Библиографическое описание:

Сидорова А. С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 520-523.



Управление созданием имиджа образовательного учреждения

В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на рынке образовательных услуг.

С начала 90-х гг., в рамках активно развивающегося компетентностного подхода в образовании, начинается разработка понятия «Управление созданием имиджа образовательного учреждения» в трудах руководителей, психологов, специалистов в области управления образования. Первыми, в конце прошлого столетия, появились публикации Е. В. Гришуниной (1995), Пискуновой Т. Н. (1998), Нестерчук О. Я., Петровой Е. А. и Пискунова М. С. и ряда других исследователей. В 2000-х гг. исследования созданием имиджа образовательного учреждения в отечественной педагогической науке заметно активизируются; в числе множества работ, посвященных данной проблематике, можно назвать работы таких авторов, как В. Г. Афанасьев, Ю. А. Васильев, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник и др.; теория моделирования А. У. Варданян, Уемов, В. А. Штофф и др.

В то же время проведенный анализ показал, что в настоящее время появляется всё больше работ, раскрывающих структуру, содержания и специфику формирования имиджа дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования. В значительной степени, именно этим фактом обусловлено отсутствие в настоящее время целенаправленной работы по формированию имиджа дошкольных образовательных организаций в регионах России. Имидж ДОО формируются либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования (во втором случае они оторваны от современной практики модернизации дошкольного образования).

Понятие имидж ДОО конкретизируется через границы его приемленности и определяется:

‒ как комплексный ресурс, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере;

‒ как потенциал для выполнения профессиональных обязанностей;

‒ как качество личностей, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии и т. д.

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами:

‒ конкуренция среди образовательных организаций одной территории в борьбе за набор воспитанников и сохранение контингента;

‒ позитивный имидж облегчает доступ образовательной организации к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим и т. д.;

‒ образовательная организация со сформированным позитивным имиджем при прочих равных условиях становится более привлекательной для педагогических кадров, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

‒ устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определенной силы — в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Рассматривая элементарную структуру имиджа, Петрова Е. А. и Пискунова Т. Н. называют следующие ее составляющие:

  1. Описательную (информационную), которая представляет собой образ организации.
  2. Оценочную, которая отражает оценки и эмоции, вызванные информацией об организации. Эти эмоции и оценки могут быть различной интенсивности, могут приниматься или отвергаться. Оценка имиджа организации происходит на основе прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, собственных принципов и т. д. [2]

Перелыгина Е. Б. выделяет 2 функции имиджа:

1) позиционирование образовательной организации;

2) побуждение к действию. Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Задача управления имиджем образовательной организации решается способом моделирования имиджа. [4]

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений:

«1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));

  1. О качестве образования (показатель достижения запланированных результатов, соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  2. О стиле образовательной организации (контакты педагогов с внешними объектами, педагогические кадры (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура);
  3. О внешней атрибутике;
  4. Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  5. О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  6. Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности школьной среды — компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков). [1]

Руководитель образовательной организации в процессе управления созданием имиджа организации должен учитывать следующее:

  1. Имидж должен быть признан одним из активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности организации, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении.
  2. Необходима единая стратегия продвижения организации, основанная на традициях и предполагающая нововведения.
  3. Необходимо создание специальной группы, занимающейся продвижением организации.
  4. В состав группы данной группы можно включить специалистов, владеющих информационными технологиями, творческие и социальных педагогов. [3]

Качество имиджа — это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательная организация может получить в перспективе. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательной организации, его руководителе и учителях, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения является сложным процессом планирования, разработки и эффективного осуществления процесса конструирования или изменения образа объекта. Данная деятельность по созданию имиджа состоит в определении последовательности и целесообразности различных мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге достижение целей. [5]

Инструментом управления имиджем организации является имиджформирующая информация, представляющая собой совокупность информационных сообщений вербального и невербального характера, несущих в себе сведения, мнения, суждения об объекте, на основе которых в сознании человека строится система образов. Объединяясь с личными представлениями и опытом воспринимающего о данном образе, формируется мнение, что является основой имиджа объекта для конкретного представителя аудитории.

Только долговременное продвижение имиджа позволяет говорить о созданном эффективном ресурсе управления. Приоритетом должны быть социальные элементы, которые позволяют создать целостную систему и духовные элементы и, воздействуя на персонал, отвечают за его мотивацию и стимулирование. В конечном итоге ресурс имиджа используется для того, чтобы создать автономный источник управляющего воздействия на коллектив, на основании которого будет происходить трансформация организации в направлении, определенном установками, составляющими основу имиджа. Достижение связи между уровнем производительности труда и степенью самореализации человека в своей профессии, а также удовлетворением его личных потребностей, связанных с данной организацией, невозможно без развития внутреннего имиджа.

Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика как внешняя, так и внутренняя

Внутренний имидж — это взгляд на ДОО глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям воспитанников, их энтузиазме, преданности детскому саду и основан на своеобразии внутреннего пространства.

Внешний имидж ДОО — название, оформление помещений и территории, имидж персонала и т. д. — символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с данным детским садом и вызывать определенное настроение. Первое впечатление о ДОО связано именно с этим аспектом имиджа. [3]

Прежде чем приступить к работе по формированию имиджа, необходимо его спроектировать, то есть создать желаемый образ. Собственно проект — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Проектирование имиджа образовательной организации — это вид профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и педагогического коллектива, в котором определяется его будущий образ образовательного учреждения, влияющий на формирование положительного отношения к нему родителей, воспитанников, общественности, социальных партнеров, средств массовой информации, позволяющий привлекать дополнительные инвестиции и конкурировать с другими образовательными учреждениями, с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени.Продуктом проектирования является имидж образовательного учреждения.

Проектирование имиджа образовательной организации требует от руководителя не только педагогической компетенции, но также компетенций в области психологии, менеджмента, маркетинга, логистики, так как проект на мысленном уровне отражает мнение потребителей образовательных услуг и социальных партнеров об образовательной организации. [2]

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления имиджа образовательной организации подразумевает:

 стимулирование инновационной деятельности. Руководитель образовательной организации активно задействует педагогический коллектив в различных курсах повышениях квалификации, переподготовке, конкурсах, проектах и др.;

 создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль, так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций — это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы — первые);

 постоянное взаимодействие руководителя образовательной организации с потребителями образовательных услуг.

Управление внешним имиджем образовательного учреждения нацелено на следующее:

 информирование о различных инновационных проектах;

 широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т. д.

Для того чтобы образовательная организация имела свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, руководитель должен обратить внимание на:

 четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии образовательной организации;

 уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;

 разнообразные и качественные образовательные услуги;

 оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности, формирование здорового образа жизни;

 яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;

 систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.

Сформированный руководителем позитивный имидж образовательной организации позволит повысить привлекательность дошкольного учреждения, в первую очередь, для потребителей образовательных услуг и педагогического коллектива; облегчить процесс введения новых образовательных услуг; повысить уровень организационной культуры; способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе. [3]

Между уровнем развитости, степенью достижения желаемого имиджа организации и более эффективным внедрением управленческих решений, их реализацией и осуществлением контроля прослеживается прямая зависимость. Способность имиджа организации к постоянному накоплению и обладание свойством динамичности создают возможность для оперативного варьирования в процессе управленческой деятельности при использовании результатов, данных имиджем

Таким образом, выработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всей организации, оценки перспективности ее начинаний, зрелости и профессионализма руководителя и всего педагогического коллектива в целом. [5]

Литература:

  1. Пискунова Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения// [Электронный ресурс]. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/uslovija-i-faktory-formirovanija-pozitivnogo-imidzha-obweobrazovatelnogo-uchrezhdenija.
  2. Петрова Е. А. Психология имиджа: Наука или искусство? М., 2003.
  3. Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9.
  4. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: АспектПресс, 2002. Стр. 11–23.
  5. Сидорова А. С. Имидж как условие управления качеством поликультурного воспитания в дошкольном учреждении.// Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции/Под. ред Е. В.Клюевой, Т. В. Наумовой: Арзамас, Арзамасский филиал,2016-с.518–522

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle