Библиографическое описание:

Хольшина М. А., Санчат А. А. Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 540-542.



Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении своей республики у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому принципу: «от неизвестному к известному», «от близкого к далекому» [3].

Программное учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей республики и накопление краеведческого материала, которое происходит во время учебных экскурсий, наблюдений и практических работ на местности, а другая — использование этого материала в преподавании географии.

Использование учителем в ходе краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. Это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и о формах связи учебных занятий с краеведением. Наибольшие трудности возникают у учителя в связи с необходимостью сохранить нужную пропорцию в количественном и качественном отборе краеведческого материала, используемого на уроке в учебных и воспитательных целях. Краеведческие сведения должны быть достаточными, чтобы из них можно было вычленить материал, помогающий усвоению географии, но они не должны заменять собой сам предмет. Их объем должен быть таким, чтобы обеспечить сознательное и прочное усвоение изучаемого географического материала.

Вначале, на первом этапе изучения начального курса географии, используются сведения о своем крае, полученные до школы и вне школы на основе жизненного опыта. Далее, на втором этапе, учащиеся выполняют краеведческие задания, помещенные в школьную программу, учебники по географии и отдельные задания могут составляться учителем. Третий этап — изучение своего края в связи с темой «Своя Республика», которое строится по общепринятому плану научной географической характеристики и способствует осмыслению и систематизации усвоенного материала по школьной программе. В ходе изучения этой темы школьники учатся рассматривать факты и явления в их взаимосвязи и взаимодействии [1,6].

Может осуществляться на различных стадиях изучения темы связь учебного географического материала с краеведческим.

Рассмотрим возможные варианты:

  1. Краеведческая работа предшествует изучению учебного материала. Например, учащиеся, участвуя в осенней экскурсии в VI классе, приобретают знания об условиях залегания горных пород, о формах рельефа, о глубине залегания подземных вод и др., которые учитель позже использует при изучении соответствующих тем курса географии.
  2. Краеведческие работы проводятся одновременно с изучением темы. Тогда краеведческая деятельность играет роль упражнений в самостоятельной работе учащихся. Например, работа на местности по составлению плана пришкольного участка в теме «План и карта» и др.
  3. Изучение учебного материала темы заканчивается практической работой краеведческого характера. Примером может служить весенняя экскурсия в VI классе, которая проводится в конце темы «Взаимосвязи компонентов природы» [1,54]

Краеведческий материал должен во всех случаях подводить учащихся к таким обобщениям и связям, которые требуют изучаемой темой помогать усвоению общих понятий и представлений.

Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной степени способствует наглядности в обучении географии. Изучая свою республику, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека.

Таким образом, самостоятельное усвоение учащимися учебного материала при осуществлении краеведческого принципа в преподавании, приобретаются умения исследовательского характера, идет подготовка к практической деятельности и расширению общеобразовательных знаний.

В процессе краеведческих наблюдений систематическое изучение природы создает большие возможности:

во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе,

во-вторых, для раскрытия научных закономерностей, для формирования эстетических взглядов, а это в свою очередь имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине.

Важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью решается благодаря краеведению в географии. Помогает краеведение показать теоретические знания в виде практического значения приобретаемого в школе.

Предполагает синтез учебного материала самостоятельных практических работ и творческих заданий при изучение республики. Сначала постепенно накапливается, затем усложняются знания о природе, хозяйстве, истории и культуре региона. Все это способствует решению задачи развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Разумеется, что, формируя приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы умственной деятельности учащихся. А это значит, что учащиеся лучше овладевают основами географических знаний, глубже разбираются во взаимосвязях между различными компонентами природных комплексов, осмысленно делают обобщения и выводы по изучаемому материалу.

При изучении материала о своей области незаменимым пособием является атлас своей республики, а также краеведческие материалы, собранные в процессе работы учеников и учителя. Они дают учащимся возможность глубже, в тесной связи с жизнью усвоить географию своей республики Тува. Затем знания о республики используются для сравнения при изучении других менее известных территорий, что позволяет глубже познать их и одновременно обобщить, закрепить приемы учебной работы. Учитывая, что природа каждой области или края очень разнообразна, учителю необходимо отобрать для рассмотрения на уроках наиболее важные и нужные данные о своей республике. Учитывая это, учитель разрабатывает план системы уроков по всем темам. В этом плане формируются учебно-воспитательные задачи для каждого урока, где указывается, какие предстоит сформировать понятия, раскрыть взаимосвязи, сформировать приемы учебной работы, т. е. добиться понимания и усвоения учащимися сущности изучаемого материала [2,112].

Краеведческий принцип необходим в преподавании всех курсов географии, но особенно в V, VI, VII классах. Основу такой системы составляет постепенное накопление знаний о своей местности, их дальнейшее углубление и расширение, и использование этих знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Завершается краеведческая подготовка учащихся в VIII классе изучением регионального курса «География Республики Тува».

На краеведческой основе по существу целиком строится начальный курс физической географии.

На уроке по теме «Относительная и абсолютная высота» почти все основные понятия формируются на материале экскурсии. Темы раздела «Литосфера» строятся на знаниях учащихся, полученных во время осенней экскурсии.

В разделе «Гидросфера» также используется краеведческий материал, полученный на экскурсии.

На уроке, посвященной климату и погоде, используют краеведческие данные наблюдений за погодой, которые учащиеся ведут в течение года, демонстрируют диаграммы облачности и осадков, розы ветров. Зачитывают описание погоды за день, месяц, год.

Учащиеся во время весенней экскурсии в природу знакомятся с природными комплексами своего края, составляют их описание на основе знаний, полученных в предыдущих темах о рельефе и горных породах, водоемах, климате, почвах, растительности и животном мире.

Таким образом, в VI осуществляется начальный этап в системе краеведческой подготовки учащихся в процессе обучения географии.

В VII классе при изучении курса географии материков происходит дальнейшее расширение и углубление краеведческих знаний. В этом курсе краеведческий материал больше привлекается для сравнения его с данными изучаемых территорий. Например, говоря о рельефе и климате материков и сопоставляя их с характером поверхности и конкретными показателями осадков своей местности, возможно, обеспечить более глубокое усвоение учебной программы.

В VIII классе значительно расширяется краеведческая подготовка учащихся. Накопленный ранее краеведческий материал в курсе физической географии России углубляется за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях республике.

Учащиеся VIIII класса обладают уже значительными краеведческими знаниями, которые учитель использует в экономической и социальной географии России. Например, знания учащихся о рациональном использовании природных территориальных комплексов своей республике, полученные в VIIII классе во время экскурсии в природу, могут применяться в теме «Сельское хозяйство».

Использование краеведческого материала в курсе экономической и социальной географии зарубежных стран ограничено. Краеведческую направленность урока географии можно придать путем сравнения, например, хозяйственная оценка природных ресурсов некоторых стран с природными условиями своей республики.

Учитель географии составляет план краеведческой работы в каждом курсе географии. В плане указывается, с какими проблемами науки необходимо ознакомить учащихся в связи с изучаемой темой, наметить пути самостоятельного, творческого поиска знаний. Необходимо также отразить систему опорных знаний, наметить оборудование к каждому уроку. Особое внимание обращается на структуру уроков, т. е. намечается последовательность звеньев урока и взаимосвязи между ними. Определяются конкретные методы частично-поисковые, исследовательские методы, методы проблемного изложения проработки и усвоения знаний и приемов учебной работы. Разрабатываются система самостоятельных работ и система заданий для проверки результатов усвоения знаний и приемов учебной работы.

Литература:

  1. Никонова М. А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1985. С.6, 54
  2. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под. ред. И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой. — М.: Просвещение, 1983. — С.112
  3. Хольшина М. А., Чадыг-оол Ш. С. Региональный курс географии в системе географического образования // Молодой ученый № 23 (127)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle