Библиографическое описание:

Шанарова Ю. А. Внедрение института наставничества на государственной гражданской службе // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 371-375.



Наставничество на государственной гражданской службе (далее — гражданская служба) является частным институтом, сложившейся социальной практикой, и представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников государственного органа по подготовке к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению служебных обязанностей государственными гражданскими служащими (далее — гражданские служащие), впервые принятыми на государственную службу, включенными в кадровый резерв или получившими назначение но новую должность [1].

По своей основной функции институт наставничества на гражданской службе следует отнести к группе институтов социализации, осуществляющих воспитание и передачу образцов поведения и способов деятельности, принятых в данном обществе (профессионально-функциональной группе), для обеспечения их интеграции в данном обществе [2], в данном случае государственного органа.

В последнее время в органах государственной власти уделяется все большее внимание институту наставничества. В Указе Президента Российской Федерации от 10.03.2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» зафиксировано положение о том, что одним из основных направлений реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации должно быть... внедрение... эффективных технологий и современных методов кадровой работы. Наставничеству должно быть отведено достойное место [3].

Потребность внедрения и развития института наставничества на гражданской службе обусловлена необходимостью закрепления дополнительного принципа кадровой политики в целях более эффективного формирования кадрового состава гражданской службы, повышения профессионального уровня гражданских служащих. Результативность и эффективность деятельности органов государственной власти во многом зависит от способности государственных гражданских служащих интегрировать новые знания и умения в практическую деятельность.

Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [4] в целях реформирования и развития государственной гражданской службы Правительству Российской Федерации необходимо внедрить институт наставничества в целях организации передачи своих знаний более опытными сотрудниками.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 [5]). Правительству Российской Федерации поручено представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе гражданской службы, предусматривающих, в том числе, развитие института наставничества на гражданской службе.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 в целях создания правовых основ для расширения использования на гражданской службе современных кадровых технологий разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6], в части введения на государственной гражданской службе системы профессионального развития, включая институт наставничества. Проект предлагает внести изменения в положения статей 60, 62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7]).

Статью 60 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющую принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, предложено дополнить принципом по оказанию практической помощи гражданскому служащему, впервые поступившему на гражданскую службу, в приобретении навыков наиболее эффективного исполнения своих должностных обязанностей, принципом наставничества.

Статью 62 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о профессиональном развитии гражданского служащего предлагается дополнить положениями определяющими наставничество на гражданской службе, как деятельность направленную на обеспечение адаптации гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу, к условиям прохождения гражданской службы и на приобретение ими навыков наиболее эффективного исполнения своих должностных обязанностей. Здесь же, установлено, что порядок осуществления наставничества определяется Правительством Российской Федерации.

В 2013 году для методического обеспечения системы наставничества на гражданской службе и реализации подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (далее — Методический инструментарий [8]).

Методический инструментарий размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по ссылке: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/7.

По определению Методического инструментария наставничество — это кадровая технология, направленная на обеспечение передачи знаний и навыков от более опытного гражданского служащего — менее опытному, направленное на решение таких задач, как ускорение процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно и качественно возложенные на них функциональные обязанности, способствует адаптации гражданских служащих к условиям служебной деятельности, развитию профессионально-значимых качеств личности гражданских служащих, а также снижение текучести кадров.

Методический инструментарий определяет цели наставничества: оказание помощи гражданским служащим в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков для выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.

Методический инструментарий вводит систему наставничества на гражданской службе, основанную на передовом российском и зарубежном опыте, и содержит принципы ее организации и внедрения в государственных органах. Применение методического инструментария по применению наставничества на гражданской службе позволит организовать эффективную работу по внедрению института наставничества, принять необходимую нормативную правовую базу для его внедрения. Методический инструментарий разработан с целью оказания помощи государственным органам в выработке единых подходов к организации и использованию механизма наставничества в отношении гражданских служащих, организации процесса прохождения наставничества.

Методический инструментарий определяет и включает в себя порядок по организации наставничества, назначения наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, прохождения наставничества и завершения наставничества. В методическом инструментарии установлено, что результаты деятельности наставника и лица, в отношении, которого осуществлялось наставничество, учитывается при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, при решении вопроса о включении в кадровый резерв на гражданской службе, при оценке профессиональной служебной деятельности, проведении аттестации, квалификационного экзамена, поощрении и награждении наставника. В целях реализации методического инструментария, доведения до гражданских служащих, ведущих кадровую работу в органах исполнительной власти, методический инструментарий рекомендован к размещению на официальных порталах субъектов Российской Федерации, в соответствующих разделах по вопросам кадровой политики.

В дополнение к вышеизложенному необходимо отметить, что выполнение наставнических функций требует большого количества времени, наставник использует вдвое больше своих личностно-профессиональных и временных ресурсов.

В связи с этим целесообразно применение мер стимулирования наставников, как материального, так и нематериального. Например, рассмотреть возможность применения положений статей 50, 55 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающей для гражданского служащего помимо денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения, дополнительные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, поощрение за наставничество выплатой премии за выполнение особо важных и сложных заданий; объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа.

Включение гражданских служащих в перечень лиц, осуществляющих наставничество, также может является одним из элементов нематериальной мотивации.

В связи с тем, что наставничество для наставников является дополнительной нагрузкой, его нужно поощрять и стимулировать, отсутствие системы мотивации наставников, может привести к отрицательным результатам введения института наставничества.

Следует, однако, отметить, что предпринятые до настоящего времени шаги по разработке и принятию нормативных актов о наставничестве не имеют под собой единой законодательной основы, что привело к разнообразию содержания принятых документов.

Тем не менее существует практика по внедрению института наставничества в ряде принятых нормативных правовых актах как федерального уровня, например, в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов [9], так и уровня субъекта Российской Федерации, в частности это: Брянская, Воронежская, Оренбургская, Саратовская, Сахалинская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области, Приморский, Хабаровский край и др. [10].

Анализ региональных нормативных актов, определяющих порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе, позволяет сделать вывод о

том, что все они основаны на положениях Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601, Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [11], Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации [12], их структуру, в основном, составляют: общие положения; перечень лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; организационные основы наставничества; обязанности наставника; обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество; показатели успешного завершения наставничества; стимулирование работы наставников.

Существующая на сегодняшний день практика применения института наставничества, с одной стороны, дает определенную свободу в определении предназначения рассматриваемого института и его содержания, а с другой — ведет к чрезмерному расширению целей и задач и делает его обременительным для практического осуществления. В целях урегулирование вопроса относительно внедрения института наставничества на гражданской службе требуется внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство.

Литература:

  1. С. Е. Прокофьев, А. М. Беляев, С. Г. Еремин Современные кадровые технологии в органах власти: Монография // Юстицинформ, 2015.
  2. Ковалева А. И. Институты социализации // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 372.
  3. Указ Президента РФ от 10.03.2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» // СПС «Консультант Плюс».
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Министерство экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России [Электронный ресурс] // http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.
  5. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 // Российская газета. 09.05.2012.
  6. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  8. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (утв. Минтрудом России 18 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  9. Об организации наставничества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416 // Российская газета. — 23.07.2009. О внедрении методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов: Распоряжение Минюста РФ от 8 июня 2011 г. № 1234-р // Российская газета. — 11.06.2011.
  10. Об утверждении Положения о наставничестве в органах исполнитель- ной власти и Аппарате правительства Тульской области: Указ Губернатора Тульской области от 11 декабря 2013 года № 197; Об утверждении Положения о наставничестве в Избирательной комиссии Брянской области: Распоряжение Избирательной комиссии Брянской области от 21 января 2014г. № 07-ЛС; Проект Закона «Об организации наставничества в государственных органах Воронежской области» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»; «Об утверждении Порядка осуществления наставничества на государственной гражданской службе области в администрации области и исполнительных органах государственной власти области»: Постановление администрации Тамбовской области от 19 ноября 2014 г. № 1433 // СПС «Гарант».
  11. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  12. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 03.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  13. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерацию» (ред. от 22.01.2011 № 82) // Российская газета. 2011. 26 января.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  15. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  16. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (ред. от 23.06.2014 г. № 442) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  17. Аксенова Н., Сипатов С. Как мотивировать наставника // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 9.
  18. Антошина Н. М., Сороко А. В. Государственная служба и кадровая политика: региональный аспект: Монография / Под ред. И. Н. Барцица. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010.
  19. Берестова Л. И. Особенности труда государственных гражданских служащих: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  20. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Пер. с англ. В. Кошкина. М.; Челябинск: Социум; ИРИСЭН, 2009. С. 140–141.
  21. Бухаркова О. Внедрение наставничества // http://www.management.com.ua/hrm/hrm151.html.
  22. Василенко А. И. Права государственных служащих как основа их правового статуса по российскому законодательству // Юридический мир. 2009. № 1.
  23. Васильева Е. И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: Автореф. дис.... к.с.н. Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2010.
  24. Закалюжная Н. В. Организационно-правовые формы определения квалификации работников // http://www.consultant.ru/.
  25. Жильцов В. И. Конкурсы в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2008. № 1.
  26. Иванкина Т., Завгородний А. Конкурсный подбор кадров государственных гражданских служащих // Трудовое право. 2010. № 3.
  27. К государственному управлению по конкурсу. (О технологии проведения процедуры на замещение должности государственной гражданской службы) // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 10.
  28. Карпенко А. Профессия — государственный служащий // Государственная служба. 2005. № 2.
  29. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013.
  30. Клищ Н. Н. Повышение результативности государственных служащих: Автореф. дис.... к.э.н. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.
  31. Кобцева Е. Адаптация нового персонала к организационной культуре // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 5; http://www.consultant.ru/.
  32. Кузнецов О. В. Социально-экономические механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных служащих: Монография. М.: ТЕИС, 2008.
  33. Кушелев Ю. Ф. Роль и основные функции наставника // Организация продаж страховых продуктов. 2006. № 6; http://www.consultant.ru/.
  34. Лопарева Д. Наставничество: возрождаем традиции // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008 г. № 2 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  35. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012 г. № 9 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle