История города Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 16.11.2016

Статья просмотрена: 9056 раз

Библиографическое описание:

Колибаба, А. А. История города Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны / А. А. Колибаба, И. Н. Юнчис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35360/ (дата обращения: 19.04.2024).



История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является составной частью истории нашего Отечества.

Память о ставропольцах, сражавшихся с беспримерным героизмом на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов — священна и вековечна.

Самым страшным результатом войны являются людские потери. На полях сражений погибли в боях, умерли в госпиталях от ран, пропали без вести 200 тысяч фронтовиков, призыв которых в Красную Армию осуществлялся на территории Ставропольского края.

Накануне Великой Отечественной войны Ставрополье занимало одно из ведущих в СССР мест в лечении советских людей. Здесь сложилась развитая система курортов. В городах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск функционировало 110 санаториев приблизительно на 20 тыс. коек. В них ежегодно поправляли свое здоровье 146 тыс. человек. Здравницы были укомплектованы опытными кадрами, имели современную для того времени лечебную базу, использовали новейшие методики лечения. Важную роль в этом играл Пятигорский бальнеологический научно-исследовательский институт, который в городах курортах имел клиники, проводившие большую исследовательскую работу. На курортах широко использовались для лечения природные факторы: минеральные источники, тамбуканские грязи, горный воздух.

Мой прадед Фетисов Федор Васильевич 1914 года рождения, был призван Новоселицким РВК в 1941году в ряды советской армии. Защищал Кавказские Минеральные воды от немцев.

Последнее что известно о нем, что он был тяжело ранен и находился в госпитале г. Минеральные воды августе 1942 г. Там близкие его видели последний раз в жизни. После встречи с ним, возвращаясь домой полями на гужевой повозке, было видно, как город бомбили с самолетов. После чего о месте нахождении моего прадеда ничего неизвестно.

Крупный железнодорожный узел Минеральные Воды уже в первые месяцы войны интересовал фашистских захватчиков. Через него шло обеспечение немецких войск, наступающих на Владикавказ и Баку.

Тяжелые условия военного времени ни на минуту не ослабляли трудового напряжения во всех звеньях Минераловодского железнодорожного узла. Работники службы движения, паровозные бригады, ремонтники паровозного и вагонного депо, путейцы, связисты, энергетики трудились по законам военного времени. Когда не хватало паровозных бригад, мужчин заменяли женщины.

Фронт ждал новых бойцов, технику, боеприпасы. А для доставки были нужны паровозы. Ремонтники паровозного депо без всякого приказа мобилизовали свои силы и спрашивали только об одном — сколько надо отремонтировать. Сутками не уходили из депо, но задание выполняли. Осенью 1941 года правительством было принято решение о срочном строительстве железнодорожного участка, имеющего стратегическое значение Кизляр — Астрахань. Для оказания помощи в строительстве на участке Минеральные Воды — Кисловодск были сняты все рельсы на вторых путях и отправлены на стройку. Разборкой путей, погрузкой и отправкой занимались работники Минераловодской станции. На строительство Астраханской железнодорожной ветки из Минеральных Вод было отправлено 107 путейских работников.

Летом 1942 года одновременно с наступлением на Сталинград немецко-фашистские войска начали операцию по захвату Кавказа. Имея огромное превосходство в силе, 24 июля 1942 года немцы вторично овладели городом Ростовом-на-Дону. Линия фронта стала приближаться к Кавказским Минеральным Водам.

4 августа 1942 года железнодорожные объекты станции Минеральные Воды были подвергнуты массированной вражеской бомбардировке. На станции горели вагоны и цистерны. Были разрушены пути, служебные здания, в паровозном депо поворотный круг и некоторые цеха. Но под бомбежкой и пулеметным обстрелом станция продолжала работать. Работники железнодорожного узла проявляли стойкость и мужество. Машинист Семен Мефодьевич Лищенко во время налета вражеской авиации вывел со станции на перегон, в сторону Георгиевска, эшелон с боеприпасами. Мужественный поступок машиниста был отмечен высокой правительственной наградой.

В этот же день был получен приказ об эвакуации людей и ценного оборудования со всех предприятий города. Беспрерывно шли составы с эвакуированными, ранеными бойцами, военными грузами. Срочно надо было вывозить раненых из госпиталей городов-курортов. Но не хватало ни электровозов, ни паровозов. Перевозили составы с ранеными до Минеральных Вод двумя моторными вагонами электричек. С утра 4 августа 1942 г. в госпиталях началась срочная погрузка тяжелораненых в санитарные эшелоны. Из легкораненых формировались группы и в сопровождении врачей и медсестёр пешим порядком отправлялись по дороге в сторону г. Нальчика. Из всех городов-курортов Кавминвод к 9 августа было вывезено и выведено 48866 раненых и больных советских воинов. Но часть тяжелораненых эвакуировать так и не удалось.

Чтобы остановить движение поездов на юг, немецкие бомбардировщики вывели из строя все пути станции Георгиевск. На перегоне Минеральные Воды — Георгиевск в затылок друг другу остановились 32 поезда, в том числе 12 санитарных. Подъехав к станции по неправильному пути, работники депо пошли на помощь георгиевским путейцам. Деповские кузнецы и молотобойцы рубили концы рельсов, им помогали слесари, мастера и многие другие. В короткий срок один путь был восстановлен, по которому и ушли на юг поезда, попавшие в ловушку.

К исходу дня 8-го августа 1942 года передовые части 40-го танкового корпуса противника подошли к северному берегу реки Кумы и завязали бой с курсантами Новочеркасского кавалерийского училища под командованием полковника Колюжного, которые обороняли город Минеральные Воды. Все попытки противника форсировать реку Куму успеха не имели. С утра 9-го августа гитлеровские танки и мотопехота вновь предприняли атаку. В течение 14 часов велись оборонительные бои за город. Вот что сообщалось в политдонесении начальника Закавказского военного округа: «Курсанты и начальствующий состав упорно обороняли город Минеральные Воды. Уничтожили до 800 вражеских солдат и офицеров, подбили 9 танков и 25 автомашин с пехотой».

10 августа 1942 года Минеральные Воды были оставлены нашими войсками.

Пять месяцев беды. Так оценивали жители города и района время нахождения на оккупированной фашистами территории. Немцам не нравились хмурые лица. Они страшно боялись партизан и на видных местах повесили объявления: «Если на территории города будет убит немецкий солдат, то за него будет немедленно расстреляно 100 жителей города». На территории железнодорожного вокзала находилась немецкая комендатура. Туда постоянно привозились и увозились советские «подозрительные» люди, которых избивали, пытали. Гестаповская тюрьма была переполнена советскими патриотами

В школе № 1 был размещен немецкий госпиталь. В музее отделения дороги хранятся десятки воспоминаний людей, переживших фашистскую оккупацию.

А потом снова начались бомбежки. Но теперь уже бросали снаряды на город, на железнодорожную станцию свои, советские летчики. Бомбил свой город и летчик ночной бомбардировочной авиации И. Я. Митенко, родившийся и выросший в г. Минеральные Воды, а впоследствии и работавший на железной дороге: «Не скрою, что бомбить станцию Минеральные Воды для меня было самым тяжелым испытанием» — писал военный летчик. «Здесь жили мои родные, жена с двумя малыми детьми. Их квартира находилась около вокзала. Вылетая на задание, я знал, что под удар может попасть и собственная семья. И, несмотря на это, мы бомбили железнодорожные составы. Ведь враг доставлял в них боеприпасы, продовольствие, живую силу».

В середине декабря 1942 года части Кавказского фронта готовились к решительному наступлению. Перед командованием стояла задача — всеми средствами препятствовать угону по железной дороге подвижного состава, не допустить больших повреждений технических сооружений, обеспечить уничтожение скопившейся на узловых станциях живой силы противника. Крупный железнодорожный узел Минеральные Воды как раз и являлся стратегическим объектом для выполнения поставленной задачи. [2, c. 115]

Чтобы наладить разведывательно-диверсионную работу на Минераловодском железнодорожном узле и городах Кавказских Минеральных Вод, 14 декабря 1942 года в район горы Змейки была выброшена с самолета разведывательная группа «Месть». Но не удалось боевой команде сделать намеченное. Нашлись предатели, которые сообщили гитлеровцам о высадившемся десанте. Вскоре после приземления группа была схвачена фашистами. Зверски пытали и издевались над людьми. Потом переправили в Пятигорскую тюрьму. В ночь под новый 1943 год всех их расстреляли в лесу у подножия Машука. На западном склоне горы Змейки на месте высадки десанта установлена стела в память о подвиге минераловодских разведчиков.

Первого января 1943 года, когда войска Закавказского фронта перешли в наступление, началось освобождение Кавказа от гитлеровских захватчиков. В результате стремительного наступления уже 3 января 1943 года части и соединения 58-й армии овладели городами Моздок и Малгобек, а 5-го января войска 58-й и 9-й армии вышли к городу и железнодорожному узлу Прохладному.

11 января 1943 года танковые и подвижные группы стрелковых частей, преодолев оборону противника, к 10 часам утра вышли к восточным окраинам города Минеральные Воды, где завязался бой. Танковый батальон под командованием капитана Петрова прорвался к железнодорожной станции и атаковал находившиеся на путях вражеские эшелоны. В это время к городу продвинулись главные силы 52-й танковой бригады, которые выставили свои заслоны на северо-восточной и южной окраинах города. Стрелковые подразделения проникли в город, завязались уличные бои. Особенно ожесточенными были они в районе станции, где были сосредоточены основные силы врага. Возник пожар. Горели вагоны, цистерны с горючим. К исходу 11 января 1943 года в результате совместных действий частей 58-й и 9-й армий город Минеральные Воды был освобожден от немецких захватчиков. [1, c. 25]

Мой прадед, как и все призывники, шли с гордостью защищать свою Родину, в надежде вернутся домой. Но близкие так и не дождались его. В книге памяти Ставропольского края осталась только запись «октябрь1942года пропал без вести…».

 

Литература:

 

  1.                Беликов Г. А. Оккупация: Ставрополь. Август 1942 — январь 1943 / Г. А. Беликов. — Ставрополь, 1998. — 152 с.
  2.                Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942 — январь 1943 гг.): документы и материалы / сост. В. Водолажская, М. И. Кривнева, Н. А. Мельник. — Ставрополь: Кн. изд-во, 2000. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вод, город, Великая Отечественная война, железная дорога, железнодорожная станция, железнодорожный узел, крупный железнодорожный узел, Минераловодский железнодорожный узел, мой прадед, Ставропольский край.


Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Ключевые слова: отдельная железнодорожная бригада, служба военных сообщений, заграждение железных дорог, восстановление железных дорог. События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда...

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

Ключевые слова: Владикавказская железная дорога, Армавир-Туапсинская железная дорога, Ставропольский край, строительство, железнодорожная станция «Благодарное».

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

За годы Великой Отечественной войны наш край претерпел значительные административно-территориальные преобразования.

Однако противник не собирался отдавать город без боя: у железнодорожного вокзала были сосредоточены около 300 машин с пехотой, артиллерией...

Проблемы развития железнодорожных узлов на современном...

Железнодорожный узел – пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, связанных соединительными ходами станций и раздельных пунктов, работающих во взаимодействии по единой технологии.

История железной дороги столицы Сибири

— Какую роль сыграл железнодорожный транспорт (Западно-Сибирская железная дорога) в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией? — Как архитектура города связана с железной дорогой?

Из истории железной дороги Бухары | Статья в журнале...

С целью укрепления своей власти, Российская империя начала расширять железнодорожные сети по всей Средней Азии. Эту работу колонизаторы выполняли поэтапно. В Бухарский эмират железная дорога была проведена в 1888 году...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны. Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны.

Перспективы развития высокоскоростного движения

В результате анализа транспортных связей были выделены крупные железнодорожные узлы, связывающие города страны и позволяющие определить 18 основных маршрутов ВСМ. В настоящее время выполнена первая часть этой программы...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Железные дороги играют ведущую роль в транспортной системе любой страны. К России это относится в полной мере, учитывая размер нашей территории. Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все секторы экономики, однако...

Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Ключевые слова: отдельная железнодорожная бригада, служба военных сообщений, заграждение железных дорог, восстановление железных дорог. События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда...

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

Ключевые слова: Владикавказская железная дорога, Армавир-Туапсинская железная дорога, Ставропольский край, строительство, железнодорожная станция «Благодарное».

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

За годы Великой Отечественной войны наш край претерпел значительные административно-территориальные преобразования.

Однако противник не собирался отдавать город без боя: у железнодорожного вокзала были сосредоточены около 300 машин с пехотой, артиллерией...

Проблемы развития железнодорожных узлов на современном...

Железнодорожный узел – пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, связанных соединительными ходами станций и раздельных пунктов, работающих во взаимодействии по единой технологии.

История железной дороги столицы Сибири

— Какую роль сыграл железнодорожный транспорт (Западно-Сибирская железная дорога) в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией? — Как архитектура города связана с железной дорогой?

Из истории железной дороги Бухары | Статья в журнале...

С целью укрепления своей власти, Российская империя начала расширять железнодорожные сети по всей Средней Азии. Эту работу колонизаторы выполняли поэтапно. В Бухарский эмират железная дорога была проведена в 1888 году...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны. Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны.

Перспективы развития высокоскоростного движения

В результате анализа транспортных связей были выделены крупные железнодорожные узлы, связывающие города страны и позволяющие определить 18 основных маршрутов ВСМ. В настоящее время выполнена первая часть этой программы...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Железные дороги играют ведущую роль в транспортной системе любой страны. К России это относится в полной мере, учитывая размер нашей территории. Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все секторы экономики, однако...

Задать вопрос