Библиографическое описание:

Атамурадова З. А., Махмудов У., Сиддикова Г. Ш. Совершенствование системы мониторинга и оценка качества образования в условиях компетентностного подхода // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 436-438.



Article deals with issues of assessment of knowledge and competence of students, principles of formative assessment, tendency of development on monitoring and assessment of quality of education of general-secondary system of the Republic of Uzbekistan and issues of modeling on monitoring system.

Key words:National model, monitoring the quality of education, general-secondary education, model of monitoring of the quality of education

Узбекистан вошел в третье тысячелетие в условиях коренного реформирования политической, социально-экономической и духовно-культурной сфер жизни общества, в том числе системы непрерывного образования и подготовки кадров. Образование является неразрывной составной частью любого общества, показателем его культуры и основой прогресса. Формирование системы управления и контроля качества образования, управления системой непрерывного образования в целом и ее реализация — одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики, Национальной модели и программы по подготовке кадров. Узбекистан осуществляет непрерывное повышение требований к современному руководителю, к показателям его управленческой компетентности. Для решения этих задач в системе общего образования продолжается активный поиск наиболее эффективных технологий управления школой и повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов. Механизмом качественного внутришкольного управления в условиях личностно-деятельностного и компетентностного подходов может и должен стать управленческий мониторинг. Задачи управленческого мониторинга: своевременное выявление уровня качества управления внутри школьными системами и уровня соответствия современным требованиям, организация параллельных целевых диагностических исследований внутри школьных систем для получения данных с целью принятия обоснованного управленческого решения и внесения корректив в традиционный управленческий процесс.

Сегодня в большинстве стран мира существуют две тенденции в области оценивания учащихся. Первая представляет собой движение к национальным и международным стандартам. Вторая представляет собой движение к использованию подхода к образованию в целом и к оцениванию в частности, которая в большей степени ориентирована на учащегося и основана на их компетентности.

Совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования в Узбекистане можно разделить на 3 этапа:

1.этап — Мониторинг качества знаний учащихся;

2.этап — Комплексный мониторинг;

3.этап — Мониторинг системы образования.

Объекты мониторинга и оценки качества образования:

– качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных учреждениях — финансово-экономические, материально-технические, санитарно-гигиенические, кадровые, домашние условия учеников;

– качество процессов и содержания образования, включающие- учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, а также педагогические и информационные технологии;

– качество результатов, предусматривающих индивидуальные и общие достижения обучающихся.

Методы мониторинга: тестирование, наблюдение за уроками, анкетирование, опросы, работа с фокус группами, интервью и анализ документации [1].

Мировой практике можно наблюдать четыре основных типа оценивания: [2]

  1. Наиболее известное — оценивание на уровне класса или школы. Проверяются успеваемость учащихся в соответствии с учебными целями, учащиеся получают оценки, родители получают табели успеваемости. Преимущества такого подхода очевидны: оценивание тесно связано с работой в классе, имеется возможность использовать методы, такие как устный опрос или практическая работа; процесс оценивания может быть непрерывным на протяжении целой четверти или учебного года.
  2. Международные оценивания проводятся сравнительно с недавнего времени и охватывают множество стран. Оценивания проводятся на основе выборки, целью которых является сравнение результатов конкретной возрастной группы (например, 13-летних детей) по конкретному предмету или ряду предметов одновременно в нескольких странах.

Первыми Международными исследованиями Т1МSS были охвачены учащиеся 4-ых и 8-ых классов из 38 стран мира. Проводится, начиная с 1995 года. Тенденции в изучении международной Математики и Естествознании.

Другое международное исследование — программа международного оценивания образовательных достижений учащихся (Р1SА Ргоgгаmmfог iпternationalStudent Аssеssment). Это исследование впервые проводилось в 2000 году. В нем участвовали учащиеся в возрасте 15 лет из 32 стран мира. В Р1SА акцент делается на чтение, математическую и научную грамотность учащихся.

Третье международное исследование — Р1RLS. Данным исследованием охватываются учащиеся 4-х классов начальной школы по таким учебным предметам как чтение и математика. В нем участвовали учащиеся 4-х классов из 46 стран мира.

Целью этих исследований является получение данных о достижениях учащихся, которые можно сравнить в международном масштабе с тем, чтобы страны могли осуществлять мониторинг результатов обучения.

  1. Государственные экзамены. Они проводятся государством или от имени государства и являются открытыми для всех.
  2. Общенациональное оценивание систематически измеряет типичные уровни достижений обучаемых в сравнении с национальными стандартами.

Целями проведения общенационального исследования учебных достижений учащихся общеобразовательных школ являются:

– сравнение знаний и умений подгрупп учащихся;

– определение связи между успеваемостью учащихся и разнообразием характеристик школьного и домашнего окружения;

– разработка единых механизмов мониторинга качества обучения в общеобразовательных школах.

Основные задачи общенационального оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных школ заключаются в следующем:

– создание нового механизма национальной системы оценивания учебных достижений учащихся.

– совершенствование статистической обработки результатов тестирования с использованием статистического пакета SРSS;

– создание базы данных результатов тестирования;

– повышение качества контроля за выполнением государственных учебных планов программ и стандартов, повышение качества образования;

– определение уровня знаний, умений и навыков в начальном образовании и развития учащихся 1–4-х классов;

– проведение анализа вариации учебных достижений учащихся в разрезе региона, пола, местности;

– создание надежных исходных данных на будущее, генерирование рекомендаций по принятию решений для улучшения качества образования на национальном уровне [3].

Принципы мониторинга:

Принцип гласности. Принцип гласности предусматривает обязательное своевременное сообщение обо всех проводимых мероприятиях в рамках мониторинга общеобразовательных школ, требованиях к ним, процедурах, сроках и местах их проведения через региональные и районные (городские) отделы мониторинга.

Прозрачность. Прозрачность достигается за счет комплекса мер, связанных с решением следующих вопросов: участие независимых экспертов в процедуре проведения мониторинга; открытость всех результатов, кроме служебных данных и личных данных учащихся; возможность ознакомления школ с результатами мониторинга.

Объективность результатов. Объективность результатов достигается посредством проверки закрытой части вариантов заданий через информационную систему и независимой проверкой открытой части работ учащихся, а также введением единых критериев оценки тестовых заданий.

Принцип соответствия. Данный принцип предполагает соответствие содержания тестовых заданий и вариантов работ государственным образовательным стандартам и программам общеобразовательной школы.

Многофункциональность. Данный принцип понимается как возможность использования создаваемой системы для мониторинга качества образования, а также для проведения различных опросов, научных исследований.

Интегральность — принцип определения уровня учебных достижений учащихся по нескольким учебным предметам, что дает более полную картину о результатах учебной деятельности учащихся школы.

Принцип профессионализма — подготовка тестовых материалов, вопросников для учащихся и их родителей, учителей и администрации школы, организация и проведение мероприятий по оценке учебных достижений, проверка работ учащихся осуществляются специально подготовленными специалистами, работающими на основе разработанных программ и критериев. Важное место в данном аспекте занимает широкое использование современных компьютерных технологий.

Исходя из вышеуказанного, нужны конструктивные изменения содержания и форм работы региональных и территориальных отделов службы мониторинга. Необходимо разработать инструментарий и провести пилотную апробацию технологии мониторингового исследования, основанного на международном опыте.

Литература:

  1. Шавкат Курбанов, Эдем Сейтхалилов. Качество образования.Ташкент-2004.
  2. Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы, Уч. пособие. Вкн. — М..1991 — Кн. 1–2.
  3. Субетто А. И Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Сб. науч. ст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle