Библиографическое описание:

Чеботарева Н. В., Машков А. С. Развитие каналов распределения в электронной коммерции // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 421-423.



Основными вопросами в процессе хозяйственной деятельности предприятия являются снабжение, производство и сбыт готовой продукции. Под сбытом подразумевается доведение готовой продукции до потребителя, это ключевое звено в функционировании предприятия, заключительный этап в его деятельности. Если система сбыта на предприятии не налажена должным образом, то предприятие несет убытки, теряет потенциальных и постоянных клиентов.

С развитием сети Интернет в мире возникают новые тенденции в системах распределения. [2] Глобальная сеть дает возможность компаниям взаимодействовать с клиентами из любой точки мира, упростить информационный обмен, предоставить максимально подробную информацию без каких-либо значительных материальных затрат. Интернет дает возможность продвижения, ведения переговоров, осуществления заказа, оплаты, информирования. Однозначно Интернет обладает несравнимо большей конкурентоспособностью по сравнению с традиционными каналами распределения. Поэтому бизнес стремительно уходит в Интернет, и в этой сфере его контролирует тот, кто владеет сетевой инфраструктурой. Без доступа к глобальному рынку традиционные экономические факторы теряют конкурентоспособность. [5]

Таким образом, в мировой экономике возникло четыре основных тенденции развития электронной коммерции [8]:

  1. Рост глобального экономического значения бизнес-сетей.
  2. Разделение информационных и товарных потоков, глобализация сделок.
  3. Появление новых интернет-отраслей экономики.
  4. Глобальное перераспределение информационных и материальных потоков.

Западные экономисты прямо указывают на то, что электронная коммерция сегодня — это «один из последних участков, где бизнес может получить преимущества и место для будущей глобальной конкуренции». [1] Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по результатам первого полугодия 2016 года российский рынок интернет-торговли достиг объема 405 млрд рублей и показал рост на 26 % по сравнению с первым полугодием 2015 года. [3] Важно отметить, что такому развитию электронной коммерции также способствует и трансформация традиционных форм денег в электронную. [9] Причиной расцвета электронных денег стала объективная потребность общества в быстром, недорогом и удобном инструменте удаленных расчетов. Появление новых денег и развитие электронной коммерции — это результат развития технологий, глобализации и повсеместного использования интернета. Интернет создает идеальное пространство, где множество новых электронных валют успешно сосуществуют с национальными. Виртуальное пространство дает неограниченные возможности электронному рынку, оно самоорганизующееся, неконтролируемое и расширяющееся до бесконечности. В современных условиях значительное число экономических субъектов стало осуществлять свою деятельность в виртуальной среде, что способствует расширению способов взаимодействия между субъектами посредством технических устройств — персональных компьютеров и смартфонов. Виртуальная экономика становится достаточно прибыльной сферой. Большинство предпринимателей, создавая интернет-магазины, стремятся предложить покупателям различные формы оплаты, что безусловно является их конкурентным преимуществом.

Интернет — это канал распределения XXI века.

Итак, для начала разберемся, что же такое канал распределения? Согласно определению Канке А. А., канал распределения — это совокупность организаций и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. [6] Использование каналов распределения дает предприятиям ряд преимуществ: сокращение финансовых затрат на распределение продукции, возможность инвестирования сэкономленных средств, более эффективную реализацию продукции, повышение доступности продукции и доведение её до целевых рынков, сокращение объемов работ по распределению продукции.

В электронной коммерции выделяют три канала распределения, прямые, косвенные и смешанные. [7]

Структура прямого канала предполагает продажу товара производителем непосредственно потребителю, минуя всяких посредников. Система электронных запасов позволяет производителю объединить нескольких своих поставщиков. Система электронной поддержки ассортимента позволяет компании агрегировать более широкий ассортимент, чем тот, который возможен в физической точке продажи. Характерными особенностями прямых каналов распределения являются:

− сравнительно небольшой объем сбыта;

− тесный контакт изготовителя с потребителем;

− гибкая ценовая политика;

− отличное знание продавцом свойств продаваемого товара;

− устойчивое финансовое положение производителя (у производителя хватает средств для организации собственной системы сбыта);

− широкие возможности технического обслуживания продаваемых изделий;

− высокая прибыль (по сравнению с прибылью при использовании других каналов распределения);

− высокое качество и информативность обратной связи с потребителями.

Косвенный канал всегда подразумевает использование посредников. Обычно в косвенных каналах наблюдается сочетание использования Интернета с традиционными каналами. Такие каналы предусматривают сначала перемещение товаров от производителя к посреднику, а потом от посредника к потребителю. Косвенные каналы распределения организуют компании, которые готовы отказаться от полного контроля над сбытом и пойти на некоторое ослабление контактов с потребителями, получая взамен снижение расходов на сбыт, выход на новые рынки и более интенсивный сбыт на уже освоенных рынках.

Среди особенностей косвенных каналов распределения можно выделить:

− относительно высокий объем сбыта;

− сравнительно низкий уровень контактов производителя с потребителями;

− несколько менее гибкая, чем в прямых каналах распределения ценовая политика (обычно требует согласования действий посредников с производителем);

− наличие недостатков в знании продавцом свойств продаваемого товара;

− в некоторых случаях относительно слабое финансовое состояние производителя или недостаточное знание им рынка сбыта своей продукции;

− низкие или средние возможности технического обслуживания продаваемых изделий;

− сравнительно низкая прибыль производителя (на единицу проданного товара).

Смешанным канал называется тогда, когда в нем объединены усилия нескольких производителей и их посредников, предоставляющих свои товары и услуги потребителю в едином пакете. Такими каналами пользуются производители информационных продуктов и услуг.

Количество посредников в цепочке движения товара от производителя к потребителю определяет количество уровней в канале распределения. Прямой канал распределения является каналом нулевого уровня. Канал, в котором между производителем и потребителем находится, например, предприятие розничной торговли, считается одноуровневым. Если товар от производителя поступает сначала оптовику, а от него в магазины и далее потребителям, такой канал будет двухуровневым и т. д.

В интернет наибольшее распространение получили одноуровневые каналы распределения и каналы нулевого уровня. Тем не менее, инфраструктура интернет-бизнеса постоянно растет, что не может не сказаться на организации сбыта товаров и услуг интернет-кампаний. В ближайшее время можно ожидать более широкое распространение в сети многоуровневых каналов распределения.

Использование сети Интернет как канала распределения привело к появлению новых видов посредников, таких как информационные посредники (infomediaries). Эти организации не принимают на себя права владения товаром, а выполняют функции агента, ведущего переговоры с другими участниками канала. Информационные посредники включают брокеров и агрегаторов. Брокеры могут выполнять функцию предоставления потребителям информации о наличии и цене товаров. При принятии потребителем решения о приобретении товара брокеры отсылают его на сайт производителя или торгового представителя для заключения сделки.

Также одним из новых каналов распределения является дропшиппинг (Dropship) — реализация товаров производителя посредником. [8] Ключевым отличием является то, что купленный товар отправляется покупателю напрямую от производителя, розничной реализацией товара занимаются партнеры компании, которые обеспечивают «витрину» (интернет-магазин или интернет-аукцион), маркетинг, продвижение, прием заказов от конечных покупателей, оформление сделок и, конечно же, прием оплаты за проданный товар. Данные о сделанных заказах и плату за них партнер передает компании-производителю, которая берёт на себя все заботы по упаковке и пересылке товара покупателю. Сам же партнер не имеет ни собственного склада, ни товарного запаса. Прибыль посредника формируется за счёт разницы между оптовой ценой, которую он платит производителю, и розничной ценой, по которой продаёт товар клиенту.

Проблемы использования интернет как канала распределения для потребителей связаны с доверием. [4] Создать интернет-магазин гораздо проще, чем построить обычный физический магазин, поэтому многие мелкие компании могут создать кажущиеся очень привлекательными виртуальные магазины. Однако в таких магазинах потребители лишены возможности использовать привычные им сигналы качества (местоположение магазина, интерьер, атмосфера, репутация), поэтому не совсем доверяют качеству предлагаемых им товаров и услуг, опасаются сообщать информацию о себе, что затрудняет процедуру сбыта.

Эти вопросы должны осознаваться компаниями и организациями, принимающими решения об использовании интернет-среды, и учитываться при планировании маркетинговых коммуникаций.

Внедрение интернет-канала распределения на предприятии позволяет увеличить объемы продаж продукции. В условиях глобальной конкуренции электронная коммерция позволяет неограниченно наращивать продажи в стране, не имея в ней никакого физического присутствия. Электронный бизнес транснационален и трансграничен, тем самым охватывает все большую целевую аудиторию.

Литература:

  1. Бергер Э. Дж. Е-коммерция и цепи поставок: ломка прежних границ. Управление цепями поставок / под ред. Дж. Л. Гатторны. М.: Инфра-М, 2008.
  2. Губарь О. В., Дмитриева В. Д., Попов М. В. Институционализация инновационной среды интернет-формата // Коллективная монография. Потенциал и перспективы экономического развития России в условиях модернизации / Под ред. Г. Б. Клейнера, О. Ю. Мамедова, В. В. Сорокожердьева. — Москва: Современная экономика и право, 2012. — С. 206–243 (2,4 п. л./0,8 п. л.).
  3. Интернет-торговля. Итоги 1 полугодия 2016 [Электронный ресурс] / Ассоциация компаний интернет торговли /URL: http://www.akit.ru/analitika_1p2016/ (дата обращения 17.11.2016).
  4. Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция. Волгоград: ВолГУ, 2004.
  5. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер. М.: Олимп-Бизнес, 2006.
  6. Макаренко М. В., Канке А. А. Закупочная и распределительная логистика. М.: ГУУ, 2003. 170 с.
  7. Наумов В. Н. Развитие принципов маркетинга взаимодействия для управления каналами сбыта // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 222–226.
  8. Петрик Е. А. Интернет-маркетинг: учеб. пособие. М.: Изд-во Московская финансово-промышленная академия, 2004. 299 с.
  9. Чеботарева Н. В. «Систематизация и развитие теоретических подходов к сущности электронных денег // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014 № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle