Библиографическое описание:

Волкова Е. М. К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 459-462.



В современном обществе экономические, дипломатические, политические, культурные отношения связаны с определенными нормами, касающимися прав и морали.

История развития профессиональной этики берет свое начало еще с древних времен, но особую распространенность получила в XX веке, когда появилась прикладная этика. К данному направлению относятся, например, различные кодексы, вырабатываемые политическими партиями или кодексы чести, предлагаемые корпоративными организациями и группами, религиозные кодексы и т. д.

Под профессиональной этикой обычно понимается некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Иной раз, специфические объекты и орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи в профессиональной области обусловливают возникновение ситуаций, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. В указанных примерах периодически появляются некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилеммы.

Выявлено, что этические кодексы — это документы, систематизирующие принципы, ценности и нормы поведения государственных служащих, сформированные и сформулированные в результате обработки и систематизации информации об ожиданиях общества и о требованиях, предъявляемых им к чиновникам. [1]

Безусловно, выполнение требований профессиональной этики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессиональной деятельности, а с другой — защищает клиента и общество в целом от недобросовестных профессиональных действий. Неуклонное следование указанным требованиям означает для специалиста высокую профессиональную репутацию. Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Сотрудники государственных служб являются ярким примером в подтверждении вышесказанного. [2]

Работа в органах государственной службы предполагает постоянный контакт с общественностью, что в свою очередь ведет к активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности.

Правила этикета, которым необходимо следовать на государственной службе, базируются на нормах морали. В современной практике государственной службы конкретизируются моральные ценности. Такие черты, как долг, честность, трудолюбие, пунктуальность, ответственность, гуманизм являются базовыми для этой профессии и квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, уклонение от ответственности и другие оцениваются как аморальные. [3]

В основе права лежит нравственность. А так как государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность государственного служащего, безусловно, основывается на моральных нормах. Нормы морали отличаются от правовых тем, что они, к сожалению, не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах.

После включения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, перед жителями этих регионов встала проблема: как жить по новому для них законодательству. С целью урегулирования переходных вопросов был принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также ряд других нормативных актов. [4]

Основной переходный период был установлен до 1 января 2015 года. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на присоединяемых территориях на момент присоединения — автоматически признавались гражданами России. Отказаться от признания гражданином РФ можно было только в течение одного месяца с момента присоединения. Следует отметить, что существующие в России ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы лицами, имеющими гражданство иностранного государства, начали действовать на территориях Республики Крым и г. Севастополя лишь по истечении одного месяца со дня принятия их в РФ. [5]

Сотрудники органов прокуратуры, бывшие сотрудники органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, сотрудники органов управления и подразделений гражданской защитыУкраины, работавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, на день принятия в РФ, сохранили преимущественное право на поступление в соответствующие органы РФ, создаваемые на этих территориях, при наличии у них гражданства РФ, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства РФ и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством РФ. При этом их образование, квалификация, специальные звания, документы о прохождении службы, о классных чинах и сроках выслуги в этих классных чинах. в Украине признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов, и предоставляют их обладателям те же профессиональные права. [6]Что же касается ФСКН, то соответствующая госструктура в Украине отсутствовала. Вновь создаваемые на присоединенных территориях подразделения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ наполнялись за счет сотрудников милиции, налоговой милиции, службы безопасности и таможенной службы. Для поступления на службу в ФСКН, необходимо было получить гражданство РФ и соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам этих органов, знать законодательство России в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Испытательный срок при этом не устанавливался, признавались образование и квалификация, были учтены срок службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции, службе безопасности и таможенной службе Украины, имеющиеся у них специальные (воинские) звания и сроки выслуги в этих званиях. Эти условия и требования сохранились при поступлении в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы военнослужащих органов военного управления и воинских формирований Республики Крым. [7]

Кодексэтики и служебного поведения государственных гражданских служащих в вышеуказанных органах Республики Крым был разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Типового кодекса государственных служащих РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов [8]

Целью указанного кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Действие кодекса этики осуществляется на двух уровнях, обеспечивающих единство этических принципов государственной службы и в то же время позволяющих учитывать ее особенности в зависимости от специфики субъекта власти, государственного органа или учреждения.

Исходными для профессиональной этики государственного и муниципального служащего являются нравственные принципы, которые выражают требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой, с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы. [9]

Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих, перечисленных в Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым, являются:

– принцип служения государству и обществу;

– принцип законности;

– принцип гуманизма;

– принцип ответственности;

– принцип справедливости;

– принцип лояльности;

– принцип политической нейтральности;

– принцип честности и неподкупности. [10]

Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или модифицировать просьбам о некоторых услугах. [11]

В организации госслужбы и ее функционировании существует много специфических моментов, которые действуют, к сожалению, в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Специфическая форма оплаты труда, особый характер текучести рабочей силы, территориальное устройство и другие особенности государственной службы негативно влияют на мораль.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод, злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы, наличие личной корысти. [12]

В указанном кодексе четко прослеживаются требования к этике управления, исполнительской дисциплине, деловому общению и моральному облику, а также обязанности государственного служащего и к чему он должен быть призван.

Существует весомая разница между понятиями призыва и обязанностей. Призыв можно квалифицировать как свободную возможность к совершению каких-либо положительных или отрицательных действий, допущенных законом, обычаем или каким-либо другим источником права. Обязанность — это вынужденность каких-либо положительных или отрицательных действий. [13]

Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность. [14]

Из этого следует, что государственная служба — это не только профессия, но и образ жизни. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и регулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному служащему мер юридической ответственности. [15]

Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании.

Соблюдение его становится мерилом не только культуры государственного служащего, но и его компетентности и профессионализма.

Будем надеется, что при соблюдении норм этикета государственными служащими, повыситься авторитет государственного органа, в котором они работают, а также укрепиться связь сотрудников органов власти и управления с населением. К сожалению, как показывают исследования в данной области, сами по себе этические кодексы не решают этических проблем служебной деятельности госслужащих. Эти документы входят в систему управления их нравственным развитием, определяя его цели, являясь основанием процесса этического регулирования и саморегулирования.

Безусловно, государственный служащий несет личную ответственность за свои действия. Она предполагает наличие у этого субъекта собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности,

Литература:

  1. Абрамова Л. П. Этика государственной службы. Спб. — Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. — 81 с.
  1. Гончаров В. В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти// Современное право-2009.-№ 6-С.10.
  2. Мошарев В. Н. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы// Государственная служба: вестн.СЗАГС-2007.-№ 1.- С47.
  3. Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. № 147 "О признании Республики Крым"
  4. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 "Об образовании Крымского федерального округа"
  5. Указ Президента РФ от 14 апреля 2014 г. № 233 "О некоторых вопросах кадрового обеспечения судов Российской Федерации, органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, создаваемых на территориях Республики Крым и г. Севастополя, Указ Президента РФ от 25 марта 2014 г. № 175 "О некоторых вопросах поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя"
  6. Указ Президента РФ от 7 апреля 2014 г. № 212 "О некоторых вопросах поступления на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, службы безопасности и таможенной службы, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя", Указ Президента РФ от 20 марта 2014 г. № 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы
  7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010г.)
  8. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002.№ 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственного служащего»
  9. Указ Главы Республики Крым от 25 июля 2014 года № 163-У «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым»
  10. Оболенский А. Ю. Государственная служба: Учеб. пособие. — К.: КНЕУ,2003. — 344с.
  11. Зотов М. Д. Функционирование ведомственных и региональных кодексов этики государственных служащих Российской Федерации// Социология власти.-2012.-№ 2.-С.202
  12. Осипова И. Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. — М.: Форум, 2009. — 121 с.
  13. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: учеб-практ. пособие.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. –С.27.
  14. Зотов М. Д. Кодексы этики как механизм управления.Дисс. … канд. соц. наук. М., 2013. С. 16

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle