Библиографическое описание:

Крипакова А. В. Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 486-488.



Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Ключевые слова: арктическая политика, Япония, Арктический Совет, страны-наблюдатели, Арктика

Сегодня в числе стран-наблюдателей Арктического Совета нет таких, которые бы не имели существенный вес на международной арене и не вели бы активную внешнюю политику. Особое место среди них занимают страны Северо-Восточной Азии, одной из которых является Япония.

В настоящее время это государство демонстрирует высокий экономический рост, положительную демографическую динамику и экстенсивное развитие промышленности, что предусматривает рост потребления ресурсов, как минеральных так и биологических, и соответствующий интерес доступа к новым источникам. Хотя, в первую очередь, декларируется заинтересованность в изучении климатических и экологических изменений в Арктике. Япония успешно проводит научные исследования, реализует свои проекты, разрабатывает стратегические документы, определяющие приоритеты в Арктике.

Но на данный момент правила Арктического Совета не предусматривают механизмом прямого влияния стран-наблюдателей на арктическую повестку дня и продвижения собственных позиций в регионе. Поэтому не передний план выходит сепаратное сотрудничество с арктическими государствами.

В такой обстановке крайне важным становится вопрос понимания расклада сил и выстраивания новых коалиций для достижения взаимоприемлемых целей. Именно поэтому исследование политики, осмысление целей и мотивов Японии в Арктике позволит оценить потенциал и степень влияние на освоение Арктического региона, точки соприкосновения и перспективы сотрудничества.

Интерес к Арктике Японии стал отчетливо виден в начале 1990-х годов, когда учреждается Международный Арктический Научный Комитет и страна входит в его состав как неарктическое государство. В это же время в Национальном Институте полярных исследований Японии, ранее фокусировавшемся на изучении Антарктики, появляется Центр исследования Арктики.

В 1993–1999 годах с участием Японии реализуются масштабные международные исследовательские проекты — «Программа исследования Северного морского пути (СМП)» под эгидой Исследовательского фонда морской политики при тесном сотрудничестве с Норвегией и Россией. В рамках которого, в августе 1995 года был выполнен экспериментальный рейс судном ледового класса Kandalakiha из Иокогамы до Киркенеса в Норвегии, при участии специалистов и исследователей из Японии, России и Канады.

Вторая стадия этого проекта «Программа развития и эксплуатации экологической устойчивости в странах Восточной Евразии» осуществляется в 2002–2005 годах.

Основной целью проекта является стимулирование интереса азиатских стран к СМП посредством представления информации о природных ресурсах и развитии транспортных сценариев.

Подача официальной заявки в 2009 году на получение статуса наблюдателя в Арктическом Совете становится промежуточным итогом активной деятельности в арктическом направлении Японии. Одновременно с этим при Министерстве иностранных дел Японии создается Специальная комиссия по Арктике.

В 2011 году Министерство обороны включает в ежегодный «Обзор стратегии в Восточной Азии — 2011» анализ участия в освоении Арктического региона стран АТР [1].

Обращает на себя внимание тот факт, что в данном документе Япония заявляет о своих интересах по разнообразных арктическим направлениям, говорит о сотрудничестве с прибрежным государствами Арктике.

Новый виток развития арктической политики Японии начался 12 мая 2013 года в Кируне (Швеция), когда на очередном саммите Арктического Совета страна — наряду с другими неарктическими государствами (Китай, республика Корея, Индия, Сингапур, Италия) — получила статус наблюдателя Арктического Совета.

Можно выделить ряд факторов, побудивших Японию добиться усиления своей роли в Арктическом регионе.

Во-первых, экономическая оценка и признание целесообразности использования арктических транспортных маршрутов.

Усиление внимания Японии в данном направлении наблюдается с 2010 года, когда был отмечен существенный рост навигационной активности вдоль побережья Российской Федерации.

В декабре 2012 танкер-газовоз «Река Обь», зафрахтованный компанией «Газпром», успешно завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути в японский терминал СПГ в Японии.

В июне 2015 г. состоялось совещание с участием представителей японских деловых кругов, на котором обсуждалась информация о намерении России ввести с 2020 г. ограничения на использование зарубежных судов для транспортировки нефти и газа с российских шельфовых месторождений [2].

Однако окончательный вывод о целесообразности участия в освоении СМП Япония пока не сделала. По мнению японских экспертов, многое будет зависеть от того, будут ли установленные Россией нормы и правила полностью соответствовать международным стандартам, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В качестве второго фактора, повлиявшего на желание добиться усиления роли в арктическом регионе, можно назвать повышенный спрос на энергоресурсы и потребность в диверсификации их источников.

80 % нефти, которая составляет 42 % первичного энергобаланса Японии, поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. политическое руководство поставило задачу повысить долю Японии в разработке месторождений за рубежом [3].

Поэтому на данном этапе остро стоит вопрос диверсификации источников поставок ресурсов, что позволит удовлетворить энергетические потребности страны.

Третий фактор — экологические проблемы и вопросы изменения климата Арктики, их последующие влияние на климат государств Северо-Восточной Азии.

Япония, обладающая передовым научно-техническим потенциалом, относится к Арктике как к общечеловеческому достоянию, которое нуждается в защите и сбережении [4]. Страна, инициировавшая Киотский протокол, традиционно придает огромное значение последствиям глобального потепления. В их числе — ускорение процесса таянья льда в арктических водах и сокращение площади ледяного покрова в Арктике.

Особое место в ряду арктических проблем занимают экологические риски, связанные, в том числе, с потенциально возможными разливами нефти, а также с утечкой загрязняющих веществ, в связи с возрастающей активностью навигации по СМП.

Исходя из данных факторов, можно говорить о постепенном формировании определенной Арктической стратегии Японии.

В Японии нет одного специализированного государственного органа, занимающегося вопросами Арктической политики — отдельные ее вопросы относятся к компетенции соответствующих профильных ведомств. Научными исследованиями Арктики занимается Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии. За внешнеполитический аспект арктической политики отвечает Министерство иностранных дел. А вопросы морских перевозок отнесены к ведению Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма.

Большое значение имеют научные исследования, которыми занимаются специализированные учреждения. Основным исследовательским центром является Национальный институт полярных исследований, который в основном занимается материковыми исследованиями, в отличие от Японского агентства науки и технологии моря и земли, реализующего программу океанический исследований.

В апреле 2013 г. Кабинет министров одобрил «Базовый план по океанской политике». В нем впервые были сформулированы ключевые направления арктической политики Японии: наблюдение за Арктикой и изучение арктических проблем; налаживание международного сотрудничества в регионе; изучение экономической целесообразности освоения Северного морского пути.

В области арктических исследований «Базовый план» предусматривает решение следующих задач: создание в стране сетевого исследовательского сообщества; всемерное содействие развитию международного сотрудничества, включая организацию международных конференций в самой Японии и направление японских ученых для участия в форумах за рубеж; инициирование двусторонних конференций по арктической тематике с участием всех заинтересованных стран; увеличение вклада в международные научные академические сообщества по арктическим исследованиям; расширение сети наблюдательных станций в арктических странах, в первую очередь в США и России.

В июле 2013 г. для разработки комплексной стратегии Японии в Арктике было учреждено Совещание министерств и ведомств по арктическим вопросам, которое занималось подготовкой концепции арктической политики Японии.

В октябре 2015 г. была обнародована первая комплексная концепция государственной политики в Арктике. В ней определены стратегические постулаты в области дипломатии, национальной безопасности, защиты окружающей среды, транспорта, развития ресурсов, информации, коммуникаций, науки и техники. Комплексный характер этой политики обеспечивается взаимодействием правительства, представителей промышленности и научного сообщества.

В нем поставлены следующие задачи:

− максимально использовать потенциал страны в области науки и техники;

− учитывать особенности арктической экосистемы, которая отличается большей уязвимостью и более низкой способностью к самовосстановлению;

− обеспечивать верховенство права и содействовать международному сотрудничеству;

− стремиться к тому, чтобы социальная и экономическая ситуация в регионе гармонировала с климатическими и экологическими изменениями;

− добиваться экономических возможностей использования арктического морского пути и освоения ресурсов региона.

Главной целью своей арктической политики Япония видит создание стабильной и безопасной международной среды, основанной на «общих интересах» в противовес «эгоистичным» интересам арктических стран [5]. Под общими интересами Япония понимает универсальные международные нормы и правила, а не региональные, принятые арктическими игроками.

Япония ставит перед собой задачу повысить свою роль в решении арктических вопросов и прилагает большие усилия к отстаиванию собственных интересов в Арктике в тех международных организациях, сфера деятельности которых охватывает Арктический регион. Страна заинтересована в обеспечении безопасности навигации, защите окружающей среды и создании надежной системы ликвидации последствий экологических катастроф.

Литература:

  1. East Asian Strategic Review 2011. The National Institute for Defense Studies Japan. http://www.nids.go.jp/english/publication/east-asian/e2011.html
  2. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад № 26/2016 / [Т. А. Махмутов и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НПРСМД, 2016. С.42.
  3. Sinclair J. Japan and the Arctic: Not So Poles Apart // JOGMEC. 2014. Vol. 48. № 2. P. 44. http://www.iarc.uaf.edu/sites/default/files/node/4484/japan_and_the_arctic_not_so_poles_apart_sincla_96785.pdf
  4. Asari H. Recommendations for Japan’s Diplomacy. «Arctic Governance and Japan’s Diplomatic Strategy» Project. Chapter 8. P. 4. https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/2012_arctic_governance/08e-recommendations.pdf
  5. Холкина Ю. А., Крипакова А. В., Проблемы международно-правового регулирования в Арктике // Международный научный журнал Молодой ученый № 13/117 (2016). С. 603.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle