Библиографическое описание:

Халатян С. Г. Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 415-418.



В статье проанализированы фундаментальные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности страны в области лекарственного обеспечения, посредством реализации политики импортозамещения. Выявлены ключевые проблемы снижения зависимости от импортных фармацевтических препаратов и изделий, Определены наиболее актуальные пути решения имеющихся в фармацевтической отрасли проблем.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, фармацевтический рынок, экономический кризис, целевая государственная программа, развитие отрасли

Отечественная фармацевтическая отрасль имеет хороший потенциал развития. Из-за возникновения угрожающих тенденций, приводящих к сохранению зависимости от импортной продукции, на фоне экономического кризиса и снижения реальных доходов населения и покупательной способности национальной валюты, возникает объективная необходимость активизации мер для реализации политики импортозамещения на фармацевтическом рынке. По сути, с нашей точки зрения, импортозамещение в фармотрасли представляет собой реализацию совокупности мероприятий и процессов, способствующих сокращению импорта фармацевтической продукции путем их замещения на внутреннем фармацевтическом рынке страны, идентичными отечественными фармацевтическими средствами, отвечающим современным потребностям населения, по доступным ценам и в соответствовать требованиям отечественных и международных стандартов, в том числе стандартам GMP. Для наилучшего обеспечения населения страны жизненно важными и необходимыми лекарственными средствами, а главное качественными препаратами и по доступным ценам, необходима экономически обоснованная стратегия импортозамещения не только готовых лекарственных препаратов, но и фармацевтических субстанций, вакцин и изделий медицинского назначения. В рамках ориентации на импортозамещение на фармацевтическом рынке страны, представляется применение идентификация следующих методологий оптимизации бизнес-процессов в цепи поставок фармацевтической продукции. Во-первых, следует придерживаться принципа сотрудничества посреднических предприятий и государственных органов с отечественными производителями; применение конечной стадии производства лекарственных препаратов в нашей стране; создавать производственные мощности в стране, начиная с «фундамента».

В целях грамотной реализации политики импортозамещения, продукция национальных фармацевтических производителей должна поступать в основном на внутренний рынок, при этом экспортная составляющая должны быть в пределах от пяти до десяти процентов от совокупного объема производства. Отечественные фармацевтические предприятия-производители на внутреннем рынке должны предлагать свою продукцию по ценам, которые значительно ниже цены импортных аналогов (20–30 %). Одновременно с этим, закупочная деятельность по приобретению импортных лекарственных препаратов должна осуще5ствляться в соответствии с потребностей населения, несмотря на наличие на рынке аналогичных фармацевтических средств и препаратов отечественного производства. Подобная методология способствует как повышению качества российских лекарственных средств, так и станет драйвером развития конкурентных преимуществ, всей фармацевтической отрасли в целом, и фармацевтического производства, в частности.

Современные проблемы импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке довольно актуализированы тем, что отечественные лекарственные средства по эффективности не уступают зарубежным аналогам, имеют хорошее качеством и конкурентные преимущества в ценовом аспекте. Однако, «стереотипное мышление» потенциального «клиента-обывателя» находится в плоскости, согласно которой, отечественная фарминдустрия и отечественные фармацевтические препараты значительно уступают по действенности и качеству, импортным аналогам, что на наш взгляд, является ошибочной точкой зрения клиентов. Во многом, подобное мнение сформировано под воздействием мощной маркетинговой политикой и рекламой, направленной на увеличение продаж импортных препаратов и создание общественного мнения, относительно отсталости отечественной фармацевтической индустрии, не способной, якобы, производить качественные и эффективные фармацевтические «продукты». Однако, выше исследуемое мнение, также сформировано в течение многих десятилетий, когда в двадцатом веке, фармацевтическая индустрия Советского Союза была отсталой и на фармацевтических заводах не производились действенные препараты в области кардиологии, иммунологии или онкологии. Несомненно, большинство специалистов, ученых, бизнесменов, да и просто населения, еще в девяностых года не верили в то, что российская фармацевтическая индустрия будет ускоренно формироваться практически «с нуля». На сегодняшний день, значительный объем новейших отечественных фармацевтических «продуктов» производится на российских предприятиях, которые имеют соответствующие сертификаты и лицензии, свидетельствующие о качественном происхождении готовой продукции. Новые разработки подвергаются также клиническим исследованиям, которые, также соответствуют мировым стандартам и уровню.

Ретроспективный взгляд в прошлое, во времена СССР, позволяет сделать вывод, что на тот момент, говорить об инновационной составляющей в данной отрасли не приходится. Преобладающее большинство фармацевтических новинок (лекарственные средства и изделия медицинского назначения) в СССР были разработаны и произведены в Восточной Европе. Фундаментальной основой и толчком развития отечественной фармацевтической отрасли, в определенной степени, стали разработка стратегии «Фарма-2020», и начиная с 2011 года — реализация Государственной Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [2]. Воплощение в жизнь Государственной программы в ее умеренном оптимистическом сценарии развития к 2020 году, с учетом нынешних экономических условий в стране, позволит увеличить долю отечественной фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения, реализуемых на российском фармацевтическом рынке, до сорока процентов в денежном выражении. Рост удельного веса отечественных фармацевтических изделий и препаратов на российском рынке в стоимостном выражении хотя бы до пятидесяти процентов — способствует уменьшению совокупных издержек на закупки фармацевтической продукции для государственных нужд от 10 до 20 %, по сравнению с приобретением идентичной импортной продукции, что также приведет к снижению зависимости от курса валют и волатильности на финансовых рынках при трансформации как внешних, так и внутренних макроэкономических показателей и геополитических условий.

Разработка в рамках данной Госпрограммы инновационных фармацевтических препаратов и изделий приведет к тому, что российские фармацевтические производители смогут свести к минимуму зависимость от реализации устаревших и малоэффективных лекарственных средств, что в свою очередь сформирует фундаментальную основу модернизации и трансформации структуры всего фармацевтического рынка страны. Таким образом, будет наблюдаться тенденция увеличения современных, недорогих, и эффективных воспроизведенных фармацевтических препаратов и абсолютно новых инновационных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Исходя из такого сценария, можно предполагать, что подобное изменение структуры фармацевтического рынка, приведет снижению стоимости фармацевтической продукции отечественного производства до 30–40 %. Результатом «воплощения в жизнь» и непосредственной реализации Государственной программы в России будет, собственно, модернизация основных предприятий-производителей в фармацевтической отрасли по международным стандартам и правилам наилучшей производственной практики, что исключительно положительно скажется на качественной составляющей производимой продукции отечественной фармацевтической промышленностью и последующему вытеснению с отечественных рынков импортных и некачественных лекарственных препаратов и изделий. Участники Госпрограммы, в частности организации и предприятия, будут иметь возможность инициировать в России разработку и непосредственное производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В результате реализации Государственной программы в части фармацевтической промышленности также значительно снизится зависимость от зарубежной сырьевой составляющей.

Исключительно важно подчеркнуть тот факт, что в современных условиях экономического кризиса в стране, существует объективная необходимость ориентации на макроэкономические показатели экономической ситуации в стране. В целом, также необходимо отметить, что в большей степени, по мнению ученых, Евстратова А. В. и Рябовой Г. А., «фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике» [1]. Речь, в-первую очередь идет относительно падения покупательской способности населения, и ка следствие, последующее снижение затрат населения на наиболее важные товары повседневного спроса в целом, и дальнейшая экономия на приобретении фармацевтических препаратов, а именно, переориентация на более дешевый сегмент, и более дешевые аналоги препаратов с идентичным действующим веществом. Несомненно, в ракурсе нашего внимания, также находится такой важный фактор развития отечественной фармацевтической отрасли, как дальнейшая перспектива реакции рынка на кризисные явления, что ставит вопрос об оптимизации государственных издержек на здравоохранение и лекарственное обеспечение, в том числе относительно переориентации государственных закупок на фармацевтическую продукцию отечественных производителей. Разумеется, столь значительные колебания курсов валют и снижение курса отечественной валюты, стимулирует падение продаж в коммерческом сегменте в долларовом эквиваленте, за счет большого удельного веса импортной фармпродукции на российском рынке. Необходимо принимать во внимание и то, что спрос на фармацевтическую продукцию и лекарственные препараты является неэластичным, в связи с этим — на наш взгляд, потребление фармпродукции в перспективы значительно не снизится, и мы будем наблюдать все же некую стабильность спроса на данную продукцию. Однако все больше людей, у которых снижаются реальные доходы, неизбежно будут экономить, и приобретать более дешевые аналоги дорогим лекарственным препаратам. И здесь свою нишу может занять отечественная фармацевтической продукции, не уступающая по качеству импортным препаратам, и реализуемая по более низким ценам. В подобной ситуации, с нашей точки зрения, отечественная фармацевтическая индустрия должна активизировать все усилия по наращиванию научно-исследовательских работ и расширять производственные возможности, тем самым вытеснять иностранных производителей с рынка. Экономический и геополитический кризис, и желание Правительства поддерживать и развивать отечественное фармацевтическое производство — являются мощными стимулами для формирования устойчивого понимания необходимости импортозамещения в исследуемой нами, фармацевтической отрасли.

Таким образом, представляется возможным заключить, что в условиях реализации Государственной программы сформируется устойчивая «почва», которая способствует решению проблем, связанных с разработкой и организацией производства медицинских изделий в сегменте высокотехнологичного и инновационного оборудования, а также изделий, которые обеспечивают в необходимом объеме национальную безопасность — это, например одноразовые медицинские изделия для хирургических операций, оборудование для проведения мероприятий по реанимации, тестовые-системы и др. Исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что переход отечественной фармацевтической отрасли на инновационную модель развития поможет увеличить объемы отечественных произведенных медицинских изделий и фармацевтических препаратов в несколько раз, что в свою очередь минимизирует зависимость российской фармацевтической отрасли и экономики от импортной продукции.

Литература:

  1. Евстратов А. В., Рябова Г. А. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 299–304.
  2. Федеральная Целевая Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Электронный источник, режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/350 (дата обращения: 19.11.2016 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle