Библиографическое описание:

Жоголь А. А., Шестакова А. П. День народного единства. История и причины становления праздника // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 200-202.



В России на протяжении долгих лет люди отмечают множество дат. Некоторые из них празднуются лишь в кругу семьи, а некоторые имеют всероссийский масштаб. Все мы знаем эти «красные даты календаря», но знаем ли мы ещё хоть что-то об этих днях помимо того, что не идём на учёбу/работу?

Мы задались именно этим вопросом. Потому что важно знать не то, что ты сможешь посидеть дома, а то, с чем связано празднование, кто именно был сопричастен к историческому событию. Не зря этих «красных дат» всего чуть меньше десятка на весь год, ведь именно их выбрали наиболее значимыми для всего российского народа.

Поэтому первой задачей, которую мы перед собой поставили, было проведение социологического опроса о праздничных днях и анализ его результатов.

1. Анализ результатов социологического опроса

Задавшись вопросом, что и о каких праздниках знают люди, мы провели социальный опрос. Для того, чтобы результаты были наиболее полными мы опросили людей разных возрастных групп. В сумме было опрошено около сотни человек. Для наглядности мы свели все ответы в диаграммы и проанализировали их. Нас поразило, что примерно 23 % и вовсе не помнили, что за праздник проходит 4 ноября в России. Также опрос включал в себя два вопроса о знании самого исторического события и личностей, связанных с ним. Большая часть отрицательно отвечала на данные вопросы, остальные же имели некое представление, но тоже весьма неточное. Многие ответы выглядели примерно так: «что-то с Мининым и Пожарским», «связано со смутным временем», «ополчение под Москвой» и т. п. Около 30 % ответили именно так. И практически все они — наши сверстники, студенты 1–2 курсов. Видимо, в школе не особо зацикливают внимание на этой значимой дате, а для многих взрослых этот праздник слишком «молодой», ведь официальным он стал совсем недавно. Также из проведенного опроса мы осознали, что совсем никто не отмечает День народного единства, ведь нет никакой официальной городской и всероссийской пропаганды исторического события, от того и нет понимания, что же праздновать. Таким образом проанализировав множество вопросов в различных направлениях, касающихся как истории, так и современной жизни этого праздника, мы очень четко выявили, что полного представления о происходящем в том далеком 1612 году у современных людей все равно нет. Но тем не менее один из вопросов показал, что из всех «красных дат» люди наиболее заинтересованы в получении информации именно о дне народного единства. Поэтому мы поставили перед собой цель: осветить то, благодаря чему нам несомненно важен День народного единства. Также, помимо изучения исторической части события, мы решили рассмотреть причины становления самого праздника. Таким образом, проструктурировав план наших последующих действий, мы получили следующий ряд задач:

‒ Изучить историю событий, связанных с событием 4 ноября, а именно:

‒ Вкратце изучить историю смутного времени;

‒ Изучить конкретные события, причастные к празднованию;

‒ Рассмотреть причины становления дня народного единства.

2.1. Смутное время вРоссии

Долгое время в России царила «Смута», также этот период историки иногда называют «Лихолетьем». Это были тяжелейшие года в истории России. Смутное время — это период стихийных бедствий, различных войн и кризисов. В эти года разворачивалась борьба за власть между различными боярскими группировками, между боярством и дворянством. Также на это время пришлись гражданская война и иностранная интервенция. Таким образом, можно выделить следующий ряд факторов, связанных с возникновением Смуты:

‒ — кризис власти и борьба за неё;

‒ — хозяйственный кризис;

‒ — финансово-налоговый гнёт;

‒ — социально-духовный кризис.

Классическая периодизация Смутного времени подразумевает в себе наличие трех периодов. Рассмотрим их вкратце с установлением причин.

  1. Первый период (1598–1905) связан с такими событиями, как:

‒ — голод с 1601 по 1603 г.

‒ — восстание крестьян в 1603 г.

‒ — появление Лжедмитрия I и его восхождение на престол — 1604–1605 гг.

  1. Второй период (1606–1610) включает в себя:

‒ — провозглашение царем Василия Шуйского — 1606–1610 гг.

‒ — восстание И. Болотникова — 1606–1607 гг.

‒ — начало похождения Лжедмитрия II

‒ — вступление в Москву польских войск — 1610 г.

  1. А во время третьего и заключительного периода (1611–1613) произошли:

‒ — формирование первого земского ополчения против польских интервентов во главе с П. Ляпуновым в 1610 г.

‒ — и формирование в Нижнем Новгороде второго земского ополчения, которое мы и рассмотрим подробнее, ведь именно его принято считать окончанием Смуты и причиной современного праздника — Дня народного единства.

2.2. Второе народное ополчение

Неудачи первого ополчения совсем не ослабили народный подъем, а наоборот только усилили его. Поэтому инициатива организации второго народного ополчения исходила от самого народа Нижнего Новгорода. Теперь туда входили люди, уже имевшие опыт в борьбе с интервентами. Конечно же, стоит отметить, что главными участниками, как верно ответило 20 % опрошенных, были Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, не случайно же им поставлен памятник в Москве. Кузьма Минин, земский староста, стал одним из главных организаторов. Именно он своими пламенными призывами побуждал людей к освободительной борьбе против польских интервентов в 1611 году. Сначала горячо откликнулись посадские люди, а после того его поддержали и городской совет Нижнего Новгорода, и воеводы, и духовенство, и служилые люди. Таким образом в ополчение собрались народные массы из центральных и северных районов России. Однако встал вопрос о выборе военачальника будущего ополчения. Тогда нижегородцы постановили просить князя Пожарского возглавить ополчение, и не прогадали, ведь одной из весомых причин победы можно считать отличную организованность, существовавшую в рядах ратников именно благодаря Дмитрию Пожарскому.

Решающее сражение земского войска, происходившее в несколько этапов в течении 22–24 августа 1612 года, предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Потому что в результате этого сражения был разбит гетман Ходкевич, шедший на подмогу польскому гарнизону, удерживающему Китай-город и Кремль. Таким образом, внешняя угроза Москве была ликвидирована. Само же освобождение Москвы произошло 22 октября 1612 года (что в переводе на новый стиль и будет 4 ноября).

В феврале 1613 года совершилось избрание на царство Михаила Романова. Время, породившее междоусобицы, анархию, самозванцев, открывшее дорогу иноземцем, нанесшее ущерб национальной безопасности, разрушившее финансово-налоговую систему, затормозившее развитие страны наконец-то закончилось.

3. Установление Дня народного единства

День народного единства связан с таким событием как Московская битва земского ополчения с польскими интервентами в 1612 году. Это сражение не просто помогло избавить Москву от захватчиков, а послужило как бы концом Смутного времени, принесшего немало плохого для страны и народа. Именно в этом заключается значимость этой даты. Однако одной из главных причин установления праздника является отмена празднования 7 ноября. Вместо даты связанной с годовщиной Октябрьской революции 1917 года, в 2004 году было предложено сделать праздничным днём дату, связанную с изгнанием поляков из Кремля 22–24 октября (4 ноября) 1612 года. Эту дату решили назвать «Днем народного единства», ведь как выразился Патриарх Алексий 29 сентября 2004 года, поддержав тем самым данную инициативу: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Также стоит отметить, что установление праздника именно 4 ноября давало возможность воскресить государственный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Церковный праздник, праздник Казанской иконы Божией Матери, приобрел статус государственного благодаря этому указу. И неслучайно именно эта икона тоже связана с датой 4 ноября. Именно с Казанской иконой Божией Матери князь Пожарский вступил в Китай-город и, согласно более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. Уточним, что дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Однако находились и те, кто считал, что праздник 4 ноября не имеет никакой связи с событиями 1612 года, высказывались мнения о неверном способе датирования старых праздников в новом стиле. Но, как видно из вышесказанного, 4 ноября как нельзя лучше подходило на роль даты государственного праздника. Не говоря уже об огромной значимости события, послужившего концом Смутного времени или «Лихолетья». Таким образом, в 2004 году Государственная Дума приняла законопроект о введении нового праздника и, начиная со следующего года, мы, граждане Российской Федерации, отмечаем День народного единства.

Однако, как предрекали некоторые, праздник не является слишком популярным на сегодняшний 2016 год, в чем можно убедиться из нашего социологического опроса — 97 % опрошенных никак не отмечают этот праздник. Скорее всего это связано с тем, что граждане не совсем понимают, что они должны отмечать, то есть в большинстве своем не имеют представления об этой дате и событиях с нею связанных (что тоже видно из нашего опроса). Обращая внимания на рекламу данного праздника по типу «4 ноября — День народного единства», мы заметили, что власти не доносят основную информацию об этом дне. Также 4 ноября не сопровождается какими-то масштабными городскими мероприятиями, которые бы несли в себе историческую ценность и передавали всю значимость Дня народного единства для России. Но несмотря на это, если задуматься, то ведь даже название праздника несет в себе ту самую суть, которая помогла противостоять иностранной интервенции и защитить Россию от окончательного распада. Народное единение ради своей родины, то есть патриотизм, как писал К. Валишевский в «Смутном времени»: «Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существование сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы». Именно чувство патриотизма и единение народов от Ярославля до Нижнего Новгорода, от Перми до Казани смогли дать отпор, постоять за Русь: «Если вы не соединитесь со всей страной, вы будете плакать и рыдать неутешным и непрестанным рыданием. Христианская вера упразднится, святые церкви со всею лепотою своею будут разрушены, и жестокой смертью погибнет весь народ наш христианский.»... Несомненно, как видно из приведенного призыва вера оставалась незыблемой ценностью, которую русский человек должен был хранить. Она на протяжение всей истории нашей страны, давала людям надежду, не давала пасть духом, утешала в такие темные времена, как Смута. Ополчения соединяли людей разных социальных групп и уровней, но с одной ясной целью — не дать врагу покорить себя, свою Родину и уничтожить православную веру.

Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что День народного единства — действительно очень важный праздник для России. Ведь события 1612 года, освобождение столицы от иноземных захватчиков, от поляков, были весьма значимы для всей страны. Сам факт народного ополчения заявляет об этом. Ведь все народы разных национальностей объединились ради своей Родины, ради России. К тому же Московская битва с польскими интервентами стала переломным моментом для истории России, она послужила своего рода окончанием Смуты, самых тяжелых годов для нашей страны.

Мы считаем, что каждый современный человек должен знать и уважать историю своей Родины, тем более, когда событие вынесено «красной датой календаря». Именно поэтому в самом начале работы мы поставили перед собой цель осветить события далекого 1612 года, связанные с празднованием Дня народного единства. И сейчас, на этапе завершения, мы прочитали нашу статью своим сокурсникам, студентам других групп на нашем и других факультетах, а также вернулись в свои школы и в каждом из старших классов провели уроки истории по теме Дня народного единства. Мы надеемся, что в будущем люди будут более инициативными в праздновании 4 ноября, и правительство тоже организует официальные городские мероприятия для жителей городов нашей огромной России.

Литература:

  1. Буганов В. И. Россия в XVII столетии. М., 1989
  2. Валишевский К. Смутное время. М., 1993
  3. История России. В 2-х тт. т1 / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябкина. СПб., 2000
  4. Кобрин В. Б. Смута // Родина. 1991. № 3
  5. Морозова Л. Е. Смутное время в России. М., 1990
  6. Парадоксы Смутного времени // Дорогами тысячелетий: Сб. историч. очерков. Кн. 1. М., 1987

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle