Библиографическое описание:

Цкриалашвили А. Д. Политики и социальные сети: друзья или враги? // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 421-423.



В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Ключевые слова: социальные сети, имидж, социальные инструменты, выборы, образ политика, микротаргетинг

Сегодня трудно представить мир, в котором не было не Интернета, ни социальных сетей. Ежедневно просматриваем ленту ВКонтакте или комментируем посты друзей и знакомых в Facebook. На первый взгляд может показаться, что социальные сети несут в себе чисто развлекательную функцию, но, на самом деле, они являют собой мощный политический инструмент.

В чем же заключается сила социальных сетей?

Во-первых, социальные сети создают эффект присутствия. Сегодня практически у каждого чиновника есть собственный аккаунт в Twitter, Instagram или Facebook, при помощи которого он может не только рассказать о служебных достижениях, но и молниеносно получить обратную связь. Комментарии позволяют быстро узнать о самых актуальных проблемах, а по количеству «лайков» можно спрогнозировать уровень поддержки той или иной инициативы. Благодаря соцсетям политик становится ближе к народу, что помогает ему формировать собственный положительный образ в глазах населения.

Во-вторых, как пишет А. А. Козырева в статье «Почему социальные сети являются инструментом политической власти?» [1, с. 56], в социальных сетях очень быстро аккумулируются креативные социально-значимые решения. Здесь хорошим примером может послужить созданный в Москве портал «Активный гражданин», где москвичи могут проголосовать за наиболее понравившиеся им инициативы.

В-третьих, социальные сети позволяют выявить при помощи микротаргетинга портрет потенциального избирателя. В основу всего ложится индивидуальный контент, подбираемый под интересы конкретного человека. Мы думаем, что вы не раз замечали, что после посещения определенного сайта, практически вся баннерная реклама отсылает нас к нему или к какому-то определенному товару, представленному в интернет-магазине. То же самое относится и к политической рекламе. Особенностью подхода является то, что теперь кандидаты работают не со всеми избирателями, а с конкретной массой населения — потенциальным электоратом.

Также нельзя не отметить массовость, с которой мы работаем в социальных сетях. Ежедневно люди передают друг другу миллионы сообщений, делятся тысячами постов. Большинство из них не имеют особого значения, однако, если вокруг какого-то сообщения собирается критическая масса внимания, то буквально за несколько часов оно становится качественным результатом социально-политической жизни. Примером тому может послужить «дело хабаровских живодерок», пристальное внимание, к которому было обращено благодаря пользователям Интернета. В том числе, не без влияния социальных сетей, этим случаем заинтересовались и представители власти.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети представляют собой новый вид публичной политики, отличный от привычных ее форм. «С ростом общественных сетей в России рождается публичная политика. Бюрократия и политические партии пойдут за той повесткой, которую предложат эти сети…» [2, с. 43].

Зачем политикам социальные сети? Здесь возможно преследование нескольких целей:

1) Поддержка собственного имиджа и привлечение сторонников (будущего электората)

2) Анализ общественного настроения, уровень поддержки населения.

Социальные сети сегодня обладают огромным влиянием, в том числе, известно, что многие крупные СМИ при подготовке своих материалов используют данные блогосферы. Интернет становится основным источником информации, потихоньку вытесняя привычное телевидение и газеты. Один хороший пост в Facebook может привлечь к кандидату больше внимания, чем десяток выступлений на центральном канале и сотня эфиров на радио. Примером тому может послужить Алексей Навальный, который стал известен широкой публике именно благодаря социальным сетям.

Няскин Г. Н. указывает, что сегодня политический дискурс принимает более обыденную, привычную для народа форму. Сегодня политики не могут отгородиться от народа, наоборот, они вынуждены презентовать себя как личностей, с которыми гражданам хотелось бы взаимодействовать [3].

Сегодня любой человек, обладающий доступом в Интернет, может наладить контакт с руководством города, области или республики. Попасть на прием к чиновнику из высшего эшелона — непростая задача, а вот через Twitter всего за пару минут можно написать обращение президенту или премьер-министру. Работает ли это? Можно сказать, что да. Дмитрий Медведев регулярно просматривает свой блог и иногда даже включается в дискуссию. Тоже самое, относится и Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, который регулярно вступает в диалог с подписчиками в Instagram.

Социальные сети становятся своеобразными вестниками демократии, где выборы и голоса заменяются количеством подписок и «лайков». А за что в итоге борется каждый политик? За поддержку, за голоса своих избирателей, за людей которые в нужный момент окажут ему свою поддержку на выборах. Чем активней кандидат в сети, тем вероятнее, что электронные «мне нравится» превратятся в реальные голоса. Свои аккаунты в основных социальных сетях имеют Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Григорий Явлинский, которые не первый год соревнуются в получении депутатских мандатов.

Имидж — одна из ключевых черт в достижении успеха любого политика. Однако в случае с социальными сетями все проходит не столь гладко. Образ, который являет собой политик в Facebook, Вконтакте или Instagram во многом зависит от работы от его команды, т. к. «мертвые», т. е. не обновляемые страницы наносят существенный урон репутации политика. Ее можно разделить на три условных этапа [4].

1) Выбор социальной сети.

Политикам федерального уровня стоит охватить все популярные сети, а именно: Вконтакте, Facebook и Instagram. Также стоит подумать о формате присутствия, которое может выражаться в виде личной и/или публичной страницы, а также специальной группы. Региональным политикам лучше вести аккаунт в одной, максиму двух социальных сетях, там, где сконцентрирована их основная аудитория.

2) Разработка дизайна.

Социальные сети предоставляют множество инструментов, которые позволяют сделать страницу не только функциональной, но и уникальной. В отличие от блогов соцсети направлены на создание «быстрых» материалов, позволяющих получить моментальную обратную связь.

3) Раскрутка страницы.

Для раскрутки страницы необходимо привлечь на нее подписчиков. Грамотная стратегия ведения заключается в том, чтобы соблюдать баланс между наполнением важным информационным контентом и некоторой развлекательной частью, не позволяющей странице стать подобием строгого официального сайта. Как показывает практика, формат монолога и отсутствия обратной связи обречен на фиаско.

Таким образом, перед созданием профиля политика в социальной сети необходимо сформировать определенный имидж, который будет соответствовать таким характеристикам как современный, энергичный, способный управлять, коммуникабельный.

Выводы:

1) Интернет-пространство — один из ключевых инструментов в формировании современной политической среды. Чем больше будут развиваться социальные сети, тем больше присутствия будут проявлять в них политики и государственные деятели.

2) Наиболее активно социальные сети используются политиками во время проведения избирательных кампаний, так как относительно легко позволяют отслеживать настроения, царящие в обществе.

3) Социальные сети помогают не только политикам в достижении их целей, но и народу. Благодаря интернету люди могут доносить до власти свои интересы. Уменьшается уровень бюрократии, потому что проходит «прямой» контакт между политиком и гражданином. Вероятно, что в будущем реальная политика большей частью переместится в виртуальное пространство.

Литература:

  1. Козырева А. А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2 (62). — С. 56–59.
  2. Чумиков А. Н. Современные PR-технологии работы в Интернете учебное пособие. — Рязань: Объединенная редакция МЧС России, 2011. — 135 с.
  3. Интернет в политических кампаниях США и России // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2011/05/23/1213977786/12Neyaskin_Internet.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
  4. Перспективы использования социальных сетей для политического продвижения // Blog.greensmm.ru. URL: http://blog.greensmm.ru/?p=98 (дата обращения: 14.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle