Библиографическое описание:

Купренко В. А. Координационная роль прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 351-354.



За последние годы как в России, так и Республике Казахстан сложились значительные позитивные изменения в организации борьбы с терроризмом и экстремизмом. С уверенностью можно говорить, что в наших странах сформирована система государственного противодействия этому явлению, основанная на тесном взаимодействии правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, призванная обеспечить четкую координацию антитеррористической деятельности, повышение оперативности и эффективности реагирования на данные угрозы.

Не последнюю роль в противодействии и координационно деятельности прокуратуры играют образованные 7 декабря 1995 года Координационный совет Генеральных прокуроров стран участников СНГ (25 января 2000 года решение совета подписала Республика Казахстан), при этом создание 25 мая 2014 года 2014 года Евразийского экономического союза между нашими государствами предполагает еще большее сближение и взаимодействие прокуратур наших стран, что безусловно приведет к тесному сотрудничеству, обменом опыта.

Более того, поскольку границы наших государств имеют не малую продолжительность — это сотрудничество и совместная работа определенно заслуживает внимания.

Вместе с тем координация борьбы с терроризмом остро необходима ввиду большого числа субъектов этой борьбы, при этом необходимо отличать:

координацию деятельности прокурорами правоохранительных органов по борьбе с террористической преступностью с позиции надзора за соблюдением и исполнением законов;

координацию деятельности по противодействию терроризму в рамках государственного управления.

Координационная деятельность прокуроровпредусмотрена статьей 8 «Координация деятельности по борьбе с преступностью»Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которой указано, что:

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации».

Согласно названному законодательству, прокуроры координируют деятельность:

во-первых, только правоохранительных органов;

во-вторых, деятельность исключительно по борьбе с преступностью. В том числе и в сфере борьбы стерроризмом — по борьбе с террористической преступностью или, как еще ее называют, «преступностью террористической направленности». При этом за рамками остается координация реагирования на непреступные проявления терроризма;

в-третьих, поскольку основная функция прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, прежде всего, с этих позиций и должна осуществляться указанная координационная деятельность. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где говорится, что прокуратура — «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-Ф3). Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

В статье 4 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью отмечается, что данная координация «осуществляется на основе: соблюдения законности, равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий, гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне, ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

в-четвертых, координационные полномочия прокуроров: созыв координационных совещаний, организация рабочих групп, истребование статистической и другой необходимой информации, осуществление иных полномочий в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (в ред. Указа Президента РФ от 25.11.2003 № 1389).

В свою очередь, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 в редакции Указа Президента РФ от 25.11.2003 № 1389, содержит следующие положения, значимые для координации деятельности прокуроров по борьбе с террористической преступностью:

Цель координации — повышение эффективности борьбы именно с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупрежден ию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению (в ред. Указа Президента РФ от 25.11.2003 № 1389).

Борьба с преступностью (соответственно и террористической) в обозначенных нормативных правовых документах понимается как единство действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению определяющих их причин и условий. Здесь отмечаются составляющие преимущественно правоохранительной и предупредительной деятельности. В то же время в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», упоминаемых Указе Президента и Положении указываются также элементы общей организации борьбы с преступностью: аналитическая работа; прогнозирование тенденций преступности и программирование борьбы, координационная деятельность, в том числе на межрегиональном уровне[1]; организационная деятельность по созданию рабочих групп, международному сотрудничеству, научному и методическому обеспечению борьбы с преступностью, совершенствованию ее правовой основы, повышения квалификации кадров и др.

В статье 5 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью указывается: «Правоохранительные органы осуществляют: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта».

Конкретизированные основные формы координации указаны в статье 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:

1) проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

2) обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

3) создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

4) проведите совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

5) взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

6) оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

7) издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

8) выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

9) разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Далее, в статье 6 Положения говорится: «Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки. Материально — техническое обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников».

Предписания в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью раздела П1 «Полномочия участников координационной деятельности» являются универсальными для координации борьбы с преступностью в целом и разных ее видов.

Как уже указывалось прокурор координирует борьбу с преступностью только правоохранительных органов в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В этом отношении прокуратура Республики Казахстан имеет полномочия по координации несколько широкого плана, поскольку Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» предусмотрена координация деятельности правоохранительных ииных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, не ограничиваясь координацией только лишь правоохранительных органов.

Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации — не правоохранительные органы. Они созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму»[2] РФ от 02.08.2006 № 832с, от 04.11.2007 № 1470) говорится:«Национальный антитеррористический комитет (далее — Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации».

В пункте 1.10 приказа Генерального Прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 года № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» говорится: «Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств».

В свою очередь, на современном этапе развития прокурорский надзор Казахстана не предусматривает отдельного профильного приказа Генерального Прокурора об организации прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму, терроризму ограничиваясь общей Инструкцией по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан № 85 от 02.09.2014 года.

Однако с учетом наблюдающейся динамики в процессах по противодействию терроризму и экстремизму, имеется необходимость в усилении прокурорского надзора Казахстана, в том числе путем разработки и утверждения профильных приказов.

К слову сказать, такая работа в настоящее время прокуратурой республики начата — в сентябре месяце текущего года структуре Генеральной прокуратуры появился новый Департамент по надзору за применением законодательства об общественной безопасности, состоящий из 2-х Управлений (Управление по надзору за применением законов об общественных объединениях и средствах массовой информации и Управление по надзору за применением законов о противодействии экстремизму и терроризму).

Соответственно необходимость в профильной инструкции очевидна.

Прокурорам важно также учитывать, что в борьбе с терроризмом значительную предупредительную и ориентирующую роль играет участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.


[1] В ч. 2 ст, 3 Положения говорится: «Координация деятельности правоохранительных ор­ганов с учетом криминогенной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними».

[2] Действует в ред. Указов Президента РФ от 02.08.2006 № 832с, от 04.11.2007 № 1470, от 29.02.2008 № 284, от 08.08.2008 № 1188, от 04.06.2009 № 631, от 10.11.2009 № 1267, от 22.04.2010 500, от 08.10.2010№ 1222.

Похожие статьи

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан)

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Конституционное право и конституционное законодательство в системе права и законодательства современного государства: Общий обзор. Вопросы теории. (На примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан)

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Конституционное право и конституционное законодательство в системе права и законодательства современного государства: Общий обзор. Вопросы теории. (На примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан