Библиографическое описание:

Буть Э. А. О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 530-533.



В статье раскрывается принцип индивидуализации обучения. Описана технология тьюторского сопровождения, которую автор считает одним из перспективных направлений совершенствования процесса обучения. Также в статье описана специфика кадетского образования, показана возможность реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве закрытого общеобразовательного учреждения военной направленности. Подчеркивается, что использование технологии тьюторского сопровождения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьютор, кадетское образование, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория

Одной из приоритетных задач современного общеобразовательного учреждения является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования у учащихся активной позиции, развития субъективности в образовательном и воспитательном процессах. Согласно требованиям новых ФГОС, задача образования сводится не к передаче определенной суммы знаний ученику, а к формированию его личности, готовой к самостоятельному и осознанному саморазвитию.

Часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся уверены в том, что кто-то постоянно должен нести за них ответственность — их родители, учителя, воспитатели. Они ждут помощи и инструкций от взрослых там, где их, в принципе, не может быть, например, даже при создании каких-то творческих работ. И вопрос: «а чего хотелось бы тебе самому?» вызывает у многих детей недоразумение. Возможно, подобное несамостоятельное мышление проявляется потому, что в традиционной школе дети привыкли воспроизводить готовые ответы и алгоритмы действий.

На сегодняшний день вся система образования движется от обучения, как процесса передачи знаний, к образованию как процессу становления личности. Переход от знаниевой парадигмы к развитию личности может быть достигнуто посредством индивидуализации образования.

Реализация принципа индивидуализации расширяет границы процесса образования, изменяя содержание и организацию современного процесса обучения. Процесс индивидуализации — одна из сторон процесса развития личности, которая связана с ее обособлением, отделением и, вместе с тем, обретением внутренних оснований для самоопределения способов жизнедеятельности.

Принцип индивидуализации заключается в том, что каждый учащийся должен сам пройти свой путь к освоению того знания, которое именно для него является значимым, необходимым. А задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику определить собственный путь к знаниям.

По М.Ю. Чередилиной, существуют следующие стратегии индивидуализации:

– расширение ресурсного обеспечения занятий;

– перестройка образовательного содержания;

– предоставление образовательных выборов и поощрение проб;

– организация образовательных событий [6].

То есть речь идет о том, что нужно создавать выбор, а для этого необходима особая образовательная среда — открытое образовательное пространство, которое выходит за пределы образовательного учреждения. Тогда учитель будет не обычным транслятором знаний, а проводником, который помогает ориентироваться, выявлять у детей познавательный интерес, создавать индивидуальную образовательную траекторию и поддерживать учащихся на пути к образовательным целям.

Т.М. Ковалева считает, что индивидуализация, в отличие от индивидуального подхода, это не только разные способы донесения одного и того же содержания, но и разное содержание для разных обучающихся. То есть индивидуализация должна начинаться, прежде всего, с отношения учителя к ученикам [4].

Деятельность педагогов должна заключаться в том, чтобы ключевыми задачами образовательного процесса были не столько успешное освоение знаний, сколько формирование у детей способности мыслить, вырабатывать свое личное знание, самостоятельно вести исследовательскую, проектную деятельность и уметь выстраивать собственную траекторию образования. То есть приоритетной должна становиться не сумма знаний, а то, насколько возможно сформировать у детей мышление. Ученик, усвоивший предложенную ему сумму знаний, вполне может быть успешен в деле, но он узко ограничен рамками полученной информации. А ученик, освоивший инструмент выработки индивидуального знания, может быть успешным в любых, не определенных ранее сферах деятельности.

Рассмотрим специфику кадетского образования. Основное предназначение учреждений довузовского образования Министерства обороны — это развитие системы поддержки талантливых детей и подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей. Кадетское воспитание — строго согласованная с общими началами государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, на военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как порядочность, долг, честь и т.д.

Кадетское образование представляет собой образовательный процесс, который подразумевает наличие реестра собственных специфических требований к самому процессу и к качеству образовательного процесса. Учреждения кадетского образования являются закрытыми образовательными учреждениями специального интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе. Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников, по гендерному признаку раздельно, с детства и в условиях общежития.

Все воспитанники, изъявившие желание учиться, проходят специальный отбор. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности, где ключевое место занимают такие нравственные основы как идеалы чести, патриотизма, благородства, товарищества долга и другие, и центральной фигурой этой системы является офицер-воспитатель. Учебно-воспитательный процесс выстроен так, что воспитанник, приходя из обычной школы в 5 класс, через несколько месяцев уже отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. Здесь существует особая система отношений с одноклассниками: с одной стороны, кадет должен уметь подчиняться своему ровеснику (командиру отделения), а с другой — уметь руководить самому, подчинять себе своих одноклассников, не имея для этого реальных рычагов управления, кроме собственного авторитета и поддержки офицера-воспитателя.

Меры поощрений и взысканий, применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания, носят специфический военный характер. Регламент жизни и распорядок дня основаны на Уставах, которые жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.

Таким образом, кадетское образование — это четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.

Казалось, сложно совместить строгий регламент, систему подчинения и дисциплину, принятые в системе кадетского образования, и личностное развитие каждого ребенка, формирование у учащихся активной позиции и развитие их субъективности.

Однако наибольшая сензитивность к развитию таких профессионально важных качеств как преданность, верность своему государству проявляется в подростковом возрасте и ранней юности. Именно в этом возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, базовые социальные установки, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются отношения с окружающим миром (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин) [2]. Поэтому воспитанники кадетских школ представляют собой уникальную группу резерва офицерского корпуса российской армии.

Общество и все государство в целом возлагает на военнослужащих специальные социально-ответственные функции. Подразумевается, что для того, чтобы вырастить «настоящего военного», нужно воспитать в нем такие качества как компетентность, самодисциплина, организаторские способности, творческую активность; сформировать в нем внутреннюю убежденность сознательного выполнения определенных требований, а также способность быстро ориентироваться в часто меняющейся обстановке, уметь переносить тяготы, суровые испытания и лишения военной службы, преодолевать страх и т.п.

Как утверждает военная педагогика, командирская воля — это целеустремленность, инициатива, самостоятельность, саморазвитие, решительность, настойчивость в достижении целей, требовательность к себе и подчиненным, выдержка и самообладание, умение подчинить людей своей воле и выполнить поставленные задачи в любых условиях обстановки [5, с. 348].

Процесс формирования самостоятельности в саморазвитии как в учебной, так и во внеучебной и в воспитательной деятельности, не простой и требует много времени. И ускорить этот процесс поможет использование принципов индивидуализации.

Одним из условий реализации принципа индивидуализации в филиале Нахимовского военно-морского училища является создание образовательного пространства, необходимого для наиболее полной творческой самореализации личности каждого воспитанника, овладения обучающимися основами умения учиться и способностью к организации своей самостоятельной деятельности.

Для достижения позитивного эффекта принципа индивидуализации возможно внедрение в практику специальных педагогических технологий, а именно, принятие педагогами тьюторской позиции, опоре на технологии тьюторского сопровождения.

Тьютор (от англ.Tutor — наставник) — это исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школах, вузах, в системах дополнительного образования. Тьюторские технологии направлены на выстраивание воспитанником своей индивидуальной траектории, привлечение дополнительных образовательных ресурсов, выход в линию непрерывных профессиональных проб и ориентировку в ситуациях неопределенности.

Тьютор — это педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы [6, с. 77]. То есть принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы.

В качестве одного из средств решения задач тьютора может быть рассмотрено использование индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся участие в выборе, разработке и реализации образовательной программы при осуществлении психологической и педагогической поддержки [1]. ИОМ должен составляться образовательной организацией на определенный период времени и способствовать формированию у обучающегося потребности в продвижении и в приобретении знаний и умений для достижения высоких результатов в обучении.

Наряду с термином «индивидуальный образовательный маршрут» так же широко используется понятие «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ).

Отличие понятия «индивидуальный образовательный маршрут» от «индивидуальная образовательная траектория» заключается в том, что ИОТ рассматривается гораздо шире, чем ИОМ. ИОТ включает в себя содержательный, деятельностный и процессуальный направления. Основой для его разработки является Федеральный государственный образовательный стандарт, а также образовательные потребности, способности и возможности учащегося. То есть индивидуальная образовательная траектория включает в себя индивидуальный образовательный маршрут, а также разработанный способ его реализации.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся будет способствовать решению проблемы развития их личности, готовности к выбору, определению ими цели, смысла жизни через содержание образования. ИОМ может стать средством реализации личностного потенциала обучающегося в образовании, а также способствовать принятию ответственности за свое образование, помогать осознавать его цель. Также ИОМ обеспечивает непосредственное проектирование своей собственной образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации процесса обучения и анализ. ИОМ позволяет обеспечить выработку индивидуальности учащихся, появления у них собственных взглядов, убеждений, системы универсальных учебных действий и способствует овладению ключевыми компетенциями.

Таким образом, миссия кадетского обучения должна заключаться в создании поливариантной образовательной среды, способствующей формированию личности социально активного молодого человека, который имеет стойкую гражданско-патриотическую позицию, обладает хорошим физическим, психическим и нравственным здоровьем, и способен адаптироваться в современном мире и позитивно влиять на его развитие. Но познавать себя в мире, открывать свое место в мире ребенку невозможно без создания определенных условий и форм взаимодействия с педагогом. И личность воспитанника, и личность педагога должны выступать как субъекты образовательного процесса. А целью образования должно становиться развитие личности кадета, его индивидуальности и неповторимости и подготовка его к продуктивному, самостоятельному решению жизненных проблем в меняющемся мире.

Литература:

  1. Башмаков М. Индивидуальная программа: Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //zdd.1 september.ru/2005/04/10
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  3. Боровкова Т.И. Теория и практика педагогического проектирования индивидуальных образовательных программ: Учебное пособие // Т.И. Боровкова. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. — 150 с.
  4. Боровкова Т.И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской работы студентов: Монография / Т.И. Боровкова. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. — 148 с.
  5. Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2015. — 640 с.
  6. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». — 246 с.
  7. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle