Библиографическое описание:

Абдрахманова Г. А. Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 146-147.



Тема специальной оценки условий труда (далее СОУТ) весьма актуальна, ведь в последнее время уделяется огромное внимание увеличению объема продаж и стоимости покупок в различных организациях, но работодателями перестает учитываться состояние здоровья работников. С целью определения степени воздействия на сотрудников вредных факторов и установления компенсаций раньше проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда (далее АРМ).

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г., который предусматривает упразднение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок аттестации многократно менялся, но так и остается далеким от совершенства.

Целью СОУТ (а раньше и аттестации) является улучшение условий труда, снижение влияния вредных факторов во избежание получения травм и возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь приводило бы к уменьшению дополнительного тарифа за работу во вредных условиях труда.

Основной задачей аттестации являлось измерение и сравнение уровня опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте с гигиеническими нормативами, установление соответствующих классов условий труда в зависимости от превышения предельно допустимого уровня, осуществление проверки безопасности технологического оборудования, полноту и качество обеспечении работников спецодеждой [3].

Условия труда по степени вредности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые,вредные(1–4степени), опасные [4].

По результатам аттестации формировались определенные списки лиц: кому следует проходить медицинские осмотры, кто должен получать молоко или спецодежду, а каким работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, полагаются какие-либо компенсации.

Механизм реализации аттестации не предусматривал никакой экономической заинтересованности в ней работодателя. Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. аттестация была проведена лишь в 110 тыс. организаций (2 % от действующих хозяйствующих субъектов) и с 1 января 2014 г. была упразднена.

Специальная оценка условий труда регулируется нормами Федерального закона, и создана для устранения недостатков аттестации. Производится независимой специализированной организацией, приглашенной работодателем. Проходит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них опасных и вредных производственных факторов, определением эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты, оценки уровня воздействия на работника факторов и определения степени отклонения от установленных нормативов. По состоянию на март 2015 года СОУТ подверглись более 1 млн. рабочих мест (производство — 30 %, сфера услуг — 43,8 %, прочие виды деятельности — 26,2 %). Мониторинг, проведенный Департаментом условий и охраны труда Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, охватил 74 субъекта РФ в основных Федеральных округах.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени [3]. Все рабочие места подлежат СОУТ, кроме рабочих мест дистанционных работников, надомников, и работников, не являющимися индивидуальными предпринимателями [2].

В течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 закона о СОУТ случаев работодатель обязан провести внеплановую СОУТ:

1) организация новых рабочих мест;

2) получения предписания госинспектора труда в случаи выявленных в ходе проверки нарушений закона о СОУТ;

3) изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, оказывающее влияние на воздействие вредных факторов на работников;

4) изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на воздействие вредных факторов на работников;

5) изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, оказывающих влияние на воздействие вредных факторов на работников;

6) произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве;

7) наличия предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ [6].

За невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по СОУТ, должностные лица несут следующие виды ответственности в порядке, установленном законодательством (ст.419 ТК РФ):

  1. дисциплинарную (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям);
  2. административную (дисквалификация, административный штраф)
  3. уголовную (исправительные работы, лишение свободы) [5].

Можно выделить положительные и отрицательные стороны СОУТ. В качестве положительных будут выступать:

– четкая и понятная процедура проведения СОУТ со всеми правами и обязанностями сторон;

– государственным органам отводится только контролирующая функция;

– установлены классы условий труда (4 класса);

– установлены некоторые льготы для работников в зависимости от класса условий труда;

– определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят СОУТ;

– открытый доступ результатов проведения СОУТ;

К отрицательным моментам относится:

– большие расходы работодателей на оборудование рабочих мест;

– дороговизна данной процедуры, осуществление за счет средств заявителя;

– в ФЗ не совсем ясно объяснен порядок осуществления государственного контроля за проведением СОУТ;

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)//Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 (ред. от 25.04.2015) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»//Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2056.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»//документ утратил силу
  4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689) // Российская газета, № 71, 28.03.2014.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» //Российская газета, № 295, 30.12.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle