Библиографическое описание:

Чинахова С. Е., Елина И. А. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 423-426.



Данная статья написана на довольно актуальную тему, поскольку организации в настоящее время, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юридических лиц, которые используют налоговые специальные режимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»? Значительно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налоговый и кадровый учет может этот метод. Поэтому стоит попробовать применить этот метод представителям малого бизнеса, чтобы минимизировать риски и сэкономить время.

Целью работы является более подробное изучение особенностей бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, особенности бухгалтерского учета, малые предприятия, малый бизнес, упрощенный бухгалтерский учет

Для начала необходимо выяснить то, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Наиболее простым вариантом бухучета могут воспользоваться только те юридические лица, которые зарегистрированы как субъекты малого бизнеса. По видам, на которые классифицируется бизнес, различают, малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее [7, c. 45].

Напомним про некоторые изменения, а именно: с июля 2015 года предельные размеры выручки по каждой группе были увеличены ровно в 2 раза. Поэтому есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему [2].

Закон не содержит описаний конкретных моментов, которыми могут руководствоваться малый бизнес. Для того чтобы понять, что не должны делать представители малого бизнеса, следует отметить иные акты, которыми регламентируется бухгалтерским учетом.

Для начала отметим, что малое предпринимательство имеет право не применять ряд ПБУ или определенные его их положения. К примеру, субъекты малого бизнеса могут не применять такие стандарты как налог на прибыль и положение об условных активах или обязательствах. Субъекты малого бизнеса имеют право списывать проценты по кредитам и займам в иные доходы, независимо от статьи расходов заемных средств, а другие остальные представители малого бизнеса, наоборот о расходах по кредитам или займам обязаны отдельно учитывать заемные средства, которые потрачены на приобретение активов по инвестициям.

Субъектам малого бизнеса по данным ПБУ 22/2010 (об исправлении и обнаружении ошибок) разрешено устранять все найденные ошибки в базисном периоде, при этом не имеет значения то, существенная ошибка или нет. Также нет необходимости в перспективном пересчете определенных показателей [1].

Что же означает упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий?

Субъекты малого бизнеса имеют право использовать не все счета плана счетов — иначе говоря, отбросить лишние счета. Приведем пример. Те кто занимается производством, учет затрат рекомендуется вести на 20 счете «Основное производство», а при желании приписать к нему субсчета, как говорится для более детального описания информации о деятельности. А другие же счета (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве»), можно убрать. Таким же методом пересматриваются счета и по другим группам операций.

Где же должна отражаться вся информация? Для конкретных субъектов малого бизнеса достаточным будет вести только Книгу учета хозяйствования. Это является одним из самых простых вариантов хозяйствования. Если довольно много операций, то к Книге учета хозяйствования следует предусмотреть специальные необходимые регистры на определенную группу имущества. При ведении бухгалтерского учета субъектам малого бизнеса необходимо помнить 2 момента:

  1. Бухгалтерский учет необходимо вести в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс хорошо информировать существующее руководство.
  2. Каждый субъект малого бизнеса может стать крупной организацией, так как жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса — получение и максимизация прибыли. Поэтому чтобы в будущем не коснулись сложности с составлением необходимой полной бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости базисных показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухгалтерский учет нельзя — вести его следует качественно.

Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У «малышей» есть три варианта, как формировать бухгалтерскую отчетность.

Во-первых, можно формировать отчетность по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, а также пояснения. А также прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее — приказ № 66н) до сих пор называется «отчет о прибылях и убытках». Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) используется именно термин «Отчет о финансовых результатах». Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках.

При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все. Что касается остальных приложений, то тут такая ситуация. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно, если по мнению бухгалтера отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухгалтерской отчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.

Иначе говоря, субъекты малого бизнеса могут не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств — пени и неустойки за данные действия не платят. Тем более санкций же за то, что не заполнены пояснения к документации, вообще быть не может. То есть пояснения не являются обязательным элементом.

В-третьих, для малых предприятий предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Их данные приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Различие этих форм от социально приятных показателей укрупнены. То есть актив баланса состоит всего лишь из одного раздела, а не двух как в данных полной отчетности. А сам итоговый показатель и есть баланс. Пассив также существенно укрупнен: в пассиве имеется один раздел, а не три. Сам показатель лишь шесть плюс итоговый, то есть сам баланс. Если решить заполнять упрощенные формы, можно обнаружить то, что показатели еще более укрупнены. Поэтому почти все строки включают в себя несколько строк из основной формы отчетности. Нужно отметить тот код строки, которому соответствует самый большой удельный вес. Это прописано в пункте 5 приказа № 66н. Также необходимо отметить, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Предоставить данную отчетность необходимо не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Так как 31 марта выпадает, например, на рабочий день, то это и есть самый крайний срок. Представить отчетность в ИФНС и Росстат можно как в электронной форме через Интернет, так и на бумаге в письменной форме. Никаких конкретных требований на данный счет в законодательстве нет.

Для субъектов малого бизнеса также существует главный момент в возможности ведения упрощенного бухгалтерского учета: такие юридические лица имеют право использовать кассовый метод (признавать доходы или расходы по факту их оплаты). Где же здесь положительный момент? Это довольно удобно для тех, кто пользуется упрощенной системой ведения бухгалтерского учета. В данном случае субъекты малого бизнеса используют только один метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления налога.

Субъекты малого бизнеса формируют отчетные бухгалтерские формы как по основным правилам, куда включают баланс, отчет о финансовых результатах и иные документы в виде приложений к ним, так и по «наиболее простым» — только баланс и отчет о финансовых результатах. Если выбирать последний вариант, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупнено. Также не обязательны и пояснения– они требуются только в определенных случаях, когда есть информация для пояснения.

Субъекты малого бизнеса используют упрощенные формы отчетности: определенные бланки предусмотрены для баланса и отчета о финансовых результатах (не такие как для основных предприятий). Данные бланки различаются по стандартным формам и в них отражаются больше показателей, чем в упрощенной системе. Например, если баланс состоит из 2 коротких разделов: актив имеет 4 показателя, а пассив — 5. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г [4].

Таким образом, для малых предприятий есть особая «поблажка»: такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь немного главных ограничений. Во-первых, двойная запись взаимосвязана с кассовым учетом. То есть, если делается выбор в пользу кассового метода, то в любом случае ведете бухгалтерский двойной записью — иного варианта не может быть. Если же отказываться от двойной записи, то учет ведется методом начисления. Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи необходимо использовать с высокой осторожностью: малая организация может вырасти, а вот восстановить бухгалтерский учет за иные годы будет довольно сложно, как в плане финансовых затрат, так и в плане трудовых ресурсов.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить, что особенностей бухгалтерского учета для малого предпринимательства множество.

Во-первых, это сокращенная система налогообложения, которая действует в соответствии с НК РФ в редакции 2016 года [3].

Во-вторых, бухгалтерский учет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.

В-третьих, любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию — жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса — расширение деятельности и наращивание объемов прибыли.

В- четвертых, проверка бухгалтерской отчетности, также осуществляется в облегченном порядке.

Таким образом, все перечисленные особенности ведения бухгалтерского учета на малом предприятии облегчают работу, как главного бухгалтера, так и руководителя малого предприятия.

Литература:

  1. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
  4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023).
  5. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2014.
  6. Оноприенко В. И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 2014.
  7. Певзнер А. Г. «Новое о малых предприятиях» М.: АО «Факт», выпуск 2, 2016.
  8. Серегин А. С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 2015.
  9. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск № 44 от 02.11.15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle