Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. В. Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров / Н. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35621/ (дата обращения: 20.04.2024).



Практические позиции взаимодействия образовательной организации ибизнес-сообщества впроцессе профессиональной подготовки управленческих кадров

Кузнецова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, управленческие кадры, образовательная организация, бизнес-сообщество, компетенции

Система высшего образования сегодня находится в постоянном развитии и изменении, что вызвано в первую очередь все возрастающими требованиями, предъявляемыми к ней со стороны всех участников образовательного процесса. Это и требования постоянного совершенствования процесса профессиональной подготовки и повышения качества его результатов, получение на выходе конкурентоспособных выпускников, свободно владеющих не только необходимым набором знаний, умений, навыков и компетенциями своей профессии и в смежных сферах деятельности, способных к восприятию новой информации. От выпускников вузов требуют новых профессиональных и личностных качеств, среди которых особо выделяется системность мышления, правовая, информационная культура, самостоятельность, инициативность, творческая активность, ответственность за выполненную работу, гибкость и мобильность. Что обусловлено переходом на двухуровневую модель образования и как констатация — все возрастающая необходимость в компетентных профессионалах, знающих специфику своего дела и способных к реализации «себя» в динамично изменяющихся условиях внешнего окружения [4; 5]. Бизнес-сообщество рассматривает выпускника как стратегический ресурс, способный достигать поставленных целевых установок.

При этом мы отмечаем, что стратегической основой развития образования становится целенаправленное формирование у обучающихся инновационного типа, навыков и компетенций подготовки, принятия и реализации разноплановых решений (как на стратегическом, так и оперативном уровне) с учетом специфики процесса профессиональной подготовки, профессиональной деятельности выпускника и требований бизнес-сообщества [3]. А процесс профессиональной подготовки управленческих кадров мы рассматриваем как процесс формирования у каждого обучающегося ценностных ориентаций, компетенций, собственных представлений и установок вытекающих из профессионального знания, заключающихся в усвоении общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян и достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов [1]. Профессиональная подготовка управленческих кадров — это нечто большее, чем просто передача новых знаний; это тренировка новых навыков и качеств, которые так необходимы для успешного ведения бизнеса в условиях конкурентной среды, объединение процесса передачи новых знаний с тренировкой управленческих навыков [2].

Что подразумевает тесное взаимодействие образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки? И образовательная организация и бизнес-сообщество сходятся в едином мнении, что система профессиональной подготовки должна быть выстроена с ориентацией на реалии и запросы окружающей среды с учетом востребованности выпускников рынком труда, бизнес-средой, государством. Это в конечном итоге будет выгодно всем заинтересованным участникам образовательного процесса — как в интересах общества в целом, так и в личностном плане — плане самореализации и самоактуализации выпускника и его сформированных компетенций.

В чем же на наш взгляд заключается практическое взаимодействие образовательной организации и бизнес-сообщества с позиции повышения качества профессиональной подготовки? Обозначим наши позиции.

Позиция первая. Формулировка (определение) требований к выпускникам высших учебных заведений, к качеству образовательных услуг. Эта позиция находит отражение в процессе профессиональной подготовки в учете требований к результатам образовательного процесса не только в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки, но и в профессиональных стандартах. К тому же внешняя среда требует перестройки процесса профессиональной подготовки на практико-ориентированное направление с учетом требований и положений компетентностного подхода и реализации концепции «обучение через всю жизнь» (что находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки прикладного бакалавриата). До этого в п. 8.4 ФГОС ВПОпо направлению подготовки 080200 «Менеджмент» отмечалось «вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности — для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели» [7].

И образовательная организация, и представители бизнес-сообщества сходятся в единой точке зрения — «система профессиональной подготовки должна быть построена таким образом, чтобы ориентировалась на реалии и запросы рынка, чтобы вузы готовили тех кандидатов, которые будут востребованы рынком, бизнесом, государством.

На сегодняшний день согласование с работодателями содержания основных образовательных программ, перечня профессиональных и специальных компетенций обучающихся (особенно с уточнением их формулировки, содержания и механизма реализации) является необходимым условием для повышения качества и эффективности процесса профподготовки, и как следствие, для повышения уровня «конкурентоспособности» и «востребованности» выпускников в бизнес-среде.

В современных условиях экономического и социального развития общества система высшего профессионального образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуально- деятельностного характера, в том числе умения целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, единства процесса и результата деятельности [6]. Мы полностью разделяем точку зрения О. С. Пономаревой, что исходя из интересов работодателя и динамично изменяющейся внешней среды высшая школа может сформировать ряд ключевых компетенций (в том числе и практико-ориентированного характера), и рассматривать их как ресурс, на который работодатель может рассчитывать в будущем [5]. Сегодня компетентным и соответственно конкурентоспособным, считается тот, кто свои знания и умения может применять в ситуациях нестандартных, неопределенных, где приходится действовать, гибко перестраивая привычные способы действий [3].

Данная позиция может найти продолжение не только в реализации концепции «Обучение через всю жизнь», но и в позиции «обучение через проектную и научно-исследовательскую деятельность».

Вторая позиция связана с неудовлетворенностью представителей бизнес-сообщества качеством профессиональной подготовки выпускников, несоответствием ее результатов запросам и потребностей рынка труда в условиях жесткой конкуренции. В ФГОС ВО для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» указывается, что «при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда [8]».Это заставляет работодателей все активнее включаться в образовательный процесс в самых разнообразных формах:

− от чтения «единичных» лекций до реализации авторских курсов;

− от проведения «мастер-классов» до реализации конкретных предпринимательских проектов;

− от предоставления мест для прохождения практики обучающимся до создания базовых кафедр (в рамках образовательной организации) и осуществления целевой подготовки;

− от определения тем курсового и дипломного проектирования до консультирования (руководства) обучающихся по специфическим вопросам выпускной квалификационной работы;

− от реализации заявок на трудоустройство выпускников до предоставления сведений об адаптации выпускников в данной бизнес-среде.

Немаловажную роль во взаимодействии образовательной организации и работодателей в процессе профессиональной подготовки играет установление обратной связи с целью удовлетворения потребностей потребителей в высоком качестве подготовки выпускников вузов. Большая вовлеченность представителей бизнес-сообщества в процесс профессиональной подготовки позволит работодателям изнутри изучить специфику данного процесса, предлагая конструктивные варианты разрешения возникающих перед образовательной организацией проблем (в том числе и организацией практико-ориентированного обучения). Что позволит образовательной организации повысить качество профессиональной подготовки выпускников, а работодателям пересмотреть свою систему оценивая выпускников при приеме на работу и дальнейшую их адаптацию к трудовому (рабочему) процессу.

Позиция третья. Получение обучающимися рабочей профессии в рамках существующей основной образовательной программы по направлению подготовки, что во многом определяется уровнем развития экономики, высокой динамичностью рынка труда, все возрастающими запросами и требованиями со стороны работодателей.

Сегодня наблюдается довольно большой разрыв между требованиями работодателей и тем набором знаний, умений и навыков, которые получает выпускник в процессе профессиональной подготовки. Получение дополнительно рабочей профессии, на наш взгляд, не освобождает обучающегося от освоения основной образовательной программ по направлению подготовки бакалавриата, и не заменяет ее. Это освоение «нового дополнительного» образовательного пространства (в том числе и в смежном виде деятельности). Это позволит обучающимся в большей мере «приблизить» теоретические знания к практической деятельности, не снижая значимости фундаментальной теоретической подготовки, и усиливая качественную составляющую практической. Также это дает выпускникам на выходе необходимый практический опыт и компетенции, навыки работы в команде, коллективе.

В современных условиях работодателю помимо общих навыков и знака о высшем образовании необходимы определенные профессиональные (специальные, практико-ориентированные) компетенции, что определяет заказ на «новую» образовательную услугу — получение рабочей профессии. Для работодателей это, прежде всего, удовлетворение потребности в компетентных, конкурентоспособных, мобильных специалистах, способных адаптироваться в отношении постановки целей и задач в условиях изменяющегося внешнего окружения.

Исходя из этих ключевых позиций в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» выстраивается процесс профессиональной подготовки, и главный упор делается не только общетеоретические и методологические вопросы образовательного процесса, но и на психолого-коммуникационную и практическую составляющие профподготовки управленческих кадров с учетом требований бизнес-сообщества. Ориентация на новые образовательные цели — компетенции — требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса с учетом требований работодателей. Важным условием реализации аспектов взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества является закрепление студентов на рабочих местах в организациях во время обучения в вузе. Предъявляя более высокие требования к качеству «человеческого (интеллектуального) капитала», работодатель рассматривает выпускника вуза как главный стратегический ресурс развития своей компании.

Подводя итоги, можно констатировать, что в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров с учетом требований бизнес-сообщества: во первых — развивается способность самостоятельного осмысления ситуаций и прививается необходимость согласованных коммуникативных действий; во-вторых — закрепляется определенная система знаний и навыков, которые обеспечивают социализацию личности обучающегося, владение основами «ключевых» (управленческих, социальных и др.) компетентностей во внешней среде, способность к адаптации своего поведения к конкретным ситуациям и проблемам, к самостоятельной защите своих интересов и позволяет в образовательном процессе перейти от его ориентации на воспроизведение к применению и организации знания.

Литература:

  1. Кузнецова Н. В. Актуализация знаний будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки: монография / Н. В. Кузнецова. — Магнитогорск: МаГУ, 2010. — 178 с.
  2. Кузнецова Н. В. Бизнес — сообщество и образовательное учреждение: формы взаимодействия в процессе профессиональной подготовки. // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы IV Международной научно -практической конференции: в 2 -х частях. – 2014. – С.101-104.
  3. Кузнецова Н. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров: требования работодателей // Инновационный Вестник Регион. — 2013. — № 4 (34). — С. 64–68.
  4. Кузнецова Н. В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка управленческих кадров как условие инновационного развития системы менеджмент-образования // Инновационный Вестник Регион. — 2012. — № 1 (27). — С. 22–27.
  5. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 481–483.
  6. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. — 2014. — № 2 (46). — С. 82–87.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент», от 20.05.2010 г., № 544. — Режим доступа: URL: http://www.umoman.ru/content/File/documents/2010/prm544_1.pdf (дата обращения 13.04.2012).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), от 12.01.2016, № 7. — Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения 15.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, образовательная организация, направление подготовки, образовательный процесс, высшее образование, компетенция, позиция, процесс, работодатель, рабочая профессия.


Похожие статьи

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Формирование профессиональных компетенций при...

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в системе среднего профессионального образования.

Роль учебной практики в формировании общих...

Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов является учебная практика. Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии профессионального образования...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Ключевые слова: компетенция, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, компетентностный подход, работодатель, выпускник. Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового специалиста...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Качество подготовки рабочих напрямую связано с уровнем подготовки педагога профессионального обучения.

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую...

Похожие статьи

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Формирование профессиональных компетенций при...

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в системе среднего профессионального образования.

Роль учебной практики в формировании общих...

Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов является учебная практика. Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии профессионального образования...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Ключевые слова: компетенция, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, компетентностный подход, работодатель, выпускник. Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового специалиста...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Качество подготовки рабочих напрямую связано с уровнем подготовки педагога профессионального обучения.

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую...

Задать вопрос