Библиографическое описание:

Дрожалкин В. А. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 285-287.



В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Ключевые слова: интерес, мотив, потребность, мотивационные процессы, эмоциональная значимость

Актуальность изучения проблемы интереса к физической культуре и спорту в психологии обуславливается тем, что в большинстве случаев в реальной педагогической практике уроки физической культуры в образовательных учреждениях не приводят к формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Лишь единицы из многочисленного числа школьников самостоятельно приучаются к физической культуре и мотивированы к занятию спортом. Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом включает в себя комплекс длительных индивидуально-ориентированных воспитательных воздействий, опирающихся на знание возрастных физиологических и психологических особенностей школьника.

В настоящее время трудно переоценить роль физической культуры и спорта в подростковом возрасте. Условия развития современного общества, тотальная компьютеризация, и как следствие малоподвижность населения, предъявляют новые требования к физическому воспитанию детей и подростков. Занятия в спортивных секциях приобретают особое оздоровительное значение. Переключение активности ребенка в нужное тренировочное направление, создание заинтересованности в занятиях и формирование мотивации к занятию спортом, является важной психологической и социальной составляющей становления личности в подростковом возрасте. Педагогический потенциал спорта способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Существует прямая зависимость между интересом к спорту и здоровым образом жизни подрастающего поколения.

В научной литературе встречается множество определений понятия «интерес», но до сих пор среди ученых не существует единого понимания данного термина. Одни авторы отождествляют интерес с направленностью личности в целом, придавая ему довольно широкое значение. Другие понимают более узко, сближая интерес с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Некоторые авторы отождествляют интерес и мотивацию. Мы ориентируемся на экспериментальные исследования П. К. Дуркина, который считает мотивационную сферу основой и источником, а интерес — следствием, проявлением процессов происходящих в ней. Мы согласны с пониманием интереса как одного из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы [6]. На наш взгляд, интерес наиболее ярко проявляется в контексте потребностного отношения человека к действительности, побуждающего к познавательной активности.

На возникновение, становление и развитие интереса к спорту влияют как внутренние факторы, такие как индивидуально-типологические особенности, склонности, способности, так и внешние — социальное окружение, влияние средств массовой информации и т. д. Занятия спортом представляют для подростка личностный смысл. На основании субъективной значимости учащийся выбирает для себя подходящие мотивы к занятию спортом.

Интерес к спортивной деятельности как весомая составляющая мотивационной сферы в подростковом возрасте опосредован множеством мотивов и может служить ориентиром к началу занятий. Побуждением к началу тренировок могут выступать непосредственные мотивы, обусловленные потребностью в физической активности, желанием обладать развитыми физическими качествами и специальными навыками. Не менее важными для подростка выделяются мотивы идентификации, самовыражения и реализации себя в роли спортсмена, а также общение в спортивном коллективе. Данные мотивы придают занятиям субъективный, личностный смысл и их реализация вызывает у занимающихся стремление к продолжению тренировочной деятельности.

Однако, как справедливо отмечает Е. П. Ильин, что данные мотивы носят диффузный характер и могут сформироваться под воздействием случайных внешних обстоятельств [7]. Как правило, данные мотивы не достаточно устойчивы и могут изменяться под влиянием различных внешних факторов. К данным факторам можно отнести влияние повышенных физических нагрузок, монотонность в освоении спортивных навыков, строгое соблюдение дисциплины тренировочного процесса и т. д. В подобных случаях интерес к занятиям может заметно снизиться, если не сформирована мотивация, подкрепленная внутренними убеждениями, системой знаний об избранном виде спорта и активизацией волевых качеств личности.

Мотивация в спорте может быть как внутренняя, так и внешняя. Внутренняя мотивация является основой возникновения интереса и вдохновения к занятиям, которая выступает источником сил к достижению спортивных результатов. Именно она побуждает человека к многолетней тренировочной деятельности. Благодаря ей спортсмен способен преодолевать высокие психофизиологические нагрузки с интересом и по собственному желанию. В отличие от внутренней, внешняя мотивация возникает в условиях соответствия целей и мотивов способностям занимающихся. Она ориентирована на систему оценочных требований и не включает в себя глубокое психологическое содержание. На наш взгляд, многие из мотивов начала занятия спортом могут нести в себе как внешние, так и внутренние компоненты и способны меняться по отношению друг к другу. Интерес выступает одной из детерминант трансформации внешний мотивации во внутреннюю, и наоборот.

Результаты многолетних исследований П. К. Дуркина свидетельствуют, что мотивация и интерес к избранной деятельности, существенно возрастает, когда за непродолжительный период времени, достигаются успехи в развитии физических качеств [6]. Как правило, даже незначительные результаты начального этапа в спорте представляют для подростка субъективную значимость, укрепляют самооценку и уверенность в себе. Ощущение развития отдельных физических качеств, таких как сила, быстрота или выносливость, побуждает подростка реализовывать новые мотивы, направленные на продолжение занятий и совершенствование функциональной подготовки.

Процесс изменения мотивов характеризует динамичность мотивационной сферы человека. Как писал один из основоположников отечественной спортивной психологии А. Ц. Пуни, «в процессе занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов» [8]. П. К. Дуркин справедливо замечает, что интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность — в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы» [5]. Данные образования мотивационной сферы личности соотносятся с собственными способностями и определяют новые ориентиры в спортивной деятельности.

Исходя из этого, следует полагать, что удовлетворенная потребность в физической активности перерастает в мотивацию, когда возникают другие потребности, обусловленные новыми целями, идеалами, установками и убеждениями. Как отмечает Г. Д. Горбунов, мотивация базируется на потребностях спортсмена, идет через иерархию его целей в спорте и находит выражение в создании конкретных побуждений [4]. В процессе реализации выбранных мотивов подросток определяет для себя новые цели и ориентиры. Процесс целеполагания, а также осознание школьником характера мотивов и субъективной возможности их осуществления сопровождается эмоциональными проявлениями [6].

Эмоции неразрывно связаны с мотивацией человека, причем мотивационные процессы невозможны вне пределов эмоциональной сферы. Мы понимаем интерес как доминирующую эмоцию, проявляющуюся в стремлении к познанию окружающей действительности. Удовлетворение человеческих потребностей всегда представляет значимое эмоциональное отношение. Как писал В. Г. Асеев, что в пределах эмоциональной значимости развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, «переживания», но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы [2]. По мнению В. К. Вилюнаса, принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы проявления мотивации [3]. В процессе потребностно-мотивационной активности интерес получает положительную или отрицательную оценку. Чем сильнее эмоциональная значимость того или иного события, тем более успешным становится прогноз результативности предстоящей деятельности.

Если мотивационные установки сформированы и подкреплены волевыми усилиями, то подросток ориентирован к интенсивной тренировочной деятельности. На фоне появления результативности интегрированным мотивом достижения успеха становится стремление к спортивному совершенствованию. Активизируются познавательные мотивы когнитивной сферы, побуждающие к изучению теоретических характеристик избранного вида спорта. Возникает интерес к более глубокому знакомству с историей спортивной дисциплины, биографией выдающихся спортсменов, наивысшими спортивными достижениями. В совокупности со спектром новых мотивов направленных на физическое и личностное совершенствование, мотивация к спортивной деятельности приобретает более устойчивые очертания.

Таким образом, следует констатировать, что спортивная мотивация является высшей ступенью интереса к физической культуре и спорту [1]. Она начинается от элементарных представлений о виде спорта и не имеет пределов в своем развитии, постепенно совершенствуясь в процессе спортивной карьеры. В структуре мотивационного процесса интерес и мотивы имеют тесную взаимосвязь и могут обоюдно взаимодополняться. В ходе реализации мотивов может возникать интерес к спортивной деятельности, который становиться ее внутренним содержанием, а интерес, в свою очередь, может стать причиной возниконовения мотивов. Формирование интереса и мотивации к спортивной деятельности представляет собой существенную психолого-педагогическую проблему теории и практики физического воспитания.

Литература:

  1. Антипин В. Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей: дис. … канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 175 с.
  2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  4. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта.– 3е изд / Г. Д. Горбунов — М.: Советский спорт, 2007. — 296 с.
  5. Дуркин П. К., Лебедева М. П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. — № 2. — С.50–53.
  6. Дуркин П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П. К. Дуркин. — Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. — 128 с.
  7. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 352с
  8. Пуни А. Ц. Психологическаяподготовкак соревнованиямв спорте / А. Ц. Пуни. — М.:ФиС,1969. — 69 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle