Библиографическое описание:

Стоякова К. Л., Волкова Д. А. Современные тенденции развития инноваций в логистике // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 89-92.



В статье представлен обзор набирающих популярность инновационных технологий, применяемых в логистике. Представлены краткий анализ текущего состояния российской логистической инфраструктуры и ее сравнение с показателями лидирующих в этой отрасли стран. Также обозначены основные тенденции развития отечественной логистики и возможности внедрения инновационных технологий при нынешнем состоянии инфраструктуры.

Ключевые слова: логистика, инновации, транспортно-логистические услуги (ТЛУ), беспилотные летательные аппараты (БПЛА),WMS-системы

Внедрение инноваций — неотъемлемая часть любого предприятия и головная боль любого предпринимателя, желающего удержать имеющихся клиентов и привлечь новых. Логистика — это особенно важная сфера деятельности, так как логистических подход можно увидеть во всем: от способа подачи информации до простой доставки конечному потребителю. По определению, логистика — методология оптимизации и управления потоками в системах.

Одна из проблем российской логистики — устаревшее оборудование и отсутствие современных методов управления и инновационных технологий. Так же следует обратить внимание и на существенную долю логистических издержек в валовом внутреннем продукте. Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19 %, тогда как в Китае она составляет 18 %, в Бразилии и Индии — 11-13 %, в США — 8,5 %, в Италии — 9,7 %, в Японии и Германии — 8,5 % и 8,8 %, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2014 г. оценивается Armstrong&AssociatesInc в 11,7 % [1].

Оценивая позицию российского рынка Транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в мировом масштабе, выявим лидеров мирового рынка. Ими являются: США — 23 % объема рынка, европейские страны — 19 % и Китай — 15 % рынка. На долю российского рынка приходится 2,5 % объема услуг по данным за 2012 год [1]. Исходя из этих количественных показателей, можно прийти к такому выводу: в настоящее время на мировом рынке ТЛУ Россия не играет существенной роли, однако объем транспортно-логистических услуг возрастает[1]. Более полные данные приведены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Мировой и российский рейтинг ТЛУ

ВВП, $ млрд

Логистические затраты

Доля логистических затрат в ВВП,%

Транспортно-логистический рынок

Рынок ТЛУ (логистический аутсорсинг)

Доля аутсорсинга,%

США

15930,9

1332

8,5

1162,4

945,0

81,3

Европа

16414,1

1487,6

9,2

1213,0

783,6

64,6

Китай

8852,5

1486,8

18,0

1297,4

635,7

4,0

Россия

2097,5

398,525

19,0

319,9

121,6

38,0

Мир, всего

73786,5

8578,1

11,6

7521,4

4136,

55,0

Рассмотрим современные тенденции развития и существующие инновационные технологии, которые активно применяются в западных странах или только набирают обороты.

  1. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Пока только компании-гиганты могут позволить себе экспериментировать и искать новые пути решения проблем, оптимизации и автоматизации. Так, например, компания-лидер по предоставлению логистических услуг — немецкая DHL, а также американские компании Google и Amazon, уже предприняли попытку внедрения БПЛА в логистический процесс. БПЛА, естественно, имеют и свои плюсы, и свои недостатки, представленные в таблице 2 [3].

Таблица 2

Достоинства и недостатки БПЛА

Преимущества

Раскрытие параметра

Недостатки

Раскрытие параметра

Экономия средств

Стоимость доставки БПЛА груза, весом не более 2кг, была оценена в 0,1$ против 2-8$ наземным транспортом.

Конфиденциальность и безопасность

БПЛА — изначально военные объекты, что является важным фактором для его психологического восприятия. БПЛА являются основной угрозой информационной безопасности не только граждан, но и компаний.

Экологичность

Электроэнергия — единственный ресурс, который необходим для работы дрона, что в значительной мере «озеленяет» его.

Законопроекты

В законодательстве многих стран существует ряд законопроектов, так или иначе ограничивающих полеты беспилотников в воздушном пространстве. А также БПЛА подлежат обязательной регистрации, что также усложняет их в использовании, хотя и существуют дроны, освобожденные от регистрации в силу своих характеристик.

Исключение «человеческого фактора»

Данный фактор

«Проблемы в воздухе»

Птицы доставляют также ряд проблем. Например, в случае столкновения с ними, мы получим 3 проблемы сразу: сломанный БПЛА, испорченный груз и погибшую птицу.

Автономность, гибкость

Автономность позволяет корректировать курсы в случае необходимости или форс-мажорных обстоятельств.

Гибкость проявляется в очень высокой скорости реагирования.

Погодные условия

БПЛА в зависимости от остальных транспортных средств, используемых в логистике, чувствителен к малейшим погодным условиям, что значительно затрудняет их использование.

Подводя итог, можно сказать, что главными факторами, так или иначе, удерживающими логистические компании от применения ПБЛА являются «проблемы в воздухе» и чувствительность к погодным условиям. Но, по-моему мнению, дроны могут быть использованы в логистическом процессе внутри складских помещений или других закрытых пространствах для дополнительной автоматизации некоторых важных функций.

  1. Упаковочная машина E-Jivaro.

В 2015 году французская компания «Savoye» выпустила первую полностью автоматизированную упаковочную машину, которая сама регулирует высоту коробок в зависимости от их наполняемости. Применение данной технологии имеет ряд преимуществ, которые до появления E-Jivaro нельзя было достичь с помощью всего одной машины. Во-первых, технология позволяет минимизировать затраты на упаковку и транспортировку. Так, по данным британской компании «HallmarkCards» внедрение всего двух пилотных машин позволило сократить транспортные расходы минимум на 25 %. Также компания дополнительно сэкономила благодаря высокой производительности машины (14 коробок в минуту) при обработке в среднем 4 тысяч коробок ежедневно и сокращению высоты каждой из них на несколько сантиметров, что в перспективе дало хорошие результаты [4]. Во-вторых, E-Jivaro позволяет оптимизировать транспортный объем при перевозке, благодаря чему значительно сокращается количество выхлопов СО2. Способствование установлению более благоприятной экологической ситуации — также большой плюс в адрес французской машины. В-третьих, это снижение трудозатрат, что позволит оптимизировать работу сотрудников. И в виде приятного дополнения — это улучшение имиджа компании, благодаря современной упаковке.

  1. Автоматизированные системы загрузки/выгрузки (АСЗ).

К сожалению, в России до сих пор сохранилось скептическое отношение к автоматизации складов, и потому они работают «по-старинке». На самом деле уже существует достаточно широкий выбор автоматизированных систем, значительно упрощающих работу склада и повышающих его эффективность. Причем выбрать можно, как из отечественных систем, так и из зарубежных.

Рассмотрим пример АСЗ, разработанной совместно Европейско-российским центром инжиниринговых компетенций (ЕвРоЦИК) и Московской высшей школой инжиниринга.

Бесспорно, главным преимуществом АСЗ является сокращение времени на загрузку/разгрузку автотранспорта. Следует отметить и повышение коэффициента использования полезного объема склада, т. к. АЗС работает с четырехуровневым буферным складом, в котором компактно хранятся готовые к отгрузке слоты. Например, стандартное время загрузки фуры составляет 60 минут, при помощи АСЗ время сокращается в среднем до 8 минут [5].

Применение АСЗ обеспечивает:

– увеличение прибыли за счет повышения оборачиваемости товаров и роста коэффициента полезного объема как основного, так и буферного склада для скомплектованной продукции (буферный склад позволяет одновременно сформировать в 4 раза больше заказов);

– увеличение гибкости работы склада за счет повышения пиковой производительности и применения буферного хранения скомплектованной продукции;

– увеличение эффективности использования автотранспорта за счет улучшенной организации его маршрутов и снижения времени простоя на погрузке/разгрузке;

– равномерную занятость рабочего персонала склада;

– возможность еще на этапе планирования увеличить территорию склада за счет уменьшения площадей для стоянок автотранспорта, что, в свою очередь, обеспечит рост прибыли.

В результате компании, внедрившие данное решение, получают современный высокопроизводительный склад, а капитальные затраты на установку АСЗ покрываются за счет снижения операционных затрат в начале второго года работы системы.

  1. Виртуальный склад. 3D — Моделирование склада.

Если все-таки предприятие решает автоматизировать склад — первым этапом будет внедрение WMS-системы (WarehouseManagementSystem). В идеале, WMS делается под ключ, так как опыт показывает, что нет двух одинаковых складов, а значит, только с учетом всех особенностей складских помещений может быть достигнута максимальная его эффективность. Система WMS, обеспечивающая автоматизацию складских процессов в целом, обычно, выстраивается из более мелких автоматизированных производственных процессов, например, прогнозирование спроса и закупки товаров, оптимизация остатков, размещение на складе, контроль поставок и анализ данных, моделирование ситуации и т.д. Таким образом, можно настроить WMS-систему «под себя» и видеть только нужную информацию.

3D-Моделирование позволяет получать владельцу или ответственному лицу не просто сухие цифры, а наглядную картину, отражающую ситуацию в режиме реального времени и упрощающую восприятие большого объема информации. Интересны и некоторые «фишки», которые могут предоставить компании-разработчики. Например, компания «Silentium» в ее виртуальном складе «Storage 3D» предлагает раскрашивать грузы в разные цвета в зависимости от срока хранения: если срок хранения заканчивается, то цвет красный, если нет — зеленый [6]. Компания LoxistiX недавно представила систему мониторинга работы склада в режиме реального времени с использованием технологий виртуальной реальности (VR) на базе шлема SamsungGearVR. Некоторые компании, пока еще не признающие VR, иногда предоставляют дополнительную функцию — эффект присутствия от первого лица и возможность «прогуляться» по складу как в компьютерных играх.

Литература:

  1. Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг // РБК. URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport2013/chapter_1.shtml (дата обращения 23.10.2013).
  2. Рынок логистических услуг в условиях экономической рецессии: прогноз 2015-2017 // РБК. URL: http://bc.rbc.ru/2015/log/materials/585/EuSQht.pdf.
  3. Проблематика использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана // Scientificarticle.ru. URL: http://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/9/problematika-ispolzovaniya-bespilotnykh.pdf.
  4. Организация склада на производстве. Упаковочные системы Jivaro® на складах Hallmark Cards // Skladcom.ru. URL: http://www.skladcom.ru/articles.aspx?articles=835.
  5. Инновации в складской логистике // Logistika-prim.ru. URL: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/log_0316_s22-24.pdf.
  6. Виртуальный склад «Storage 3D» // lentium.ru. URL: http://www.silentium.ru/main.php?part=storage.
  7. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Под общ. и науч. ред. В.И.Сергеева. -2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М,2013.- 634 с.
  8. Дыбская В.В. Логистика складирования. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 559 с.
  9. Степанов В.И. Логистика производства. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 200 с.
  10. Логистика. Под ред. Б.А. Аникина. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle