Библиографическое описание:

Тимошина К. В. Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 407-410.



В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационная деятельность, сущность категории, подход к определению

Устойчивость экономического развития современного предприятия и повышение его конкурентоспособности обеспечивается внедрением достижений науки и техники. Инновационная активность предприятия отражает его реальные возможности в осуществлении инновационной деятельности и характеризует степень интенсивности реализации предприятием тех или иных инновационных проектов. Существует достаточно широкий спектр мнений о способах и методах стимулирования инновационной активности, в то время как вопрос однозначности трактовки самого термина «инновационная активность» остается открытым. Безусловно, отсутствие единого подхода к определению инновационной активности создает дополнительные трудности при оценке данной категории. Следовательно, вопросы рассмотрения категории «инновационная активность», определения ее сущности и основных характеристик являются актуальными и представляют интерес ввиду ее экономической значимости.

Проблема определения инновационной активности предприятия освещена в работах таких авторов, как О. В. Никитина, А. И. Богачев, А. А. Полякова, А. В. Полукеева, П. В. Зобов, Д. А. Томасова., О. Н. Мельникова и др.

Под инновационной активностью предприятий Богачев А. И., Полякова А. А. понимают их способность использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков [1].

Как и ряд многих экономистов, Полукеева А. В. придерживается точки зрения, согласно которой применительно к отдельным предприятиям под инновационной активностью понимается интенсивность осуществления экономическими субъектами инновационной деятельности [2].

Подход Зобова П. В. к определению термина «инновационная активность» так же основан на выявлении степени интенсивности осуществляемых предприятием действий по разработке новой продукции, услуги, использованию новых технологии, позволяющих предприятию конкурировать на рынке [3]. Оперируя понятием «уровень инновационной активности», автор на основе него подразделяет предприятия на три группы: лидеры (являются инициаторами инноваций), последователи (инновации которых являются реакцией на деятельность лидеров) и аутсайдеры (осуществляют инновации крайне редко или не осуществляют совсем).

По мнению Томасовой Д.А инновационная активность раскрывается через «взаимодействие финансовых, экономических, политических, социальных и управленческих отношений, возникающих по поводу целесообразности разработки и внедрения инноваций в определенном хозяйствующем субъекте» [4].

Чернова А. С. определяет инновационную активность фирмы как комплексную характеристику ее инновационной деятельности, главным аспектом которой является восприимчивость к новациям, основанная на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности [5].

Под инновационной активностью Мельников О. Н. и Шувалов В.Н понимают созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращений новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время [6].

Матузова И. В. в своих работах отмечает, что инновационная активность является динамической, целенаправленной деятельностью по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ. С этой точки зрения инновационно-активным считается то предприятие, которое осуществляет разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов инновационной деятельности [7].

Поляков В. В., характеризуя инновационную активность, акцентирует внимание на эффективности использования инновационного потенциала предприятия, и под инновационной активностью понимает комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающую степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [8].

Сравнительный анализ компонентов категории «инновационная активность» приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика компонентов категории «инновационная активность»

Характеристика

БогачевА.И., ПоляковаА.А.

ПолукееваА.В.

ЗобовП.В.

ТомасоваД.А.

ЧерноваА.С.

МельниковО.Н., ШуваловВ.Н.

МатузоваИ.В.

ПоляковВ.В.

Целенаправленность

Динамичность

Новизна

Результативность

Интенсивность

Комплексность

Инновационная деятельность

Инновационный потенциал

Инновационный климат

Восприимчивость к новациям

Обеспечение конкурентоспособности

Обобщение и анализ различных подходов к определению категории «инновационная активность» позволяют выделить наиболее существенные ее особенности, к которым можно отнести:

– целенаправленность деятельности хозяйствующих субъектов относительно разработки, создания и освоения новых технологий в производстве инновационного продукта;

– интенсивность деятельности по коммерциализации идеи и получения коммерческой выгоды от реализации проекта.

Также важно отметить признаки инновационной активности, характерные для инновационно-активных организаций:

– новизна как принципиальное свойство инновацонно-ориентированной организации, конкретная форма проявления которой зависит от уровня организации финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия;

– динамичность, выраженная в асимметрии отношений субъекта и объекта управления. Активность субъекта управления в свою очередь обусловлена тем, что он сам является источником преобразований, происходящих как с ним, так и вызываемых им в объекте;

– результативность — в ходе осуществления инновационной деятельности по реализации инновационного процесса предприятие на выходе получает готовый продукт, обладающими какими-либо характерными свойствами.

На рисунке 1 отражена взаимосвязь основных признаков и понятий, характеризующих инновационную активность предприятия

Рис. 1. Признаки и понятия, характеризующие инновационную активность предприятия

По результатам анализа можно сделать вывод, что исследователи акцентируют внимание на разных аспектах характеристики понятия «инновационная активность». Компоненты, составляющие данную категорию, и учитываемые в процессе исследования так же различаются в зависимости от подхода каждого автора.

При рассмотрении инновационной активности в качестве комплексной характеристики инновационной деятельности необходимо акцентировать внимание на наиболее важных ее аспектах. Во-первых, основу инновационной активности непосредственно составляет инновационная деятельность предприятия по разработке и внедрению новшества, а также коммерциализации инновации. Во-вторых, инновационный климат как фактор влияния внешней среды на инновационную активность непосредственно определяет масштабность и результативность инновационной деятельности. В-третьих, уровень инновационного потенциала напрямую определяет интенсивность инновационной деятельности, а, следовательно, и степень инновационной активности.

По результатам проведенного анализа особенностей, признаков и основных характеристик инновационной активности целесообразным представляется определение категории «инновационная активность» как комплексной динамической характеристики целенаправленной деятельности предприятия по планированию, организации и реализации инновационного процесса по созданию и выпуску конкурентоспособного продукта, интенсивность которой зависит от уровня инновационного потенциала предприятия и восприимчивости к новациям, а результативность — от состояния инновационного климата. Предложенную трактовку можно считать универсальной ввиду того, что она учитывает наиболее важные и основные характеристики инновационной активности предприятия.

Таким образом, нами проанализированы различные подходы к определению инновационной активности предприятия. Выявлены наиболее существенные ее особенности и признаки, на основе обобщения данных о которых сформулировано универсальное определение категории «инновационная активность»

Литература:

  1. Богачев А. И. Инновационный потенциал и инновационная активность Российских предприятий А. И. Богачев, А. А. Полякова // Политематический электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета.— 2010. — № 64. — С. 156–165
  2. Полукеева А. В. Показатели инновационной активности предприятий А. В. Полукеева// Экономинфо.— 2014. — № 22. — С. 74–77.
  3. Зобов П. В. Инновационная активность предприятия: понятие и инструменты оценки П. В. Зобов // Вестник торгово-технологического института.— 2012. — № 3(6). — С. 46–51.
  4. Томасова Д. А. Понятие и инструментарий оценки инновационной активности организаций Д. А. Томасова// Экономика, экология и общество в 21 столетии. Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической к.— 2014. — С. 198–200.
  5. Чернова А. С. Сущность инновационной активности предприятий А. С. Чернова// Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 311–312.
  6. Мельников О. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия О. Н. Мельникова, В. Н. Шувалов// Российское предпринимательство. — 2010. — № 9(69). — С. 100–104.
  7. Матузова И. В. К вопросу о содержании и сущности категории «инновационная активность» И. В. Матузова // Транспортное дело России.— 2012. — № 4. — С. 104–106.
  8. Поляков В. В. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере В. В. Поляков // Инновации. — 2013. — № 5.- С. 62
  9. Малышева Л. А. Анализ подходов к оценке инновационной активности Российских предприятий Л. А. Малышева, И. В. Шестаков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета.— 2012. — № 14 — С. 101

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle