Библиографическое описание:

Криковцева А. В. Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 393-395.



Максим Горький — русский советский писатель, публицист, драматург и общественный деятель, родоначальник социалистического реализма.

Родился 16 марта 1868 года в г. Нижний Новгород, в небогатой семье столяра. Настоящее же его имя — Алексей Максимович Пешков, а Максим Горький — это псевдоним, который он придумал для себя сам. Как утверждали старые нижегородцы он был взят в память об отце — Максиме Саввантеевиче, который погиб, когда Алексею было 3 года. Причиной его смерти стала холера, которой он заразился от сына. Мать Алексея — Варвара Васильевна, умерла от чахотки.

Рано потеряв родителей Алексей остался жить с дедушкой — Савватием Пешковым и бабушкой — Акулиной Ивановной, которая заменила мальчику родителей и стала его наставницей в литературе. Позже, он писал о ней кратко, но с большой любовью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».

Детство маленький Алексей провел в Нижнем Новгороде в доме деда. С 11 лет будущий русский писатель был вынужден зарабатывать сам. В 1884 году Алексей Максимович приезжает в Казань с целью поступить в университет, но у него не получается из-за недостатка средств, поэтому он начинает самостоятельное обучение. В Казани он знакомится с марксисткой литературой и пропагандистской деятельностью.

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький путешествует по стране, тогда же он начинает пропаганду революции, за что был под особым надзором полиции, а после в 1888 году был взят под стражу за связь с Н. Е. Федосеевым — одним из первых пропагандистов в России.

Летом 1882 года, прибывая в Тифлисе, Алексей Максимович Пешков общался с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая истории будущего писателя о странствованиях, Калюжный предложил ему записывать эти истории. Когда рассказ «Макар Чудра» был готов, Александр Калюжный с помощью знакомого журналиста Цветницкого сумел напечатать его в газете «Кавказ». Именно с этого и началась его литературная карьера. Позже, В 1925 году он благодарил Александра Калюжного в своем письме: «Вашему толчку я обязан тем, что уже с лишком тридцать лет служу русскому искусству».

Весной 1906 года из-за угрозы ареста Алексей Пешков отправляется в США. В эмиграции он пишет очерки «В Америке», «Враги». В конце 1906 года он едет в Италию и остается там до амнистии 1913 года. Там он встречается с А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, В. А. Луначарским. После 1913 года он возвращается на родину, останавливается в Петербурге, трудится в издательствах и занимается общественной деятельностью.

В отличии от взглядов на революцию 1905 года, к революции 1917 года у М. Горького складывалось довольно скверное отношение. Горький остерегался разгула анархии. Он видел в происходящем только бунт инстинкта, бунт примитива.

Революция могла вызвать восторг только у политзаключенных и ссыльных, которым она возвращала свободу. Остальные отлично понимали, чем всё кончится. Среди них был и Горький — он не испытывал восторгов по поводу Февраля и сердился, когда при нем их высказывали другие. Дело было в том, что Горький единственный из всех увидел недостаточность преобразований, а не их чрезмерность и понял, что это подмена. По его мнению, революция, погубила всю культуру, раскрепостив все дикое и отвратительное, что могло быть в народе. Горький ценил культуру как в духовных, так и в материальных ее проявлениях. Он считал, что культура — это один из главных столпов на котором держится общество.

Именно поэтому политическая позиция М. Горького в 1917 году крайне расходилась с другими точками зрения, в связи с этим он попросту не мог подобрать для себя ни одной подходящей для него трибуны и поэтому создал ее сам. Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года. В газете Горький публиковал свои заметки: «Ожидаю, что кто-нибудь из «реальных политиков» воскликнет с пренебрежением: «Чего вы хотите? Это — социальная революция! Нет, – в этом взрыве зоологических инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции. Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии. А иные рабочие говорят и пишут мне: «Вам бы, товарищ, радоваться, пролетариат победил!» Радоваться мне нечему, пролетариат ничего и никого не победил. Как сам он не был побежден, когда полицейский режим держал его за глотку, так и теперь, когда он держит за глотку буржуазию, — буржуазия еще не побеждена. Идеи не побеждают приемами физического насилия. Победители обычно — великодушны, — может быть, по причине усталости, — пролетариат не великодушен».

Летом и весной 1917 года в своих заметках М. Горький поздравляет русский народ с свободой, которую он обрел и тут же ставит вопрос: готова ли Россия к ней? Практически вся его предоктябрьская публицистика является призывом к занятию творчеством и наукой, к преодолению невежества и сохранению культуры.

Практически сразу в «Несвоевременных мыслях» поднялась тема крестьянства- Горький недружелюбно воспринимал крестьянство. В своей газете он писал следующее: «Вот недавно разграблены мужиками имения Худекова, Оболенского и целый ряд других имений. Мужики развезли по домам все, что имело ценность в их глазах, а библиотеки — сожгли, рояли изрубили топорами, картины — изорвали. Предметы науки, искусства, орудия культуры не имеют цены в глазах деревни — можно сомневаться, имеют ли они цену в глазах городской массы?». Идеалы, под которыми боролись против самодержавия оказались забыты сразу после того как оно рухнуло. Нельзя сказать, что Горький хотел возвращения романовской России, но то, что происходило вокруг, заставляло его начать достаточно критично воспринимать социал-демократов, которых он поддерживал последние двадцать лет. Он резко негативно воспринял и саму революцию, и последовавшие за ней события, фактически, Горький прервал своё членство в партии.

Со второй половины 1918 г. он начинает выступать против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, основывает издательство «Всемирная литература», активно помогает работникам науки, пишет известную характеристику Ленина в «Коммунистическом интернационале» (1920). Большевистская власть проявляла полное недоверие к писателю: его квартира в Петербурге в 1920 г. была подвергнута обыску, проверялась его личная переписка.

В октябре 1921 года, возмущенный беззаконием Советской власти, Максим Горький выезжает за границу на лечение. Первое время добровольной эмиграции он проводит в Германии и на чешских курортах, а после 1924 года едет в Италию, где находится до конца 1931 года. Он не перестаёт интересоваться событиями, происходящими в СССР и активно выступает в зарубежной прессе с осуждениями «красного террора».

В это время складывается новый зарубежный этап его жизни. Он пишет роман «Дело Артамоновых» (1925 г.), здесь же была написана большая часть романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927–1936 гг.). В 20-е годы Горький сосредоточивается на жанре художественной мемуаристки. В 1923 году он создает повесть «Мои университеты», которая стала продолжением повестей «Детство», «В людях». В основе автобиографической трилогии лежит рассказ Максима Горького о своей собственной нелегкой судьбе на фоне повествования о жизни целого поколения 70–80 годов 19 века.

Современники выделяли экспериментальный характер работ Горького этого периода, который формировался с очевидной оглядкой на формальные поиски в русской прозе 20-х годов.

В годы второй иммиграции Горький пересматривает многие свои взгляды на революцию и Советскую власть. В 1923–1925 гг. он совместно с поэтом В. Ходасевичем издает в Берлине журнал «Беседа» для русской интеллигенции, который до русского читателя не дошел, так как был запрещен в Советском Союзе, второй журнал — «Русский современник», созданный при участии писателя в Ленинграде, цензура закрыла.

Власть в Советах была недовольна выступлениями Максима Горького в защиту политзаключенных. Но его взаимосвязи с деятелями культуры и русскими писателями не прекращались. Он был широко известен за рубежом как общественный деятель и писатель, пользовался уважением среди прогрессивной интеллигенции.

Политические власти Советского Союза хорошо это понимали и во второй половине 20-х годов были заинтересованы в возвращении М. Горького на родину, всячески содействуя этому. Мечта писателя о новой культуре и одиночество в эмигрантской среде все-таки привели его на родину. Весной 1928 года он приезжает в СССР, где широко празднуется его 60-летие. Писатель совершает поездки по Союзу (Харьков, Курск, Днепрострой, Крым, Кавказ, Запорожье, Сталинград, Нижний Новгород, Самара). Впечатления о путешествиях он собирает в книге очерков «По Советскому Союзу» (1929). Его надежды на формирование творческого потенциала народа после революции, о которых он писал еще в 1917 году в «Несвоевременных мыслях», казалось, оправдались. В стране он увидел уже не разрушение и хаос, а созидание: народ и страна преображались.

Этот приезд стал переломным в отношении писателя к СССР и народу в целом. В 1931 году Горький окончательно возвращается в Союз, постоянным местом жительства выбирает Москву. Он создаёт такие журналы как: «Наши достижения» и «Литературная учеба», также он издает «Историю фабрик и заводов», «Историю гражданской войны» и другие книги. В 1934 году он возглавляет Союз Советских писателей, созданный по его инициативе. Тем не менее, последние годы жизни М. Горького были трагичными: он был под тайным надзором ГПУ, по сути, его изолировали от советской и мировой общественности.

Писатель скончался 18 июля 1936 года, при неизвестных обстоятельствах накануне массовых репрессий. Смерть Горького, по версии властей, была последствием «троцкистско-бухаринского заговора». Тем не менее версии о насильственной смерти до сих пор не нашли документального доказательства.

Деятельность и позиция М. Горького, в последние годы его жизни, была довольно противоречива. Он беспокоился о развитии культуры в стране, но почему-то не замечал непрекращающихся репрессий.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник. Первый призывал своих собратьев по перу писать о сталинских репрессиях и о труде заключенных, как о великом достижении Советской власти в перековке заблудших, не замечая трагедийности происходящего, второй писал о личности и ее судьбе в страшной реальности 20 века, отнимающей у человека естественную для него социальную и творческую свободы. Именно эта тема является одной из основных в творчестве М. Горького 30-х годов. Дар творца оказывался как бы сильнее личности, которая несла его в себе, заставляя преодолевать вольные или невольные заблуждения.

По факту, трудно назвать второй отъезд Горького эмиграцией. Это был долгий, вынужденный выезд из страны, во время которого писатель лечился, занимался творчеством и пытался проводить сложную политику по сближению эмиграции и СССР.

Ho удивительным образом эмиграция Горького не оказала на художественное творчество писателя влияния. Он черпал материал только в русской дореволюционной реальности, не написав не одной работы ни о зарубежье, ни о жизни после Октябрьской революции в СССР.

Литература:

  1. Википедия. Максим Горький. [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький свободный (дата обращения: 15.11.2016).
  2. Семейные истории. Отношение Максима Горького к революции// [Электронный ресурс] Режим доступа — URL: http://www.famhist.ru/famhist/gorky/0005dcb3.htm свободный (дата обращения 15.11.2016).
  3. Диссертация Кравец В. С. Либеральная интеллигенция русского зарубежья 20-х годов XX века о национально-государственном строительстве в пост большевистской России// [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/liberalnaya-intelligentsiya-russkogo-za..., свободный (Дата обращения: 15.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle