Библиографическое описание:

Динь Н. Т. Изучение различий творческого воображения русских и вьетнамских студентов // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 628-630.



Статья посвящена исследованию различия творческого воображения русских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е. Е. Туника.

Ключевые слова: творческое воображение, воображение, творчество

Альберт Эйнштейн говорил: «Логика может привести Вас от пункта, А к пункту Б, а воображение — куда угодно»; и «Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем».

Воображение-это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат [1].

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно — образной форме [3].

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника [4].

В данной работе использована методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника для изучения различия творческого воображения русских и вьетнамских студентов по курсам обучения.

Исследование проведено на 100 студентах из России и 163 студентах из Вьетнама.

Е.Е. Туник видоизменил и создал методику «Самооценкa творческих способностей». Этот тест позволяет определить четыре особенности творческой личности: 1) любознательность (Л); 2) воображение (В); 3) сложность (С) и 4) склонность к риску (Р). Нас интересует только результат воображения, который представляется в следующей таблице:

Таблица 1

Уровни творческого воображения русских и вьетнамских студентов по курсам обучения

Воображение

Низкий

Пониженный

Средний

Повышенный

Высокий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Курс-1

Россия

0

0,0

2

11,8

11

64,7

4

23,5

0

0,0

Вьетнам

2

8,0

6

24,0

10

40,0

7

28,0

0

0,0

Курс-2

Россия

2

8,0

5

20,0

11

44,0

8

32,0

0

0,0

Вьетнам

2

9,1

8

36,4

11

50,0

1

4,5

0

0,0

Курс-3

Россия

0

0,0

4

11,1

13

36,2

17

47,2

2

5,5

Вьетнам

1

3,4

10

34,5

10

34,5

8

27,6

0

0,0

Курс-4

Россия

0

0,0

0

0,0

6

42,86

7

50,0

1

7,14

Вьетнам

0

0,0

9

23,1

16

41,0

14

35,9

0

0,0

Курс-5

Россия

0

0,0

0

0,0

3

37,5

5

62,5

1

12,5

Вьетнам

0

0,0

2

8,7

4

17,4

17

73,9

0

0,0

Курс-6

Россия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Вьетнам

1

4,4

5

21,7

13

56,5

4

17,4

0

0,0

Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что уровень творческого воображения российских студентов выражает порядочное развитие по курсам. Студенты 1-го курса установили уровень творческого воображения с наименьшими процентами (64,7 % средний, 23,5 %: выше среднего и ни одного процента высокого уровня ); студенты 2-го курса установили уровень творческого воображения выше студентов 1-го курса (44,0 % средний, 32,0 % выше среднего и ни одного процента высокого уровня); студенты 3-го курса еще выше (36,2 % средний, 47,2 %: выше среднего и 5,5 % высокий ); студенты 4-го курса еще выше (42,86 % средний, 50,0 %: выше среднего и 7,14 % высокий ) ; у студентов 5-го есть наилучший результат (37,5 % средний, 62,5 %: выше среднего и 15,5 % высокий).

Уровни творческого воображения вьетнамских студентов отличаются по курсам, но не следует по постоянному порядку. Студенты 1-го курса установили творческого воображения с наименьшими процентами (50 % средний, 4,5 % выше среднего); у студентов 5-го есть наилучший результат (73,9 % выше среднего). Студенты остальных курсов незначительно отличаются друг от друга, ни один студент не достиг высокого уровня.

В результате анализа показано, что существует различие уровня творческого воображения между русскими и вьетнамскими студентами. Эта разница конкретно представляется в диаграмме 1 и 2:

Рис. 1. Распределение русских студентов по уровню творческого воображения от курса обучения

Рис. 2. Распределение вьетнамских студентов по уровню творческого воображения от курса обучения

В результате анализа сделан вывод, что различия в уровнях творческого воображения зависит от внутренних факторов личных студентов. Внешней причиной этого неудовлетворения является ограничительные факторы, такие как окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология. Образование является основной главной причиной различия творческого воображения между российскими и вьетнамскими студентами.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988. — 255 с.
  2. Динь Нгок Тханг. Изучение влияния образовательного фактора на творческие способности студентов. // Гуманитарные исследования журнал, 2015, № 3 (55) — c. 137- 145.
  3. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. -М.: Просвещение, 1989. — 274c.
  4. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. //Психологический журнал. -М.: Наука/Интерпериодика, 2001, № 5. с.57-68.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle