограничений.

Вместе с тем, административная и гражданско- правовая ответственность в области безопасности дорожного движения имеют между собой и принципиальные различия.

Так, первый из названных видов является более жестким по степени воздействия на правонарушителя, чем второй. Данный вывод базируется, прежде всего, на использовании терминологии. В рамках КоАП РФ употребляет понятие «наказание», которое отсутствует в Гражданском кодексе РФ [1].

Кроме того, административное законодательство предусматривает возможность применения гораздо более строгих мер ответственности, чем ГК РФ, в том числе: конфискация орудия или предмета административного правонарушения; лишение специального права и административный арест. Последний из упомянутых видов наказания заключается в принудительном содержании лица в условиях кратковременной изоляции от общества, что не сопоставимо ни с какими имущественными санкциями.

Административная ответственность отличается использованием таких специфических мер наказания, которые несвойственны в принципе гражданско- правовой ответственности, например, предупреждение административный штраф, либо административный арест физического лица.

В отличие от гражданского, административное законодательство относится к публичному праву, то есть, в нем подчеркивается государственно- властная воля, которая проявляется при регулировании отношений. Отсюда, административно- правовые отношения основываются на реализации методов власти и подчинения; в них отчетливо выражен публичный или общественный интерес.

Если в гражданско- правовых отношениях стороны наделены взаимными правами и обязанностями и равными возможностями для их осуществления, то в административно- правовых отношениях правонарушителю надлежит выполнять волю государства, выраженную в правовых нормах и диспозитивность его действий является минимальной.

В соответствие со ст.ст. 5–6 ГК РФ, в гражданском праве допускается использование обычаев делового оборота, а также аналогии закона и права, что совершенно исключено в рамках применения норм КоАП РФ [2].

Государственный орган вправе применить по отношению к правонарушителю не только административное наказание, но и меры обеспечения производства по делу.

Особенностью административной ответственности в сфере безопасности движения является то обстоятельство, что административное наказание реализуется, чаще всего, не путем обращения в суд, а применением соответствующих мер к правонарушителю непосредственно государственным органом.

Согласно ч.1 ст. 4.7 КоАП РФ, вопрос о возмещении правонарушителем причиненного им имущественного ущерба может быть решен судом лишь в случае отсутствия спора между сторонами, в остальной части необходимо дополнительное применение гражданско- правовых норм.

Взаимодействие административной и гражданско- правовой ответственности в данной области видится:

– в уточнении содержания конкретных правовых норм и их действия во времени и по кругу лиц;

– устранение законодательным путем имеющихся противоречий между отдельными нормами при регулировании правоотношений;

– взаимное дополнение административно- правовых и гражданско- правовых норм;

– комплексный и смешанный характер ответственности;

– принятие исчерпывающих мер ответственности к правонарушителю и стимулирование его к правомерному поведению.

А. А. Петрова отмечает, что поскольку административно- правовые нормы выполняют охранительную функцию в отношении норм ГК РФ, первые из них выступают в качестве обязательства выполнения норм гражданского законодательства [3, с. 491].

Само по себе административное наказание направлено лишь на предотвращение новых правонарушений и не ставит своей целью восстановить социальную справедливость (УК РФ) либо компенсировать причиненный вред (ГК РФ).

Однако, на сегодняшний день и обеспечение профилактики правонарушений является практически нереальной целью. Настоящее исследование свидетельствует о том, что около 28 % лиц, несмотря на применение к ним мер административного наказания, совершают повторные факты нарушений правил безопасности дорожного движения.

Таким образом, реализация одной лишь административной ответственности за нарушения правил безопасности движения является явно недостаточной, без принятия мер по возмещению причиненного вреда за счет виновных лиц, в рамках применения гражданско- правовых норм.

Тем самым, комплексное применение административно- правовых и гражданско- правовых норм может способствовать улучшению состояния законности в сфере безопасности дорожного движения.

Литература:

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ в ред. от 06 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 03 октября 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст.1.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ (в ред. от 03.07. 2016) //Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994.- № 32.-Ст. 3301.
  3. Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый.- 2014.- № 20.- С. 490–493.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle