Библиографическое описание:

Салимьянова А. Р. Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 508-509.



Ребёнок не сосуд, который нужнонаполнить, а факел, который нужно зажечь

Франсуа Рабле

Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности — один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения знаниями, рационально организовать свой учебный труд и ускорить процесс познания.

Чем выше познавательная активность обучающихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.

Подготовка домашних заданий в условиях нашего центра один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент воспитанников, с которыми я работаю — дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия активности к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод — преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать? Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки. Поэтому провожу самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускаю подачи материала в готовых решениях, не ориентируюсь на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательной активности. Кроме этого, для успеха воспитания познавательных интересов воспитатель должен знать уровни развития познавательных процессов детей, с которыми он работает.

В моём классе есть воспитанница с достаточно средним уровнем развития. Познавательная активность недостаточно высокая, девочке мешает тревожность. Снятие переживаний, обеспечение положительного настроя, подбадривание, вовлечение в познавательную деятельность при создании ситуации успеха — такова программа действий с этим ребенком.

Для развития познавательной активности, нужен постоянный контроль и подкрепление веры в свои силы. То есть при планировании работы по развитию познавательной активности детей необходимо выбирать стопроцентное посильное задание, гарантирующее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы решаются при правильной организации работы детей по самоподготовке.

Особого внимания требуют воспитанники из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними подключаю все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работаю над развитием учебного интереса, формирую потребность к учению, выясняю для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора. Например, при наблюдении и изучении особенностей ещё одного воспитанника моего класса, выяснилось, что у него произошла замена учебных интересов на внеучебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению Поэтому индивидуально подбирались характерные задания: организация демонстрации косметических средств из растительных компонентов на внеклассном мероприятии. Очень значим и моральный фактор: эмоционально положительный настрой, создание обстановки подбадривания.

Интересные результаты показала работа с ребёнком, где уровень развития познавательных способностей ниже нормы. Мощный моральный фактор — поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата, научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их развитие на самоподготовке, позволяют говорить о относительно стойкой мотивации к учению и интереса к учебе.

Особенность моей работы состоит в том, что она не строится на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества воздействует вся система воспитательной работы, поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения.

Структура самоподготовки едина, в ходе её проведения применение разнообразных средств и методов просто необходимо на всех этапах, чтобы самоподготовка не шла по шаблону, а была более разнообразной по форме проведения и вызывала интерес к деятельности. Так как наши воспитанники инертны, часто отвлекаемы, у них отсутствует интерес к мыслительной деятельности, то для успешного обучения и воспитания необходимо пробуждать у них интерес к учебным занятиям, сконцентрировать их внимание, активизировать их деятельность. На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы:

  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Стимуляция познавательной активности, на всех этапах подготовки.
  3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, — потеря интереса к деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы).
  4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
  5. Дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Данные методы, приёмы позволяют способствовать развитию познавательной активности, её сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Литература:

  1. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. Игра. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г. С. Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951.
  2. Карлигина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. М.: Учитель, 2013.
  3. Матвеева Е. М. Справочник воспитателя. М.: Учитель, 2013.
  4. Агафонова О. Г. Организация и проведение самоподготовки. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Учитель, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle