Библиографическое описание:

Самохина В. М. Технологии реализации преемственности в системе СПО-ВУЗ // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 511-512.



Во всех сферах человеческой деятельности в современных экономических условиях требуются специалисты различных уровней квалификации.

Каждый уровень подготовки специалистов является профессионально завершенным и, в то же время, занимает свое место в системе непрерывного профессионального образования. То есть, после каждой ступени образования выпускники готовы к трудовой деятельности, но у них есть возможность получения профессионального образования на более высоком уровне.

В концепции непрерывного образования акцент делается на то, что «каждому человеку независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места работы и жительства должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры» [1].

Под непрерывным образованием нами понимается "систематическая целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков в любых видах учебных заведений и также путем самообразования".

На современном этапе существует проблема преемственности образовательных программ в цепочке «СПО-ВУЗ». Связи преемственности в системе ссуз — вуз недостаточно изучены, не разработаны технологии реализации преемственности ступеней среднего профессионального образования и высшего образования.

Ежегодно в Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри поступают выпускники колледжей, это выпускники ГБОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», ГБОУ РС(Я) «Покровский колледж бизнес-технологий». Их количество среди абитуриентов очного отделения составляет около 20 %, а среди заочного отделения-60 %.

Практика показала, что выпускники СПО, имеют слабую школьную подготовку, испытывают трудности при изучении предметов и как следствие отчисляются с младших курсов Вуза (процент отчисленных составляет около 8 %). Они оказываются в неравных условиях по сравнению с выпускниками школ, это происходит потому, что вступительные экзамены в вузы необходимо сдавать по дисциплинам, изучаемым выпускниками СПО на младших курсах, и требуют восстановления необходимого уровня знаний.

Для решения этой проблемы кафедрами вуза организованны курсы именно для такой категории слушателей объемом от 20 до 60 часов. Это курсы по математике, информатике, русскому языку и физике.

Усугубляет ситуацию нерациональное построение учебного процесса в вузе, когда выпускник СПО повторно изучает уже изученные на предыдущем уровне обучения дисциплины, а так же методы проведения занятий: в СПО применяется поурочная система занятий, а в высшей школе — лекционная, при этом самостоятельная работа составляет в среднем около 50 % по каждой дисциплине. Изучение одного и того же учебного материала в системе СПО и ВПО увеличивает общую продолжительность получения высшего образования. При этом у выпускников СПО обучающихся на 1-2 курсах теряется сформированная в СПО профессиональная направленность, снижается интерес к обучению.

Если вуз сотрудничает с колледжем, то студента могут сразу зачислить на 2-3 курсы. При выборе вуза, не сотрудничающего с колледжем, учиться придется на 1 год дольше;

Сотрудничество с ВУЗом предполагает:

– разработку программ ускоренного обучения. В ТИ(ф)СВФУ это возможно благодаря «Положению об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану в СВФУ», утверждено ректором СВФУ 15.03.2016.

– разработку образовательных программ сокращенного обучения. Получение высшего образования в сокращенные сроки идёт, благодаря перезачётам и переаттестации многих дисциплин, изученных в СПО (приказ «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращённые сроки»).

Для этого необходима:

– адаптация учебных планов СПО и ВПО и содержания учебных дисциплин СПО и ВПО через введение курсов по выбору в учебные планы ВПО, изученные студентами по программам СПО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин; использование учебно-методических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к СПО; привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов ВПО в СПО.);

– адаптацию видов и программ практик СПО и ВПО, т. е. трудоемкости практик, цели, задачи должны совпадать;

– введение курсов дополнительного обучения в СПО;

– внедрение единых видов и форм учебной и внеучебной деятельности.

Студенты очного и заочного отделений, поступивших на базе СПО и ВПО учатся по индивидуальным учебным планам. При согласовании учебных планов ВУЗов и программ колледжа необходимо учитывать, что: название дисциплин должно быть одинаковым; трудоемкость дисциплины не должна отличаться более чем на 10 %.

Исходя из вышеизложенного, были проанализированы учебные планы и программы дисциплин ГБОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», ГБОУ РС(Я) «Покровский колледж бизнес-технологий» и ТИ(ф)СВФУ.

Учебные планы по теоретическому обучению одинаково разбиваются по нескольким циклам дисциплин. Анализ показал, что по содержанию в блоке «Общий гуманитарный и социально- экономический цикл» есть полное совпадение изучаемых дисциплин, это — «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», а в блоке «Профессиональный учебный цикл»,- это дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» перезачет данных дисциплин дает возможность на основании протокола о согласовании перезачесть оценки, полученные студентами в СПО, и исключить повторное изучение этих дисциплин в вузе.

Идентичность начальных курсов учебных планов колледжа и института помогает продолжить образование и в том случае, если:

– после окончания СПО выпускник решил поменять профиль своей профессиональной деятельности (за счет перезачета общих дисциплин);

– студент ВУЗа по каким-либо причинам был отчислен с 1-2-го курсов института и хочет продолжить свое обучение в колледже.

Литература:

1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

2. Шакурова З. М. Технологии реализации преемственности профессиональной подготовки специалистов в системе ссуз-вуз (На примере энергетических специальностей): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 287 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle