Библиографическое описание:

Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 548-551.



Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой.

Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.).

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.

Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.

Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:

– Оценка эстетического вида и особенностей строения.

– Требования к условиям жизни.

– Значение для природы и человека.

Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям. Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию [1].

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.

Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.

Игра предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть использованы на занятиях по математике. Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции) — игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин); количеством (стеблей, цветков); формой (длинная, круглая) и т. д. Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи («Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».

Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие на родину комнатных растений». Дети узнают об условиях жизни растений на их родине, особенности природных факторов, которые являются оптимальными для жизни и роста растений. Для проведения такой работы нужно разместить растения так, чтобы создать модель природной группировки растений, а также использовать картины с изображением природных зон.

Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.

Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

а) занятия;

б) экскурсии

в) прогулки;

г) работа в повседневной жизни.

Начальным звеном общей концепция непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

В младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. В ходе экологического воспитания детей младшей группы используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт). Формы ознакомления детей младшей группы с растениями: занятия, экскурсии, прогулки, работа в повседневной жизни.

Примеры дидактических игр, которые проводились на экологических занятиях.

  1. Игра «Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о еде животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют пищу и определяют животное, которое питается этой пищей.

  1. Игра «Что сначала — что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям показываются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

  1. Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача: найти предмет по сходству.

Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанный под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задания, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Таким образом, в дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовываетприроду.

Литература:

  1. Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ [Текст] : учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург : [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.
  2. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В. А. Дрязкунова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
  3. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  4. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
  5. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина, О. М. Газина. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/09/74/ 11/09741121.a4.pdf
  6. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.
  7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
  8. Павлова, В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/
  9. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle