Библиографическое описание:

Шеин П. Н. Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 310-313.



The article considers the problem of formation of information competence of the teacher of high school students (for example of students of Krasnoyarsk state pedagogical university the named by V. P. Astafiev). The data obtained during the diagnosis students. Respondents noted deficiencies in information competence.

Keywords:information competence, student, teacher of high school

Современная российская образовательная система находится в состоянии непрерывного обновления содержания, технологий, отношений, правовых норм и других ее составляющих.

При этом подчеркивается необходимость информатизации образования на всех его уровнях. Информатизация образования понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования новых информационных технологий, направленных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания (Роберт И. В. 1994; Грибан О. Н., 2010).

Введение в стандарты общего и высшего образования нормативного компонента «компетенция» свидетельствует о смещении акцентов в образовании от системы знаний, умений, навыков к системе компетенций, одним из важных элементов которой выступают компетенции в работе с различной информацией как неотъемлемое качество специалиста (педагога, психолога) в области образования [1].

Обобщенная формулировка цели высшего образования, представленная в законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 69) «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации., конкретизируется в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее — ФГОС ВО) [8].

Так, ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» в структуре требований к выпускнику предъявляет владение такой общекультурной компетенцией, как «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве» (ОК-3); ФГОС ВО по направлению «44.03.02 — Психолого-педагогическое образование» в системе требований к выпускнику указывает владение такой общепрофессинальной компетенцией, как «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-13) [6; 7].

Наличие оптимального уровня информационной компетенции выпускника педагогического вуза подчеркивается и содержанием профессиональных стандартов.

Так в содержании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (от 18.08.2015г.) отмечается необходимость владения следующими трудовыми действиями: проведение мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы [6].

В содержании профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (от 18.10.2013г.) в качестве требования к педагогу отмечается «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо» [7].

Современное российское образование быстро развивается в направлении информатизации всех процессов. Педагоги и психологи в сфере образования пользуются компьютером для подготовки текстов, в своих выступлениях используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. д.

Для успешной реализации профессиональной деятельности педагог должен, прежде всего, уметь систематизировать полученную информацию, знания, выделять важное для себя. Ему необходимо ориентироваться в потоках разнообразной информации: выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную. Реализация этого навыка невозможна без оптимального уровня информационной компетенции.

Вопросы развития личностных качеств человека, определяющих его будущее профессиональное становление, признаются важнейшими в философии, психологии, педагогике. К различным аспектам этих вопросов в разное время обращались исследователи в области психолого-педагогических наук (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др.) и современные представители этих научных областей (В. В. Давыдов, А. П. Краковский, А. М. Маркова и др.). Вопросы психолого-педагогических оснований качества профессионального образования, в том числе особенностей обучения в ВУЗах, получили научное обоснование в работах В. С. Безруковой, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, М. Б. Калашниковой, А. А. Реана и др.

В то же время, несмотря на постоянный интерес ученых к различным аспектам профессиональной подготовки обучающихся, есть основания считать, что в теории и практике высшего образования остается немало неисследованных вопросов, в частности изучение проблем мониторинга формирования информационной компетенции студентов педагогического высшего учебного заведения.

Нами проведено эмпирическое исследование особенностей информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева)

Базой исследования стал институт психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева». В исследования приняли участие студенты первого курса бакалавриата, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»; 44.03.01 «Педагогическое образование»; 37.03.01 «Психология» — 60 чел.

В качестве диагностического инструментария использовались анкеты, разработанные О. Н. Грибаном, позволяющие оценить показатели информационной компетенции студентов [2]. Изучаемыми показателями определены: компетенция в области использования стандартных средств обработки информации, компетенция в сфере организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области и терминологическая компетенция.

Диагностические анкеты представлены в привычной для студентов форме теста закрытого типа: в каждом из вопросов допускается несколько вариантов ответа, необходимо выбрать один или несколько (в зависимости от формулировки вопроса и мнения респондента). В результате исследования получены следующие данные:

1) 53 % респондентов указали верное определение термина «компьютерные технологии»;

2) 93 % студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что считают возможным успешно применять компьютерные технологии в процессе обучения;

3) В то же время, по мнению студентов, есть некоторые организационные проблемы, препятствующие активному внедрению информационных технологий в образовательный процесс, а именно: недостаточная техническая оснащенность аудиторий (62 %), а также нехватка времени на учебных занятиях (36 %);

4) На вопрос: «Для чего, по Вашему мнению, можно использовать компьютерные технологии на учебных занятиях в университете?», — 69 % респондентов отметили, что КТ можно использовать не только для демонстрации наглядных материалов и контроля знаний, но и для получения дополнительной информации.

Нами также была выявлена степень владения студентами различными программными продуктами, по мнению самих респондентов (при оценке данного показателя применялась 6-балльная шкала (от 0 до 5 баллов).

Установлено: наиболее используем и знаком студентам текстовый редактор Microsoft Word. Достаточно низко обучающиеся оценили степень владения такими программными продуктами, как Adobe Photoshop, Corel Draw, ABBYY Fine Reader.

В число программ, с которыми студенты хотели бы научиться работать в университете, вошли Adobe Photoshop (62 % опрошенных);1С (42 %), Corel Draw (37 %), 3D Max (24 %), Total Commander (20 %). При ответе на вопрос о том, чем обусловлен интерес к этим программам, были даны следующие варианты ответов: для использования в учебной деятельности (65 %); для применения на работе (37 %); на всякий случай (10 %).

Отмечено, что все респонденты констатируют наличие дома персонального компьютера.

Второе анкетирование представителей эмпирической выборки позволило оценить уровень сформированности информационной компетенции в части создания мультимедийных презентаций. Как и при первом анкетировании, основная часть анкеты строилась в привычной для студентов форме теста закрытого типа. При ответе на вопрос «Как часто Вы выполняете рефераты, доклады, используя компьютерные технологии?», 100 % студентов ответили «всегда». Такой высокий показатель говорит о несомненной значимости компьютерных технологий в учебной деятельности студентов.

Все обучающиеся достаточно часто разрабатывают мультимедийные презентации для учебных занятий (при подготовке к выступлениям на семинарских занятиях; разработке учебных проектов и т. п.): 67 % респондентов делают это в среднем один раз в месяц, 53 % — 2–3 раза в месяц. При этом все студенты (100 %) используют для создания презентаций программу Microsoft Power Point.

На вопрос анкеты «Какое количество слайдов, по Вашему мнению, является оптимальным для сопровождения десятиминутного доклада?» студенты ответили так: 5–9 слайдов — 32 %, 10–15 слайдов — 72 % и 16–20–4 % опрошенных.

Выявлено, что при создании презентаций 57 % респондентов разрабатывают свой дизайн слайдов (подходят к проблеме творчески, способны самостоятельно ее решить); 13 % респондентов немного изменяют стандартные шаблоны, а 27 % разрабатывают презентации на основе стандартных шаблонов.

Наиболее распространенными элементами презентации являются текст и графика: их используют все участники анкетирования. Такие элементы мультимедийных презентаций как звук и видео используют лишь 8 % и 10 % респондентов соответственно.

Уровень владения компьютерными технологиями в части создания презентаций студенты оценили следующим образом: 13 % респондентов оценивают уровень владения на «удовлетворительно», 46 % — на «хорошо», 41 % — на «отлично».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся пробелы в знаниях, касающихся информационных технологий, у студентов педагогического вуза (на примере КГПУ им. В. П. Астафьева) наблюдается достаточно высокий уровень мотивации к изучению компьютерных технологий, желание развивать свою информационную компетенцию.

Возможности педагогического вуза в формировании информационной компетенции студентов в процессе освоения ими основной образовательной программы потенциально, достаточно обширные. Однако превращение этих возможностей в реальную действительность требует осуществления совокупности методических, организационных и других мер и средств. Для этого нужно определить, обосновать и реализовать ряд условий, обеспечивающих формирование информационной компетенции студентов в процессе их образовательной деятельности с опорой на информационные (компьютерные) технологии. Разрешение этой проблемы будет способствовать решению одной из важнейших задач современного отечественного образования: обеспечению качественной подготовки обучающихся на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

  1. Гурьев, С. В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article598.html. — Информационные технологии в образовании. — Загл. с экрана.
  2. Грибан О. Н. Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством компьютерных технологий // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2010. — С. 171–178.
  3. Лисицына Л. С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. — 147 с.
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. № 544н.
  5. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.08.2015г. № 514н (зарегистрирован 18.03.2015г. Рег. № 38575).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2015 г. № 1457 (зарегистрирован 18.01.2016г. Рег. № 40623).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12. 2015 г. № 1426 (зарегистрирован 11.01.2016г. Рег. № 40536).
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle