Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, В. В. Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте / В. В. Лысенко, Е. В. Мирзоева, А. П. Остриков, А. В. Божков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35430/ (дата обращения: 29.03.2024).



Целью настоящего исследования было изучение влияния отдельных нарушений органа зрения на результаты в спорте. Незначительные нарушения работы зрительной сенсорной системы редко выявляются в медицинской практике и, соответственно им не придается значение. В спорте при максимальных нагрузках на все органы и системы даже небольшие погрешности в их работе могут оказаться значительным фактором, приводящим к снижению результатов. Однако эти погрешности можно выявить только используя высоко точную современную аппаратуру. В статье представлена методика поиска связи между функционированием систем опорно-двигательного аппарата и остротой зрения, выявлены их взаимосвязи влияющие на скорость бега, внесено ряд предложений по их коррекции, апробирована оригинальная измерительная аппаратура.

Ключевые слова: астигматизм, стабилометрия, кераторефрактометрия, мануальное мышечное тестирование, синдром постурального дефицита

Спорт высших достижений требует индивидуального подхода для максимально полного раскрытия ресурсов организма. Как показывает практика, в процессе раскрытия резервов и мобилизации ресурсов организма даже незначительные отклонения в работе отдельных систем организма, полученные с помощью современной и точных измерительных средств [9] могут иметь большое значение [10]. Одной из таких проблем могут быть изменения в работе зрительного анализатора [1,2]. В тоже время более чем у 70 % людей есть дефекты зрения. Большинство людей не знают о незначительных дефектах своего зрения, пока не проходят проверку у офтальмолога.

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы явилось определение влияния незначительных нарушений остроты зрения на результаты в беговых видах спорта. В ней участвовало 35 студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в возрасте 17–18 лет (24 юноши и 11 девушки) Спортивная квалификация студентов в скоростно-силовых видах спорта не ниже 3 разряда. Первый этап включал:

  1. стабилометрическое исследование особенностей поддержания вертикальной позы с использованием варианта пробы Ромберга [7,11,13] — в 2-х сериях;
  2. мануальное мышечное тестирование стереотипа ходьбы [4,5];
  3. офтальмологическая диагностика и коррекцию выявленных нарушений зрения.

Стабилометрия — это функциональный метод регистрации проекции общего центра масс тела на плоскость опоры и его колебаний в положении обследуемого стоя. Поза человека является интегральным показателем деятельности ЦНС как отдельных систем так и в целом [2]. Характеристика колебаний: амплитуда, частота, скорость, направление, среднее положение в проекции на плоскость опоры и другие, являются чувствительными параметрами, отражающими состояние различных сенсорных систем, включенных в поддержание баланса. Поэтому мы как и группа авторов [2,3] выбрали объективный метод компьютерной стабилометрии. Для определения позной устойчивости использовалась стабилометрическая платформа фирмы Биомера ST-150 производства группы МЕРА, Россия с штатным программным обеспечением Stabip [14]. Время исследования составляло 51,2 секунды. С целью получения корректных данных исследования проводились дважды с промежутком 3–5 дней. Подозрения на патологию зрения считались обоснованными при положительных тестах Ромберга. Положительным считался тест при уменьшении значения одного или более параметров в фазе закрытых глаз, так как нормальная реакция со стороны системы контроля баланса тела на выключение зрительного анализатора — увеличение колебаний центра давления. Если обследуемый имеет патологии рефракции, изменение поля зрения, нарушение содружественности действия глаз или другую патологию, то зрение в роли поддержания баланса вертикального положения тела является возмущающим фактором [13]. В этом случае при закрытии глаз, т. е. исключении негативного фактора, параметры колебаний центра давления будут меньше чем при открытых глазах.

Одновременно проводилось мануальное мышечное тестирование (ММТ) — физикальный метод функциональной диагностики в мануальной терапии и прикладной кинезиологии. Поиск функциональных нарушений для отбора экспериментальной группы производился методом ММТ передней порции дельтовидной мышцы стоя в положении фаз стереотипа ходьбы (бега). В положении стоя: правая нога впереди, левая — сзади, верхняя часть тела ротирована вправо, то передняя порция дельтовидной мышцы справа в норме ингибирована, а слева — активирована. В противоположной фазе стереотипа ходьбы мышечные группы конечностей в норме меняют свое состояние на противоположное. Диагностические признаки функциональной слабости мышцы — оценивались по сопротивление руки испытуемого и в увеличении или отсутствие увеличения силы сокращения мышцы в ответ на команду врача или в ответ на растяжение мышцы (симптом растянутой резины).

Офтальмологическая диагностика участников обоих групп заключалась в определении остроты зрения по таблице Головина-Сивцева (ссылка) и компьютерной кераторефрактометрии. Острота зрения является одним из основных критериев оценки способности к зрительному анализу форм, размеров, структуры и ориентации объектов в пространстве, а визометрия относится к числу обязательных методик функциональных исследований органа зрения [6]. Использование диагностического метода автоматической компьютерной кераторефрактометрии (Обследование проводилось на кераторефрактометре Auto Ref-keratometer PRESTIGE фирмы DONGYANG 2) позволило с высокой степенью точности диагностировать рефракционную патологию: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. С помощью прибора измерялась длина оси глаза, радиус кривизны роговицы и глубина передней камеры глаза. Все измерения проводятся бесконтактным методом [2]. Очковая коррекция выявленной патологии зрения проводилась пробными линзами.

В результате стабилометрического исследования выявлено 11 студентов с подозрением на патологию зрения, что составило 31 % исследуемых. В двух сериях стабилометрического исследования у 9 человек имелись признаки уменьшения 2-х параметров: среднего Х(~Х) и площади (S). У двоих исследуемых имелось уменьшение всех 4-х параметров при закрытии глаз: среднего Х (~Х), скорости (V), площади(S), энергоиндекса (Ei). Из 11-ти найденных с подозрением на патологию зрения при ММТ у 10 была выявлена неврологическая дезорганизация паттерна ходьбы, которая при закрывании глаз либо купировалась полностью в обоих фазах ходьбы, либо частично, либо не купировалась совсем. У двоих студентов, имеющих наибольшие качественные и количественные отклонения в стабилометрическом исследовании, неврологическая дезорганизация не купировалась путем закрытия одного или обоих глаз. В анамнезе этих студентов — многолетняя миопия. Последующие обследование выявило что значения рефракции у С-ва OD sph-5,5D, OS sph-4,0D, а у студента М-ий OD -3,5D, OS -2,5D. Исходя из этого, патология зрения у этих субъектов признана значительной, а так же неоднородной и из исследования они были исключены. У ряда студентов неврологическая дезорганизация купировалась частично при закрытии одного или обоих глаз, что так же расценивалось как неоднородность участия органа зрения в формировании синдрома постурального дефицита [11] и для чистоты эксперимента они также исключены из экспериментальной группы. Пять оставшихся студентов полностью купировали выявленную неврологическую дезорганизацию одним закрыванием глаз. Они составили экспериментальную группу.

С ними проведена офтальмологическая диагностика и коррекция выявленных нарушений зрения. У всех пяти исследуемых острота зрения по таблице Головина-Сивцева составила 95–100 %. Предположения о наличии незначительных отклонений рефракции зрительного анализатора подтвердились при исследовании кераторефрактометрией.

  1. Студент Л-ко: OD cyl +0,25D ax 25; OS cyl +0,25D ax 175;
  2. СтудентА-ва: OD planum; OS sph 0 cyl -0,5D ax 130;
  3. СтудентХ-ли: OD sph -0,5D cyl +0,75D ax 125 OS planum;
  4. СтудентР-к: OD sph 0D cyl -0,5D ax 155 OS planum;
  5. Студент К-ва: OD planum OS sph -0,5D.

У двух студентов произведена коррекция как сферических так и астигматических нарушений рефракции пробным набором линз. В офтальмологическом кабинете после коррекции нарушений рефракции пробным набором линз проведено повторное стабилометрическое исследование пробой Ромберга и ММТ студентов. Необходимо отметить что при этом параметры ~Х, V,S,Ei при закрытых глазах увеличились и произошло полное купирование неврологической дезорганизации в ММТ.

По итогам первого этапа все исследуемые были разделены на две группы. В экспериментальную группу вошли 5 студентов, у которых были выявлены признаки незначительного нарушения зрения (до 1D). В контрольную группу вошли 5 студентов, которые не имели признаков нарушения зрения.

На 2-м этапе проводилось тестирование в виде бега, по прямой на дистанции 30 метров с хода с измерением времени пробегания электронной системой ИСВИ — 1 позволяющей учитывать время с точностью до тысячной секунды. Тестирование производился без модификации зрения (с сохранением стереоскопического зрения), с модификацией закрытием заинтересованного глаза (монокулярное зрение) и с коррекцией зрения очками. Результаты тестирования представлены в таблица 1–3. Чтобы исключить случайные факторы каждому испытуемому давалось по три попытки и для анализа использовали среднее время трех попыток.

Анализ данных полученных во время эксперимента показала, что закрытие одного глаза приводит к неоднозначным результатам. Так у группы лиц (таб. № 1) не имеющих дефектов зрения и входящих в контрольную группу произошло небольшое и не всегда достоверное по первому порогу доверительной вероятности снижение результатов бега в пределах от 0,4 до 0,6 %. Различие определялось средствами математической статистики (метод Вилкоксона) [8].

Таблица 1

Результаты бега студентов контрольной группы (в стабилометрии проба Ромберга отрицательная, вММТ неврологической дезорганизации паттерна ходьбы не найдено)

Результаты попыток глаза открыты

Результаты попыток один глаз закрыт

Глаза открыты

Один глаз закрыт

1-ый забег

2-ой забег

3-ий забег

1-ый забег

2-ой забег

3-ий забег

Среднее время 3-х забегов

Среднее время 3-х забегов

Я

3,898

3,940

3,965

3,954

3,976

3,988

3,934

3,972*

В

3,647

3,712

3,723

3,713

3,727

3,781

3,694

3,740*

С

3,724

3,709

3,728

3,735

3,718

3,750

3,720

3,734

П

4,082

4,071

4,067

4,115

4,099

4,147

4,073

4,120*

Т

4,328

4,354

4,317

4,356

4,382

4,358

4,333

4,365*

Ф

4,441

4,452

4,446

4,447

4,454

4,451

4,446

4,450

Е

3,932

3,954

3,928

3,961

3,976

3,954

3,938

3,963*

А

4,142

4,156

4,148

4,202

4,186

4,198

4,148

4,195*

У студентов входящих в экспериментальную группу (в стабилометрии — проба Ромберга положительная, в ММТ неврологической — дезорганизации паттерна ходьбы) видно достоверное в пределах от 1,8 до 2,6 % улучшение результатов с закрытым глазом, имеющего аномалию рефракции и являющегося причиной мышечного дисбаланса (таб. № 2). Более значительные аналогичные улучшение времени пробегания наблюдается при коррекции глаза специальными линзами (таб. № 3)

Таблица 2

Результаты бега студентов экспериментальной группы (в стабилометрии проба Ромберга положительная, вММТ неврологической найдена дезорганизации паттерна ходьбы)

Результаты попыток глаза открыты

Результаты попыток один глаз закрыт

Глаза открыты

Один глаз закрыт

1-ый забег

2-ой забег

3-ий забег

1-ый забег

2-ой забег

3-ий забег

Среднее время 3-х забегов

Среднее время 3-х забегов

Л

4,514

4,465

4,432

4,408

4,376

4,331

4,470

4,371*

Ш

4,578

4,475

4,722

4,465

4,337

4,450

4,591

4,464*

Б

4,351

4,342

4,481

4,279

4,265

4,355

4,392

4,293*

Р

3,340

3,427

3,371

3,235

3,266

3,240

3,379

3,247*

Таблица 3

Результаты бега студентов экспериментальной группы (в стабилометрии проба Ромберга— положительная, вММТ неврологической— дезорганизации паттерна ходьбы после коррекции зрения очками)

Студент

1-забег

2-забег

3-забег

Среднее ариф.

1

Л-ко

Без очков

4,440

4,438

4,454

4,445

В очках

4,126

4,142

4,137

4,235*

2

Р-к

Без очков

3,349

3,356

3,353

3,352

В очках

3,187

3,237

3,217

3,213*

Таким образом подтверждается высказанное предположение что, неполноценное зрение приводит к формированию моделей поведения со стандартным ответом на стимул, по принципу получения наилучшего результата при наименьшем усилии. В результате развиваются постуральные действия, на первый взгляд не корректные, но в действительности направленные на компенсацию дефекта зрительной системы [1]. Например, если одна из глазодвигательных мышц, функционирует не должным образом, становится труднее поддерживать бинокулярное зрение, вследствие чего данный дефект компенсируется определенным поворотом головы, который отражается неблагоприятно на тонусно-мышечном балансе тела. Такая же проблема встречается и у пациентов — астигматиков. Если астигматизм не корректируется безупречно (а это случается часто), больной старается наклонять голову в стремлении найти более подходящую точку фокусировки. У спортсменов на профессиональном уровне подобные некорректные постуральные действия ухудшают спортивные достижения [1] а их коррекция ведет к более высоким достижениям.

Наше исследование показывает, что в подготовке спортсменов скоростно-силовых видов целесообразно проводить регулярное стабилометрическое и кинезиологическое обследование с одновременным глубоким обследованием зрения и полная его коррекция при выявленных нарушениях.

Выводы.

  1. Данная методика обследования на стабилометрической платформе пробой Ромберга и методом мануального мышечного тестирования позволяет выявить лиц имеющих незначительные отклонения зрительного анализатора и опорно-двигательного аппарата.
  2. Коррекция выявленных незначительных отклонений зрения позволила достоверно улучшить результаты бега на короткую дистанцию (30 метров с хода).
  3. Выявление и устранение незначительных отклонений в работе органа зрения способствует раскрытию и мобилизации ресурсов организма.

Литература:

  1. Беляев М. А., Трембач А. Б., Лысенко В. В. Компьютерные технологии в оценке позной устойчивости мальчиков 7–10 лет с различным уровнем внимания и импульсивности. Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт-наука и практика». 2009. № 2. С 33–36.
  2. Васильева Л. Ф. Основы мануального мышечного тестирования / Методическое пособие. Часть 1. — Москва 2010. — 97с.
  3. Дэвид С. Вальтер. Прикладная кинезиология. -2-ое изд., СПб.,«Северная звезда», 2011.-644с.
  4. Копаева В. Г. Глазные болезни: учебник.- М.:Медицина,2008.-560с.
  5. Кубряк О. В., Гроховский С. С. Практическая стабилометрия. Статические двигательно-когнитивные тесты с биологической обратной связью по опорной реакции. М.: Маска, 2012. 88 с.
  6. Лысенко В. В., Мирзоева Е. В. Основы математической обработки измерений в физической культуре. Краснодар. С 87–93
  7. Лысенко В. В., Остриков А. П., Клец Е. А. Физическая культура, спорт-наука и практика, Краснодар,2011,№ 2-С.29–33
  8. Нечаев В. И., Афанасьев Е. Н.//Подиатрия. 2013.№ 1.С 45–54.
  9. Скворцов Д. В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство — М.: Маска, 2010. — 174с.
  10. Скоромец, А.А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Нервные болезни. Учебное пособие, 6-е изд. — М.:МЕДпресс-информ, 2013.-560с.:ил.
  11. ST-150: Регистрационное Удостоверение N ФСР 2010/07900; Свидетельство об утверждении типа средств измерений № 41201.
  12. http://sportoptic.ru/questions/7.html
  13. www.appiotti.it/defaultRus.asp
  14. Пьер-Мари Гаже, Бернар Вебер. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. / пер. с французского под ред. В. И. Усачева — Спб.: Издательский дом СпбМАПО,2008. — 316с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, неврологическая дезорганизация, глаз, зрительный анализатор, мануальное мышечное тестирование, острота зрения, патология зрения, студент, контрольная группа, результат бега студентов.


Ключевые слова

астигматизм, стабилометрия, кераторефрактометрия, мануальное мышечное тестирование, синдром постурального дефицита

Похожие статьи

Миопия — проблема XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Поэтому результат может быть непредсказуемым, вернуться к состоянию глаза до операции возможности

Современный способ корригирования остроты зрения — контактные линзы.

[4] Острота зрения проверяется с помощью таблицы букв или компьютерного тестирования.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости...

3) апробировать возможность улучшения остроты зрения у студентов на занятиях физической культурой в ТМК.

Ограничения к занятиям физкультурой студентов по состоянию органа зрения. Группа занятий по физкультуре.

Причины и признаки нарушений зрения | Статья в журнале...

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия...

Значение изучения состояния зрительного анализатора как...

При исследовании функционального состояния зрительного анализатора также была изучена способность глаза различать наибольшую частоту световых

По данным результатов анкетного опроса у 80 % опрошенных было выявлено изменение остроты зрения, характера...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия.

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и...

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления...

Отметим, что участники основной группы были разделены нами на подгруппы: 1 «А» - нарушение зрения без сопутствующей патологии, 1 «Б» - нарушение зрительной функции в сочетании с интеллектуальным недоразвитием (олигофрения).

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные

При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка...

Психологические особенности восприятия незрячих

Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере

Решающее и основное сходство зрения и осязания И.М.Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: "Идёт ли речь о контурах...

Похожие статьи

Миопия — проблема XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Поэтому результат может быть непредсказуемым, вернуться к состоянию глаза до операции возможности

Современный способ корригирования остроты зрения — контактные линзы.

[4] Острота зрения проверяется с помощью таблицы букв или компьютерного тестирования.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости...

3) апробировать возможность улучшения остроты зрения у студентов на занятиях физической культурой в ТМК.

Ограничения к занятиям физкультурой студентов по состоянию органа зрения. Группа занятий по физкультуре.

Причины и признаки нарушений зрения | Статья в журнале...

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия...

Значение изучения состояния зрительного анализатора как...

При исследовании функционального состояния зрительного анализатора также была изучена способность глаза различать наибольшую частоту световых

По данным результатов анкетного опроса у 80 % опрошенных было выявлено изменение остроты зрения, характера...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия.

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и...

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления...

Отметим, что участники основной группы были разделены нами на подгруппы: 1 «А» - нарушение зрения без сопутствующей патологии, 1 «Б» - нарушение зрительной функции в сочетании с интеллектуальным недоразвитием (олигофрения).

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные

При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка...

Психологические особенности восприятия незрячих

Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере

Решающее и основное сходство зрения и осязания И.М.Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: "Идёт ли речь о контурах...

Задать вопрос