Библиографическое описание:

Демина В. А. Методы (методика) расширения рынков сбыта в условиях экономических санкций // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 168-170.



The article is devoted to the development of techniques for the expansion of the sales market in the conditions of economic sanctions. Spend a market potential analysis and identified methods of expansion. The possibility of the growth of international cooperation in the production and sale of food group nut processing and manufacturing enterprises. The technique is aimed at implementation of the state import substitution program it allows organizations to establish links between the food industry and can be used as a tool to implement the strategy of expanding international markets for companies.

Keywords:eurasian economic union, international company, marketing development, sanctions, economy

Направленные действия США на снижение цен на нефть, попытки подрыва экономики России за счет разрушения налаженных экономических отношений со странами-участниками СССР и изменение в них политических режимов, введенные санкции в отношении российских экономических субъектов, серьезным образом отразились на экономической стабильности Российской Федерации [3].

На фоне сложившихся внешних и внутренних факторов, в настоящий момент, решение задачи по налаживанию экономических связей между государствами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является наиболее актуальным в виду того, что предусматривает взаимовыгодное сотрудничество, направленное на производство, переработку и сбыт продуктов питания.

Целью работы является разработка методики сокращения издержек посредством расширения рынка сбыта продукции в различных странах и обеспечение занятости населения в пищевой промышленности.

Рынок — это абстрактное место встречи покупателя и продавца. С одной стороны, рынок подвержен экономическим правилам, с другой — он эти правила создает. Продажа товара определенной категории зависит от экономических условий, в которых этот товар продается. Товар, который не удовлетворяет требованиям определенного рынка и конечного потребителя остается без покупателя и постепенно заканчивает свой жизненный цикл. Новые товары, приходящие на его смену и отвечающие всем требованиям рынка, находят своего покупателя и на долго сохраняют свои лидерские позиции.

Можно выделить следующие причины выхода компаний на внешние рынки [4]:

  1. Привлечение новых клиентов. В случае насыщения внутреннего рынка, компаниям необходимо найти новые рынки сбыта для повышения своих доходов, прибыли и обеспечения долгосрочного роста компании.
  2. Сокращение издержек и повышение конкурентоспособности. В виду ограниченного масштаба внутреннего рынка, компании не могут максимально получить выгоду за счет эффекта масштаба и эффекта обучаемости. Как следствие, организации находят путь к экспорту своей продукции на зарубежные рынки.
  3. Преимущества за счет ключевой компетенции. Ключевая компетенция представляет собой специфический фактор, который бизнес рассматривает как центральный и значимый при развитии и расширении. Под ключевой компетенцией компании может подразумеваться разное — от владении уникальной технологией, ноу-хау, до прочных и надежных отношений с клиентом. С. К. Прахалад и Г. Хамел выделили три основных момента в определении ключевой компетенции компании: ключевая компетенция дает доступ к множеству рынков сбыта; ключевая компетенция должна вносить существенный вклад в восприятии покупателей преимуществ конечного продукта; ключевая компетенция должна быть сложной для имитации конкурентами. Следовательно, компании, обладающие ключевой компетенцией могут достичь конкурентных преимуществ не только на внутреннем рынке, но также и на внешнем.
  4. Снижение странового риска за счет диверсификации. Компании, оперирующие на рынках разных стран/регионов, могут получить итоговую выгоду, в части компенсации убытков, возникающих из-за экономического спада в одной стране/регионе за счет продаж в другой стране/регионе.
  5. Увеличение рыночной капитализации компании. Удовлетворение требований акционеров и участников по расширению деятельности компаний на глобальном уровне.

Таким образом, основополагающим фактором, на который должно ориентироваться предприятие при расширении рынка сбыта, является конечный продукт, который необходимо реализовать; потребитель, на которого рассчитан этот продукт и цена, по которой этот продукт должен быть продан.

Определяя выбор и параметры для расширения рынков сбыта предприятие должно оценить конкурентоспособность своего товара, ценовую категорию и конечного потребителя, для которого этот товар будет поставляться на внешние рынки. Качество товара должно соответствовать требованиям потребителя, на которого данный товар рассчитан.

Важным преимуществом расширения рынка сбыта является использование в расчетах свободно конвертируемой валюты с низким уровнем волотильности и обеспечение, тем самым, стабильного развития предприятия, а также его защищенность от внутренних национальных факторов девальвации национальной валюты и высокого уровня инфляции.

Учитывая вышеуказанные факторы, наиболее оптимальным для российской компании является выход на рынки стран-участниц ЕАЭС. С одной стороны, они гарантируют использования в расчетах международной валюты, с другой — менталитет потребителей и требования к качеству товару практически не отличаются от требования россиян.

К результатам исследования вышеуказанных факторов относится макроэкономический рынок по объемам производства и продажи товара ореховой группы в странах-участниках ЕАЭС (см. Табл.1).

Таблица 1

Кондитерские фабрики врамках ЕАЭС по странам

п.п.

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Армения

Кыргызская республика

1

СОАО «Коммунарка»

АО «Конфеты Караганды»

ООО «Армяно-российское СП «Гранд кенди»

-

2

ОАО «Конфа»

АО «Баян Сулу»

-

-

3

ОАО «Красный Мозырянин»

АО «Султан кондитерские изделия»

-

-

4

ОАО «Красный пищевик»

Кондитерская фабрика «Волна»

-

-

5

ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»

Фабрика «Фантазия»

-

-

6

СП ОАО «Спартак»

АО «Рахат»

-

-

7

СП «Ивкон» ОАО

АО «Май»

-

-

8

СООО «Первая шоколадная компания»

ТОО «Алматинский продукт»

-

-

Суммарное количество фабрик — 17. Проведя исследование данных рынков, можно сделать вывод о том, что месячная потребность фабрик в товаре ореховой группы по каждому из наименований — 3 000 кг/мес. на фабрику. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Плановые объемы реализации товара встраны-участницы ЕАЭС

п.п

Наименование товара

Количество фабрик

Месячная потребность, кг

Цена за кг товара, USD

Объемы реализации,

USD

1

Кешью в ассортименте

17

3 000

9,0

459 000

2

Арахис в ассортименте

17

3 000

1,65

84 150

3

Фундук в ассортименте

17

3 000

12,8

652 800

ИТОГО

9 000

1 195 950

Таким образом, для определения методики по расширению рынков сбыта, необходимо учесть объемы реализации товара, логистическую составляющую по его доставке и планируемые цены сбыта с учетом цен конкурентов.

Выделенные результаты исследования позволяют определить методику по расширению рынка сбыта международной компании. К данной методике относятся:

  1. Оценка потенциала перерабатывающих компаний по объему производства пищевой продукции с участием товаров ореховой группы, требуемая номенклатура и объемы поставок сырья.
  2. Определение местонахождения и логистическая составляющая доставки товара ореховой группы от производителя до перерабатывающих компаний.
  3. Оценка конкурентной среды и цен реализации товаров ореховой группы конкурентами.
  4. Расчет ценовой составляющей для предложения минимальной продажной цены реализуемого товара с целью завоевания конкурентного преимущества.
  5. Построение модели выхода на международные рынки стран-участниц ЕАЭС.
  6. Определение взаимосвязи международных компаний в рамках ЕАЭС по переработке и потреблению товаров ореховой группы, их объединение в единую производственно-сбытовую цепь.
  7. Заключение международных договоров на поставку товара ореховой группы с перерабатывающими компаниями и потребителями, находящимися в разных странах ЕАЭС.

Основными преимуществами данной методики должны являться обеспечение занятости населения в пищевой промышленности; поддержание стабильного и высокого уровня оплаты труда и социальных гарантий, направленных на соблюдение трудового законодательства; разработка оптимальных логистических цепей между производственными, перерабатывающими и сбытовыми компаниями, находящимися в разных странах, ориентированными на сбыт готовой продукции с максимальной степенью переработки как предприятиям по изготовлению кондитерских изделий, использующих орехи в качестве основных компонентов, так и оптово-розничным компаниям, реализующим переработанные орехи конечному потребителю через торговые сети.

По мнению автора, данная методика является наиболее оптимальной, так как позволяет наладить международные связи между организациями пищевой промышленности, исключить зависимость от негативных последствий санкционной борьбы и может быть использована как тактический инструмент для реализации стратегии расширения рынков сбыта международных компаний.

Учитывая, что программа импортозамещения в настоящее время особенно актуальна и поддерживается со стороны государства, данная работа направлена на реализацию государственной программы и должна быть воспринята как способ восстановления экономики Российской Федерации и обеспечение ее независимости от стран Запада.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17, утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221–1, ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_94890/
  2. Кочетков, С. В. Методы стимулирования использования инновационного потенциала предприятия / С. В. Кочетков // Инновации. — 2005. — № 7. — С. 112–114.
  3. Оноприенко В. А., Иванова Н. Г. Влияние экономических санкций на экономику и политику России//Инженерно-экономический институт СПбПУ. Часть 1/2015 — С. 169–173
  4. Чан В. Л. Стратегии выхода компаний на новые внешние рынки // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.1. — С. 121–124.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle