Библиографическое описание:

Пашнева В. А., Лепетуха Н. В. Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 571-574.



Главной особенностью функционирования ребенка (субъекта) в процессе познания и деятельности, осуществляемой с целью получения социального опыта, является игра. Организация пространства для игры, содержательная наполняемость жизни ребенка определяют предмет и контекст игры, составляют, в конечном счете, «ту драму, которую переживает ребенок» [1], наполняют сознания ребенка, определяют его базисные оценочные отношения к миру. Познавать мир играя для ребенка тоже самое, что для взрослого становиться личностью, постоянно совершая над собой усилие, усилие «быть человеком» [2]. Поэтому мы определяем игру как основной вид познавательной деятельности — дошкольника, со всеми сложностями, преодолениями, победами и поражениями — это труд постижения, труд созревания, труд узнавания и осознания себя в этом противоречивом мире. И действительно, самое сложное занятие в этом мире — быть ребенком, а современным ребенком особенно.

Как воспитать в детях взгляды на мир, природу, общество никак на источники сырья, объекты различных манипуляций, а как на органическое целостное пространство для духовного развития человека? Этот вопрос решают педагоги, родители, бабушки, дедушки, модернизировать систему образования и воспитания, развивая субъект-субъектные отношения, устанавливая равноправие в отношениях «взрослый — ребенок» и упуская из виду то, что равноправные отношения возможны в процессе воспитания только при осознанном соблюдении воспитателя и воспитуемого прав и обязанностей — закона, регулирующего безопасность, гармоничность этих отношений.

Дошкольники — это люди, свободные во всех отношениях, это представители мира, в котором гласит один закон: «я хороший, мир — хороший, и всё, что я совершаю, хорошо», закон позитивного восприятия мира и отношение к нему. Этот возраст отличает невиданная познавательная активность и преобразующая исследовательская деятельность. Бушующее познания ребят зачастую наталкивается на осторожность, тревожность, стереотипы, взрослую творческую леность и ограниченность. Пришло время задуматься серьезно над тем, почему старания педагогов, родителей не достигают того эффекта, которого они предполагают достичь. В чем причина? На наш взгляд, необходимо изменить отношение воспитателей к труду ребенка, предложите педагогам вдумчиво следовать за малышом, не пугая и не ограничивая его молниеносными, зачастую надуманными и сомнительными педагогическими инновациями, внедряемыми в процесс его воспитания и развития, терпеливо создавая воспитательные ситуации и организуя пространство для естественной жизнедеятельности детей. Взрослый должен осознавать при этом, что каждое мгновение жизни у ребенка и без того ново, что каждая ситуация является носителем нового опыта, что каждая событие погружает его в качественно новые условия взаимоотношений. Воспитатель дошкольного учреждения к своей профессиональной деятельности должен относиться как к исследовательской, в которой предметом исследования (и одновременно объектом воздействия) должен быть играющий ребенок. Суть профессионального воспитательного воздействия педагога на ребенка в том, что воспитатель (может в силу своей профессиональной компетентности) не только воспринять то, что еще не доступно ребенку «изнутри», но и предугадать это непонимание, отреагировать на это, перевести непонятное для дошкольника на язык осознаваемых им смыслов. Иными словами, необходимо выстраивать субъект- субъективные отношения с малышом, основываясь на методологии Л. С. Выготского, его генетическом законе развития, который до сего времени является объясняющим и определяющим инновационное воспитание, обучение, развитие особенно в дошкольном детстве.

Отсюда основной инновационной задачей воспитателя становится создание (моделирование, проектирование) воспитательной ситуации в контексте игрового занятия. При этом основными целями игрового занятия являются, с одной стороны, создание условий для развития определенных умений и навыков, а с другой стороны, создание преобразующей ребенка воспитательной среды, в которой формируются определенные качества личности дошкольника, определяется зона ближайшего развития. При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса, должно стать основным для приложения усилий педагога.

Игровое занятие, рассматриваемое как воспитательная среда, позволяет соотнести качество действий воспитателя с количеством приобретенных ребенком умений и навыков за определенное время, выявить соответствия плана воспитательного воздействия его результату и оперативно внести коррективы в организацию воспитательного процесса.

Таким образом, игровое занятие, путем концентрации внимания к погружению объекта воспитания (ребенка) в условия воспитательного пространства, предполагающего возникновение обоюдного познавательного интереса у воспитателя и воспитуемого к исследовательско-игровой и продуктивно-игровой деятельности, будет обеспечивать ситуационную направленность всего процесса воспитания, органично переходя воспитательно-образовательный процесс подготовки к школьному образованию.

Педагог в сфере дошкольного образования, как никто другой в педагогике, должен осознавать сегодня, в чём смысл «подготовки ребенка к школе» — в воспитании у ребенка желание познавать и (через преодоление лености ума) ощущать удовольствие от приобретенных знаний, умений, навыков.

Когда мы рассматриваем дошкольников в совокупности с его основными свойствами познания и деятельности, мы приходим к центральному понятию психологии дошкольного возраста — «играющий ребенок». Наверное, тождественными этому понятию должны стать, прежде всего, понятие «познающий» и «исследующий», но ни в коем случае не «разрушающий» и «мешающий». Понимая и принимая специфику восприятия окружающего мира ребенком и осознавая его состояние эффективной самореализации познание мира и собственных возможностей, осмысление результата своих действий, воспитатель иначе рассматривает собственные действия по организации и проведению занятий с детьми.

Основным педагогическим условием любого занятия в дошкольном образовательном учреждении становится модель игрового занятия, предусматривающая погружение ребенка в содержание воспитательной ситуации, которая подвергается изменениям в зависимости от конкретных целей и задач воспитания, определённых возрастом особенностями личности ребенка, требованиями социальной среды. Главное предназначение воспитательной ситуации — адаптация к действительной ситуации (той, какая она есть).

Модель игрового занятия сочетает в себе не только различные формы воспитания и обучения, но и способы и методы погружения воспитательную среду. Причем с реализацией полного суммарного плана игры, предполагающего и развитие сюжетной линии, и погружение ребенка в событийно-ситуационный контекст. Отсюда игровое занятие можно рассматривать как универсальную технологию подготовки ребенка не только в школьной жизни, но и к жизни в социуме.

Качество управления процессом проведение игрового занятия в этом случае определяется уровнем компетенций воспитателя:

1) результативностью действий воспитателя по управлению поведением ребенка;

2) результативностью деятельности воспитателя по проектированию занятий и их проведению, то есть определению и выявлению значимой для воспитателя тема занятия.

Это позволяет освоить воспитателю инновационную систему адресной работы в группе дошкольников как одну из ступеней опережающего обучения парадигме личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Если игровое занятие имеет познавательно-деятельностный характер (учит ребенка тому, что он познаёт и как он с этим действует) с определёнными требованиями времени ситуационной направленности, мы получаем возможность управлять состоянием ребенка.

Достижение результативности воспитательного воздействия на ребенка обеспечивается путем развития профессиональных и личностных компетентностей воспитателя, путем установления целей воспитания и определения задач для достижения этой цели.

Таким образом, сценарный процесс воспитания (модели, проекты) в игровом занятии позволяет воспитателю обеспечить максимальную концентрацию внимания и возникновение у детей интереса к исследовательской игровой деятельности, имеющей ситуационную направленность, формируя условия для естественной реализации механизма воспитания готовности дошкольников к принятию воспитательной ситуации путем погружения их в познавательно-деятельностный процесс.

Сценарий игрового занятия для дошкольников.

Вид образовательной деятельности: Лепка.

Тип образовательной деятельности: Развивающий.

Возраст: Старший дошкольный.

Тематическая неделя ДОУ: В мире много сказок.

Тематический блок: Новые приключения Колобка.

Тема образовательной деятельности: Семья Динарика.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества

Задачи: Закреплять знания детей о сказках (народных и литературных). Расширять кругозор, знания детей о доисторических животных (динозавры). Учиться сдавать образ динозавра из соленого теста с использованием многообразия усвоенных приемов лепки. Развивать способности к моделированию и конструированию, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, творческое мышление. Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Методы и приемы: Речедвигательный тренинг, сюрпризный момент, беседа, рассматривание и обследование, уточнение и напоминание, слушанье музыки и релаксация, словесные указания.

Материалы и оборудования: Фитнес — мячи желтого цвета, пластмассовое разъемное яйцо с фигуркой динозаврика Динарика, ящик с песком для игр в помещении, шифоновое покрывало белого и зеленого цвета, макет доисторического ландшафта из цветного картона, мелкие фигурки динозавров из «киндер-сюрприза», набор резиновых игрушек — образы животных (ящерица, черепаха, крокодил и лягушка, аудио и видеоносители; столы двухместные, дощечки для лепки, клеенки для столов, лотки с влажными салфетками, емкости для воды, контейнеры с соленым тестом, кисточки, салфетки для кисточек, стеки и скалки; бросовый материал: флаконы из под туалетной воды, мелкие камешки и ракушки, бусинки и скорлупа фисташек, семена подсолнечника и тыквы, зубные палочки.

Предварительная работа: Проведение непосредственно образовательной деятельности (рисование, коллективное творчество) «Дракон семиголовый»; разучивание стихотворения Г. Остера «Дракон»; проведение творческих этюдов с муз. сопровождением С. и Е. Железновых «Черепашонок», «Крокодил».

Рассматривание иллюстративного материала: И. Яковлева «Палеонтология в картинках» издательство «Детская литература», 1977 г.

Общая длительность деятельности: 35 мин.

Вступительная часть: 2 мин.

Организационный момент: «Непослушный колобок» — 30 с.

Речедвигательный тренинг: «Я веселый Колобок» — 1,5 мин.

Познавательная часть — 10 мин.

Беседа — «На лесной полянке» — 3 мин.

Музыкально-ритмическое упражнение: «Крокодил» — 1 мин.

Релаксация: «Необычная находка» — 1 мин.

Игра с песком: «В парке Юрского периода. Археологи» — 5 мин.

Основная часть — 15 мин.

Работа в материале: «Волшебное тесто».

Заключительная часть — 3 мин.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Динозавры».

Ход образовательной деятельности

Дети входят в «ТекаДом» в сопровождении воспитателя, становятся в круг в центре комнаты.

Проведение установочного момента «Лучи солнца».

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку.

Педагог: Ребята, я вновь обращаюсь к вам с просьбой спасти от беды озорного Колобка. Как вы знаете, Колобок попался Лисе на зубок, силой своего воображения мне удалось превратить его в этот большой фитнес-мяч — помогите Колобку убежать от коварной плутовки.

Проведение речедвигательного тренинга с использованием гимнастического оборудования — мячи для фитнеса желтого цвета.

Я веселый Колобок

У меня румяный бок.

Я от бабушки — ушел

И от дедушки — ушел,

И от зайца — ушел,

От медведя — ушел,

И от волка — ушел,

От лисы спешу, бегу –

Путешествовать хочу.

(Дети выполняют ритмические подскоки, сидя на мячах, стараясь удержать равновесие и четко произносить слова стихотворения).

Педагог: Ну вот, убежал наш Колобок далеко, далеко и очутился на лесной полянке. Взгляните с кем повстречался наш озорник. (Дети рассматривают резиновые игрушки — образы животных). Как вы думаете, из каких сказок эти животные? (Педагог демонстрирует по очереди следующие персонажи: ящерица («Хозяйка медной горы»), черепаха («Приключение Буратино», «Я на солнышке лежу»), змея («38 попугаев», «Змей Горыныч и Илья Кожемяка»), крокодил («Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденное солнце»).

Давайте изобразим одного из героев, внимательно слушайте песенку и выполняйте движения вместе со мной.

Проведение ритмического упражнения «Крокодил» из сборника «Ритмика» С. Железнов.

Педагог: У всех этих животных есть общий родственник, живший тысячелетие назад, вслушайтесь в его шаги и песенку, отгадайте кто это (звучит фрагмент музыки Вагнелиса «Океан»).

Педагог: Мы оказались с вами у подножия самой высокой заснеженной вершины, где нас ожидает сюрприз (педагог демонстрирует пласстмасовое яичко и предлагает узнать кто вылупиться из него, а дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает белое покрывало, демонстрирует исторический ландшафт и «вскрывает скорлупу» — происходит рождение динозавра Динарика). Маленькому динозаврику Динарику очень грустно и одиноко — давайте отыщем его родственников и соплеменников в толще песка (проводится игра «Археологи»: дети встав вокруг ящика с песком с закрытыми глазами на ощупь «проводят раскопки»).

Взгляните, ребята, вокруг скал собрался весь род динозавров — травоядные и хищные ящеры. Самыми большими и сильными ящерами на Земле были динозавры, что значит «удивительные ящеры». Самыми страшными и кровожадными были динозавры «Тиранозавры», а самым отважным и быстрым из травоядных динозавров был «Анкилозавр» похожий на гигантскую кедровую шишку с костяными чешуйками на спине и хвостом с шипастой дубинкой на конце. У воды обитали «Гесперорнисы» неуклюжие длинношеи динозавры, а саамы крупный из них морской ящер «Мозазавр». Самым прожорливым из всех травоядных динозавров был «Диплодок», имевший внушительные размеры. А вот его собрат «Стегозавр» хоть и жевал постоянно, но оставался небольших размеров и предпочитал жить в прибрежных зарослях. Среди динозавров был и такой, что носил при себе отопительное устройство: на спине у него был высокий, как парус гребень на костяных подпорках. Чуть выглянет солнышко — подставит высокий гребень «Эдафозавр» под его лучи, быстро нагревается гребень и бежит тепло по телу ящера. В гигантских древних болотах жили прабабушки теперешних лягушек — «Стегоцефалы», которые имели по три глаза на голове: «Спит глазок, спит другой. А третий, на самой макушке, не спит — сторожит». (Дети рассматривают и обследуют найденных ими в песке фигурки динозавров).

Вот и собрались все динозавры отпраздновать день рождения Динарика. Может и нам сделать имениннику подарок? Давайте позовем на помощь наше волшебное тесто. В доме всегда найдется предмет уже отслуживший свое и превратившийся в мусор. Но мы с вами известные волшебники, скульпторы — кудесники и можем преобразить даже такой хлам (демонстрирует флаконы от духов) в полезную вещь — сувенир в подарок Динарику «Портрет динозавра».

(Детей приглашают в творческую мастерскую, педагог уточняет название и порядок использования различных инструментов и оборудования, а также предлагает использовать различный бросовый материал для детализации образа динозавра или украшения подделки). Педагог оказывает словесную помощь и вступает в сотворчество с детьми, требующими особого внимания, побуждая основную часть работы выполнить ребенку. Готовые работы размещают на отдельном столе. Педагог предлагает двум — трем детям рассказать о новых друзьях Динарика. От лица игрового персонажа детям предлагается посмотреть мультфильм «Динозавры».

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.- Т. 3: Проблемы развития психики.
  2. Устомский А. А. Собрание сочинений: в 4 т. / А. А. Устомский. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1950.- Т. 1: Учение о доминанте.
  3. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.-319 с: ил. — (Школа развития).
  4. Куцакова Л. В. 1000 развивающих игр: Для детей 5–8 лет / Л. В. Куцакова, Ю. Н. Губарева. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.- 124, [4] с.: ил.
  5. Харлампова Е. В., Корепанова М. В. Познаю себя. Методическиие рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / Е. В. Харлампова, М. В. Корепанова.- М.: Баласс, Изд-во Дом РАО, 2004. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle