Библиографическое описание:

Марченко А. В., Борзилова Н. С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 292-296.



На сегодняшний день в образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность, которая стремится максимально реализовать свои возможности, поэтому проблема успешности ее учебной деятельности приобретает особое значение. Для этого необходимо рассматривать личностные особенности каждого студента и как они могут повлиять на успеваемость.

Проблему личностных особенностей студентов с разной академической успеваемостью изучали многие исследователи, так Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин, совместно с Д. А. Леонтьевым [1] анализировали факторы, влияющие на академическую успешность и психологическое благополучие студентов. Понятие академической успеваемости изучалось Н. В. Бордовской, А. А. Реан, М. В. Вовчик-Блакитиной [2] и др. Личностные особенности студентов изучали авторы: Зеер Е. Ф. [3], Н. А. Менчинская, М. Р. Шабалина [4] и др. О взаимосвязи личностных свойств с успеваемостью нам говорят исследования В. И. Самохваловой, А. А. Бударного [5] и др. Несмотря на то, что существует множество работ, касающихся изучения личностных особенностей студентов с разной академической успеваемостью, проблема все также остается актуальной и не до конца изученной.

Мы предположили, что студенты с различной академической успеваемостью будут иметь различия в личностных особенностях, а именно: студенты с высоким уровнем успеваемости будут проявлять более высокие показатели по компонентам интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей личности в отличие от студентов с низким уровнем академической успеваемости. В контексте нашего исследования для решения поставленных задач использовались следующие методики: «16-ти факторный личностный опросник», разработанный Р. Кеттеллом, направленный на выявление личностных качеств, особенностей характера, склонностей, интересов личности. И анализ документов — оценочных ведомостей студентов, для выявления академической успеваемости студентов. Статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Н-Крускала-Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS. Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В качестве респондентов выступили студенты 3-го курса в количестве 75 человек, обучающиеся на факультете психологии, в возрасте от 20 до 21 года.

В ходе исследования, исходя из академической успеваемости, выборка студентов была разделена на три группы: I группа — студенты, имеющие средний балл 3,0–3,7; II группа — студенты, средний балл которых 3,8–4,7; III группа — средний балл равен 4,8–5. На рис. 1 представлено распределение испытуемых по показателю академической успеваемости: высокий уровень наблюдается у 13 %; низкий уровень академической успеваемости — 23 %; наибольший процент составляют студенты со средним уровнем — (64 %).

Рис. 1. Распределение студентов по уровням академической успеваемости (в %)

Анализ личностных особенностей студентов I, II и III группы позволил выявить симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных личностных свойств, изученных нами при помощи теста Кеттелла. Данные по интеллектуальному блоку, полученные в ходе исследования, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Выраженность показателей интеллектуальной сферы студентов (в ср. б.)

Итак, студенты с высоким уровнем успеваемости (III группа) имеют наиболее высокие показатели по четырем основным факторам: высокие показатели по фактору B: «интеллект» (Ме=7,0) свидетельствуют о подвижности мышления, высоком уровне общей культуры у студентов данной группы. Наличие относительно высоких показателей по фактору Е: «подчиненность-доминантность» (Ме=7) говорит о самостоятельности в решении интеллектуальных задач и самоуверенности студентов. По фактору М: «практичность-мечтательность» (Ме=6,1) установлено наличие богатого воображения, поглощенность своими идеями. Студенты со средним уровнем успеваемости (II группа) в по всем факторам данной группы уступают студентам с более высокой академической успеваемостью, но не значительно.

Анализ эмоционально-волевых особенностей личности показал расхождения в показателях факторов трех групп (рис.3). Студенты II и III группы характеризуются как физически и умственно утонченные, склонны к рефлексии, задумываются над своими ошибками и путями избегания таковых, артистичны — фактор I: «жесткость-чувствительность» (Ме=6,4; 7,7). Высокий самоконтроль, достаточно развитое чувство долга и ответственности, эмоциональная дисциплинированность характерна как для студентов II (Ме=6,3), так и для студентов III группы (Ме=7,7) — фактор Q3: «низкий-высокий самоконтроль». Студенты I группы (Ме=5,6) характеризуются низкой дисциплинированностью, не умением контролировать свои эмоции и поведение — оно чаще зависит от настроения. Их деятельность часто слабоуправляема и импульсивна.

Рис. 3. Выраженность показателей эмоциональной сферы студентов (в ср. б.)

Высокие показатели по фактору Q2: «конформизм-нонконформизм» — свидетельствуют о том, что студенты III группы чаще самостоятельно принимают решения, не нуждаются в поддержке других людей. Они независимы, ориентируются на собственные решения, находчивы, стремятся иметь собственное мнение (Ме=6,0). Студенты I и II группы более конформны: они зависят от мнения и требований группы, стремятся работать и принимать решения вместе с другими людьми (Ме=5,3; 5,8).Более высокие показатели по фактору О: «спокойствие-тревожность» отличаются студенты III группы (Ме=7,1) в отличие от студентов I (Ме=6,8) и II группы (Ме=6,4) Это говорит нам о том, что испытывая волнения в ситуациях контроля успешные студенты, стремятся своевременно подготовиться к занятиям поэтому повышенная тревожность может способствовать более высокой успешности в обучении.

Анализ коммуникативных особенностей личности показал наличие высоких показателей у студентов II и III группы по фактору Е: «подчиненность-доминантность» (Ме=6,7; 7,0) (рис. 4). Это характеризует их как самоуверенных, самостоятельных, настойчивых, обладающих склонностью к авторитарному стилю управления. Также отмечается наличие высоких показателей по фактору L: «доверчивость — подозрительность» (Ме=6,8; 7,3). Они отличаются самостоятельностью и независимостью в социальном поведении. Фактор H: «робость — смелость» характеризует студентов III группы (Ме=6,7) как активных, предприимчивых, отличающихся готовностью к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах. Они способны самостоятельно принимать неординарные решения, в отличие от студентов I (Ме=5,6) и II группы (Ме=5,1).

Рис. 4. Выраженность показателей коммуникативной сферы студентов (в ср. б.)

Для выявления статистически значимых различий по личностным особенностям интеллектуального, эмоционального и коммуникативного компонентов между группами студентов которые имеют разные уровни академической успеваемости, нами использовалсякритерийКрускала-Уоллиса. В результате было выявлено, что существуют достоверные различия по фактору В «Интеллект» между тремя группами (p≤0,05): студенты с более высоким уровнем академической успеваемости значимо превосходят остальных в общих умственных способностях, развитости абстрактного мышления, оперативности. Их отличает высокая обучаемость, а также достаточный уровень общей культуры и эрудиции. Были обнаружены статистически достоверные различия по фактору А «Замкнутость — Общительность»(p≤0,05). Отсюда следует, что студенты с более высокой академической успеваемостью общительны и способны к установлению непосредственных, межличностных контактов., предпочитают работу с людьми, социальное одобрение, не боятся критики. Статистически достоверные различия выявлены по фактору L«Доверчивость — Подозрительность» (p≤0,05). Это свидетельствует о том, что студенты с высоким уровнем академической успеваемости в большей степени осторожны в своих словах и действиях,самостоятельны и независимы в социальном поведении по сравнению со студентами I и II группы. Существуют достоверно статистические различия по фактору E«Подчиненность-Доминантность» (p≤0,05). Студенты, обладающие такими личностными чертами как самоуверенность, самостоятельность, настойчивость имеют более высокий уровень академической успеваемости.

С целью выявления связи между показателями личностных особенностей студентов и их академической успеваемостью нами было обнаружено 4 значимые положительные корреляционные связи. Академическая успеваемость тесно коррелирует с факторами А (rs=0,367; p≤0,01), В (rs=0,327;p≤0,05) и L: «доверчивость — подозрительность» (rs=0,387; p≤0,01) т. е. студенты открытые к новым знакомствам, общительные, приветливые и обладающие развитым мышлением будут иметь относительно высокую академическую успеваемость. Высокие адаптационные возможности и уживчивость обеспечивают высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость человека, которая непосредственно связана с работоспособностью студентов и их академической успеваемостью. Выявлена прямая связь академической успеваемости с фактором M«практичность — мечтательность» (rs=0,271; p≤0,05). Это говорит о том, что наличие умения оперировать абстрактными понятиями, ориентироваться на внутренний мир и развитое воображение способствуют повышению уровня академической успеваемости.

Таким образом, полученные результаты дают право утверждать, что студенты с различной академической успеваемостью будут иметь различия в личностных особенностях, а именно: студенты с высоким уровнем успеваемости будут проявлять более высокие показатели по трем основным факторам, которые диагностируют интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные особенности личности, полностью подтвердилась. Студенты с высокой академической успеваемостью обладают такими качествами как общительность, осторожность, самостоятельность, чувствительность и артистизм, ответственность, они в большей степени склонны к самоконтролю, эмоционально дисциплинированы. Студенты, имеющие низкий уровень академической успеваемости эмоционально более стабильны, решительны и предприимчивы, проницательны по отношению к окружающим, отличаются практическим интеллектом, но при этом обладают меньшими адаптационными возможностями к новым условиям среды.

Литература:

  1. Леонтьев Д. А. Вклад личностного потенциала в академические достижения. — М.: «Смысл» 2011, — 667 с.
  2. Вовчик-Блакитина М. В. Некоторые индивидуально-психологические особенности хорошо успевающих студентов. Советская педагогика. 1999. № 2. С. 85–94.
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. — М.: «Академия», 2013. — 416 с.
  4. Шабалина М. Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. — М. 2009. — 238 с.
  5. Бударный А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. — М. 1995. — 162 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle