Развитие двигательно-координационных способностей юниоров в пожарно-прикладном спорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.11.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Чудиновских, П. В. Развитие двигательно-координационных способностей юниоров в пожарно-прикладном спорте / П. В. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 551-554. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35505/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены методические приемы развития двигательно-координационных способностей юниоров в пожарно-прикладном спорте на примере спортивной дисциплины «подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни».

Ключевые слова: пожарно-прикладной спорт, двигательно-координационные способности, юниоры, штурмовая лестница, учебно-тренировочная башня, развитие

В настоящее время пожарно-прикладной спорт стремительно развивается. Он распространен в 30 странах мира, постоянно обновляются высшие достижения и рекорды. Спорт пожарных от того и называется прикладным, что культивируется в системе государственной противопожарной службы. Все взрослые спортсмены-пожарные являются действующими сотрудниками МЧС России. В связи с этим особенность данного вида спорта — он считается возрастным. Спортсмены достигают личных наивысших результатов, как правило, к 27–30 годам.

Практика показывает, что проблемы у юниоров-пожарных возникают в связи с удлинением дистанции в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице». Финиширование юниорами с 19 лет должно осуществляться не в 3-тий этаж, как у старших юношей, а уже в окно 4-го этажа учебной башни. Работа со штурмовыми лестницами требует выполнения точных двигательных действий в сочетании с максимальным скоростным режимом. При этом юниоры сталкиваются с проблемой большого количества технических сбоев, которые возникают из-за недостаточного развития двигательной координации. Перед тренерско-преподавательским составом возникает проблема повышения результативности юниорского спорта пожарных.

Методика развития координационных способностей широко изучена в теории физической культуры, а так же в исследованиях по классическим видам спорта [1,2]. В прикладных видах спорта данная тема освещена недостаточно. Анализ современных источников показал, что учебно-методическое обеспечение разработано в системе высших пожарных учебных заведений [3,4]. Однако, подготовка курсантов существенно отличается от тренировок спортсменов-пожарных, поэтому данные методические материалы можно применить в спорте пожарных лишь отчасти.

Наиболее полный анализ вопросов методики акцентированного развития координационных способностей в пожарно-прикладном спорте проведен в работе И. В. Стрельниковой [5]. Однако, автор не раскрывает особенности тренировочного процесса юниоров, а экспериментальная часть исследования проведена на примере спортивной дисциплины «100-м полоса с препятствиями». Практика показывает, что учебно-методическое обеспечение развития двигательно-координационных способностей у юниоров в пожарно-прикладном спорте нуждается в доработке.

Специалистами выделяются два подхода к пониманию координационных способностей. Ряд ученых определяют координационные способности как управленческие, то есть как способности к управлению движениями. Так, Л. П. Матвеев заключает, что способность к координации движений — это способность правильно координировать движения и способность перестраивать координацию движений [6, с. 158]. Другой подход к определению понятия «координационные способности» заключается в том, что такие способности считаются одной из составляющих физических способностей. Например, Ю. Г. Грузнов и В. П. Попов, характеризуют двигательно-координационные способности как способности организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи [7, с. 71].

Следовательно, только в сочетании двух подходов к пониманию координации движений можно дать точное и полное определение двигательно-координационных способностей спортсмена. Двигательно-координационные способности спортсмена следует определить, как совокупность свойств и способностей его организма, проявляющихся как в процессе освоения новых двигательных действий, так и в процессе решения сложных двигательных задач в изменяющихся условиях, определяющих совершенство перестроения двигательной деятельности.

Для определения того, какими физическими качествами должен обладать спортсмен-пожарный, современные специалисты в областях педагогического воспитания и пожарного дела исследовали влияние каждого из качеств на результативность в пожарно-прикладном спорте. В связи с выводами специалистов, в пожарно-прикладном спорте наибольшее влияние на спортивное достижение оказывают такие физические качества спортсмена-пожарного как быстрота (18,6 %), и ловкость (15,5 %) [8, с. 80].

На основании данных другого экспертного опроса наиболее значимыми в пожарном многоборье видами двигательно-координационных способностей были названы: способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений (19,2 %) способность к перестроению движений (17.4 %), способность к вестибулярной устойчивости (15,1 %). Наименее значимыми признаны способность к ритму (3,0 %) и к ориентированию в пространстве (2,5 %) [9, с. 8].

Необходимость воспитания двигательно-координационных умений именно у юниоров-пожарных подтверждают следующие факты:

  1. Программа пожарного спорта допускает участие в международных соревнованиях молодежной (юниорской) сборной команды России. Возраст участников такой команды 19–23 года. В тоже время на российском уровне юниоры выступают на соревнованиях во взрослой возрастной категории, то есть вчерашним юношам приходиться на равных условиях соперничать с опытными спортсменами;
  2. Спортсмены-пожарные при переходе из старшей возрастной группы сталкиваются с проблемой усложнения такой дисциплины пожарного многоборья как «подъем на учебную башню», при этом, например, условия выполнения другого личного вида «преодоления 100-м полосы с препятствиями», не меняются [10];
  3. Соревновательная практика показывает, что на всероссийских соревнованиях по пожарно-прикладному спорту в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице» юниоры практически никогда не занимают места выше 10-го;
  4. Недостаточно сильные результаты при беге по учебной башне юниоры, как правило, показывают в связи со сбоями (срывами). Очевидно, что основной причиной таких сбоев являются недостатки двигательной координации спортсмена.

Следовательно, из всех дисциплин пожарно-прикладного спорта именно в подъеме по штурмовой лестнице достижение высокого спортивного результата юниорами-пожарными возможно с помощью применения в учебно-тренировочном процессе методических приемов, обеспечивающих развитие двигательно-координационных способностей. Перечисленные обстоятельства послужили основанием выбора для педагогического эксперимента дисциплины пожарно-прикладного спорта «подъем по штурмовой лестнице», а так же выбора группы испытуемых — юниоров-пожарных.

Эксперимент состоял в том, чтобы с помощью увеличения объема специальной координационной работы на учебной башне и разработки специальных комплексов упражнений со штурмовой лестницей добиться увеличения координационных показателей движений юниоров-пожарных с целью обеспечения роста результатов в данной дисциплине на всероссийских соревнованиях. Эксперимент проходил на базе ГУ МЧС России по Свердловской области в период межсезонной подготовки спортсменов (с февраля по август месяц).

В эксперименте за основу были взяты принципы систематичности занятий, двигательной новизны, предпочтительного применения скоростно-силового режима двигательной деятельности, варьирования методических приемов и способов, адекватности нагрузок. В процессе тренировок с экспериментальной группой юниоров-пожарных были применены специальные методы совершенствования координационных способностей. Стандартно-повторный метод применялся при разучивании и выполнении новых двигательных координационных действий и обычно в начальной части тренировки на учебной башне. Вариативный метод применялся при необходимости внесения изменений в освоенные ранее двигательные действия, а так же при необходимости изменения условий их выполнения, в результате чего повышалась координационная сложность заданий. Соревновательный метод применялся для контроля результатов эксперимента. Игровой метод применялся для развития общих координационных способностей.

Для развития координационных способностей юниоров-пожарных в эксперименте были применены следующие методические приемы:

– использование общефизических упражнений повышенной координационной сложности;

– выполнение привычных упражнений с лестницей в нестандартных условиях;

– выполнение освоенных ранее упражнений на учебной башне в новых сочетаниях;

– варьирование параметрами привычных движений;

– использование новых исходных положений;

– выполнение упражнений с облегченной и утяжеленной штурмовой лестницей, а так же с утяжелителями на руках и ногах спортсмена;

– использование для бега стационарно закрепленной лестницы;

– варьирование скорости бега по штурмовой лестнице;

– выполнение упражнений на башне по сигналу, и за определенный промежуток времени;

– выполнение большого количества повторяющихся упражнений с пожарной лестницей на развитие стабильности.

К критериям эффективности экспериментальной методики развития двигательной координации юниоров-пожарных отнесены: динамика роста спортивных результатов в дисциплине «подъем на учебную башню» на всероссийских соревнованиях, положительная динамика стабильности выполнения таких упражнений, а так же уровень результатов, включая выполнение норматива для присвоения звания «Мастер спорта России». Эффективность методики развития двигательно-координационных способностей у юниоров-пожарных подтверждается сравнением результатов экспериментальной и контрольной групп.

Сравнение данных оценки средних исходных и итоговых временных показателей экспериментальной и контрольной групп показывает, что в экспериментальной группе средний результат в подъеме на учебную башню возрос с 14.41±0,20 сек. до 14.31±0,36 сек. В отличие от экспериментальной группы контрольная группа юниоров ухудшила свой средний результат с 14,08±0,19 сек. до 14,30±0,43 сек. С учетом отклонения среднего значения итоговых показателей, а так же принимая во внимание особенности начисления очков в пожарно-прикладном спорте (по прогрессивной шкале), в дальнейшем на всероссийских соревнованиях можно прогнозировать в экспериментальной группе юниоров средние результаты на учебной башне менее 14.00 сек. против 14.20 сек. в начальный период.

Данные оценки исходных и итоговых показателей экспериментальной и контрольной групп по количеству неудачных попыток показывают, что юниоры экспериментальной группы улучшили свои показатели стабильности на 50 %, тогда как контрольная группа юниоров улучшила данный показатель на 33 %. По итоговым данным четыре юниора экспериментальной группы выполнили норматив «Мастер спорта России», один спортсмен вошел в состав молодежной сборной России.

По всем оценочным критериям доказана эффективность акцентированного развития двигательно-координационных способностей юниоров-пожарных. Разработанная методика увеличения координационных показателей юниоров на учебной башне может быть использована в системе спортивной подготовки по пожарно-прикладному спорту.

Литература:

  1. Бернштейн. Н. А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт. — 1991. — 288 с.
  2. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история теория экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 11. — С. 16–23.
  3. Дружинин А. В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: Дис.... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003. — 147 c.
  4. Кутергин Н. Б., Кулиничев А. Н., Воротник А. Н. Средства формирования сложнокоординационных навыков у курсантов образовательных организаций МВД России // ИСОМ. — 2014. — № 3.
  5. Стрельникова И. В. Акцентированное развитие координационных способностей у юношей 15–17 лет, занимающихся пожарно-прикладным спортом, на этапе углубленной подготовки: Дис.... канд. пед. наук. — Ярославль, 2008. — 164 с.
  6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры). учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  7. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  8. Корольков А. Н., Германов Г. Н., Шалагинов В. Д., Сморчков В. А., Машошина И. В. Экспертные основания для разработки отраслевого стандарта спортивной подготовки в пожарно-прикладном спорте // Культура физическая и здоровье. — 2016. — № 2 (57). — С. 78–81.
  9. Стрельникова И. В. Акцентированное развитие координационных способностей у юношей 15–17 лет, занимающихся пожарно-прикладным спортом, на этапе углубленной подготовки: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Ярославль, 2008. — 20 с.
  10. Правила служебно-прикладного вида спорта «пожарно-прикладной спорт». Утв. Приказом Минспорттуризма России от 21.01.2011 № 32 // http://firesport.pro/bitrix/templates/firesport/images
Основные термины (генерируются автоматически): пожарно-прикладной спорт, учебная башня, способность, штурмовая лестница, экспериментальная группа, контрольная группа, подъем, юниор, двигательная деятельность, пожарное многоборье.


Ключевые слова

развитие, пожарно-прикладной спорт, двигательно-координационные способности, юниоры, штурмовая лестница, учебно-тренировочная башня

Похожие статьи

История развития пожарно-прикладного спорта в России

Для пожарных это пожарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные профессиональные навыки и умения, необходимые для борьбы с огнем.

- в подъеме по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни — 29,8 с

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

В третьей группе тренировочных заданий отбирались специальные средства, необходимые в пожарно-прикладном спорте.

Развитие двигательно-координационных способностей юниоров в пожарно-прикладном спорте.

О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Оканчивая школу, лишь 18% выпускников имеют 1 группу здоровья и хорошую физическую подготовку

Выносливость – это физическое качество позволяющее противостоять утомлению в процессе активной двигательной деятельности.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Прежде всего, это связано с простотой содержательной стороны тренировки (контрольные упражнения) и необходимостью регулярной тренировки, направленной на совершенствование качественных индивидуальных особенностей двигательной деятельности каждого кадета.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Необходимо использовать избирательно-направленные нагрузки в сенситивные (благоприятные) периоды для развития двигательных способностей и

На данном этапе спортсмены должны изучать основные группы технических приемов и способы тактической подготовки.

Методические рекомендации по профилактике травматизма на...

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка.

– проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Проблема развития двигательных способностей у юношей интересует многих специалистов в области физической культуры и спорта.

Время на доклады отводиться 7 – 10 минут, после чего докладчики меняются учебными группами (а у нас их четыре) по кругу.

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается профессиональной направленностью и профессионально важными способностями [6]. Подготовка летных кадров как профессионалов осуществляется в рамках учебной...

Похожие статьи

История развития пожарно-прикладного спорта в России

Для пожарных это пожарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные профессиональные навыки и умения, необходимые для борьбы с огнем.

- в подъеме по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни — 29,8 с

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

В третьей группе тренировочных заданий отбирались специальные средства, необходимые в пожарно-прикладном спорте.

Развитие двигательно-координационных способностей юниоров в пожарно-прикладном спорте.

О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Оканчивая школу, лишь 18% выпускников имеют 1 группу здоровья и хорошую физическую подготовку

Выносливость – это физическое качество позволяющее противостоять утомлению в процессе активной двигательной деятельности.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Прежде всего, это связано с простотой содержательной стороны тренировки (контрольные упражнения) и необходимостью регулярной тренировки, направленной на совершенствование качественных индивидуальных особенностей двигательной деятельности каждого кадета.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Необходимо использовать избирательно-направленные нагрузки в сенситивные (благоприятные) периоды для развития двигательных способностей и

На данном этапе спортсмены должны изучать основные группы технических приемов и способы тактической подготовки.

Методические рекомендации по профилактике травматизма на...

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка.

– проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Проблема развития двигательных способностей у юношей интересует многих специалистов в области физической культуры и спорта.

Время на доклады отводиться 7 – 10 минут, после чего докладчики меняются учебными группами (а у нас их четыре) по кругу.

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается профессиональной направленностью и профессионально важными способностями [6]. Подготовка летных кадров как профессионалов осуществляется в рамках учебной...

Задать вопрос