Библиографическое описание:

Вазлеев В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 280-282.



Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматривается процесс всестороннего развития личности во время занятий хоровым пением.

Ключевые слова: развитие, хоровое пение, способности, музыка, развитие способностей, музыкальные способности

В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младшего школьника. Актуальность исследования проблемы состоит в том, что в современном обществе наблюдается катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи. Причины этому могут быть различными, но самая основная — негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. Ее основой является примитивность ладовой организации и ритмической структуры. Также негативную роль сыграло то, что в школах уделяется достаточно мало времени посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров.

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика, формирование личности способной к самоопределению и самосовершенствованию. В исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Ксенофонтовой, Г. И. Щукиной и др. дана характеристика роли деятельности в развитии личности как основы создания условий для самореализации, самоопределения и развития творческого потенциала. Перед педагогами стоит задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребенка появилось желание самому приобретать навыки и знания, искать пути решения проблем. Здесь внеурочная деятельность может играть большую роль. В настоящее время значение эстетического воспитания стало одним из важных направлений воспитательной работы с детьми. Существует множество разнообразных видов художественного творчества, но невозможно не оценить привлекательность и многогранное развитие младшего школьника во время хорового пения, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.

Музыка может оказывать воспитательное и развивающее воздействие только в том случае, если ребенок подготовлен к ее восприятию, и у него развиты такие свойства и качества личности, которые будут способствовать ему пережить и понять звучащее произведение, узнать его эстетическую ценность. Поэтому важную роль здесь играют музыкальные способности, их формирование и развитие сейчас становится одной из главных задач приобщения детей к настоящим художественным ценностям. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено еще тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, закладывается фундамент будущей музыкальной культуры ребенка. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известный педагог А. В. Сухомлинский. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость, подавленность.

Таким образом, сегодня развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности в воспитательной работе.

Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в какой–либо деятельности. Данные возможности могут обеспечить значительный успех в овладении деятельностью и дать высокие показатели труда. Как говорил М. Н. Скаткин: «Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей» Развитие способностей необходимо начинать на ранних стадиях развития личности. Б. М. Теплов выделяет следующие три основных признака понятия «способность»:

  1. Способности — индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.
  2. Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. У конкретного человека, по мнению В. Д. Шадрикова, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т. е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. [10].

Одним из видов способностей человека являются музыкальные способности. Музыкальные способности — индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Музыкальные способности — специальные способности, которые развиваются из общих способностей под воздействием требований музыкальной деятельности. Операционные механизмы (анализ, синтез) тонко приспосабливаются к требованиям деятельности. Исследования музыкальных способностей имеют давние традиции. Классификации музыкальных способностей многочисленны и разнообразны.

Рассмотрим структуру музыкальных способностей Ф. Гекера и Т. Цигена.

Ф. Гекер и Т. Циген в большой работе, посвященной вопросу о наследовании музыкальных дарований, исходят из признания следующих пяти компонентов музыкальной одаренности:

  1. сенсорный компонент: главным образом, чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков;
  2. ретентивный компонент: память на высоту, интенсивность и длительность звуков и их комплексов;
  3. синтетический компонент: восприятие гештальтов, т. е. целостных образований (мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур);
  4. моторный компонент: перенесение звукового образа на голос или инструмент;
  5. идеативный компонент: установление связи между звуковыми образами и неакустическими идеями (нахождение идейного содержания музыки).

Рассмотрим структуру музыкальных способностей Б. М. Теплова. Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как выражение некоторого содержания».Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, [7].

Н. А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

− технические (игре на данном инструменте или пение);

− слуховые (музыкальный слух).

К. В. Тарасова делит музыкальные способности на сенсорные (т. е. связанные с ощущениями) и интеллектуальные. Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Неслучайно занятия математикой в Пифагорейской школе проходили под звуки музыки, считалось, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Хоровое пение оказывает большое влияние на развитие личности. Занятия в хоровом коллективе позволяют скромным, неуверенным в себе детям почувствовать свою значимость, так как хор это большой «организм», и голос каждого его участника влияет на развитие этого «организма», за счет чего повышается самооценка ребенка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность. Также пение в коллективе помогает развивать в себе навыки коммуникации, которые помогут быстрее адаптироваться в новых непредвиденных условиях. Запоминание большого количества мелодий, текста, партий способствует развитию памяти. Во время хоровых занятий у ребенка расширяется словарный запас, улучшается внимание и меняется представление об окружающем мире. На хоровых занятиях у ребенка формируется сценическая культура: способность держаться на сцене, контакта со зрителем. Хоровое пение помогает развивать внутренний музыкальных слух, музыкальную память, помогает развитию соотношения и координации между слухом и голосом. Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Хоровое пение содержит в себе способность всесторонне воздействовать на развитие ребенка, побуждая его к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Наряду с театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важную социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение — это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — 414 с.
  2. Картавцева М. Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: учебное пособие. — М.: МГИК, 1988. — 68 с.
  3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — 2-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. — 399 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2007. — 720 с.
  6. Стулова Г. П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2119 «Музыка» — М., Просвещение, 1988. — 126 с.
  7. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988. — 720 с.
  8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
  9. Черноиваненко Н. М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности. // В кн. Музыкальное воспитание в школе» вып. 14, М.: Музыка, 1979 г. с. 57–65.
  10. Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М.: МГПИ, 1952. 241 с.
  11. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. — 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle