Библиографическое описание:

Минаев А. В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 201-205.



Вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию [7] потребовало серьезных преобразований механизма государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающего экономическую безопасность России и интересы российских предпринимателей. Устав ВТО серьезно ограничивает возможности государства, связанные с защитой своих интересов в сфере внешней торговли [8].

Механизм государственного регулирования представляет собой совокупность 2-х основных составляющих:

– Институты

– Формы, методы и инструменты

Первостепенной составляющей раскрываемого механизма является институциональная. Она включает:

  1. уполномоченные государственные органы
  2. негосударственные институты (могут участвовать в ряде случаев):

– союзы экспортеров и предпринимателей;

– торгово-промышленные палаты;

– уполномоченные органы иностранных государств

– международные организации посредством специального международного правового договорного механизма.

При этом следует заметить, что система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представлена тремя уровнями: федеральным, региональным (субъекты РФ), местным.

Вторая составляющая механизма государственного регулирования ВТД — функциональная — представлена инструментами, различными типами государственных мероприятий во внешнеторговой сфере [10].

Экономические инструменты включают инструменты, воздействующие через стоимостные показатели — таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, тарифных льгот.

Административные средства включают: квотирование, лицензирование, установление запретов, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандартов.

Применяемые инструменты в совокупности составляют метод государственного регулирования ВТД.

Основные методы регулирования ВТД:

– Таможенно-тарифное регулирование, в основе которого механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регламентируется таможенным законодательством данной страны;

– Нетарифное регулирование: метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта [10] насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы. Меры прямого ограничения, Таможенные и административные формальности, Прочие нетарифные методы [3].

Некоторые случаи применения нетарифных методов представлены ниже:

– различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;

– дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;

– защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

В свою очередь, цели применения таможенно-тарифного регулирования:

– регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности;

– для защиты внутреннего рынка РФ;

– стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

В результате применения таможенно-тарифного регулирования, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Необходимо отметить, что инструментарий государственного регулирования внешней торговли включает в себя помимо таможенно-тарифного и нетарифного методов и ряд дополнительных методов регулирования. Так, «вспомогательный» метод государственного регулирования — меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный метод нацелен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, таких, как:

– кредитование участников внешнеторговой деятельности;

– функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

– организация торговых выставок и ярмарок;

– проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;

– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, под механизмом государственного регулирования внешней торговли следует понимать совокупность институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях.

Схематично механизм государственного регулирования внешней торговли представлен на рис. 1.

В результате присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по реформированию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что выдвигает на повестку дня целый ряд правовых, финансовых, организационных и кадровых проблем, решение которых возможно только общими усилиями органов исполнительной власти, бизнес–ассоциаций и общественных организаций.

Анализ задач, связанных с подобными преобразованиями показал необходимость подготовки кадров, как среди государственных служащих, так и в предпринимательских кругах с учетом специфики участия в ВТО. Изучая актуальные проблемы, связанные с преобразованием механизма государственного регулирования в новых условиях, мы приходим к выводу о необходимости подготовки методической литературы для чиновников и предпринимателей. И те, и другие ощущают острый недостаток в справочной литературе, из которой они могли бы почерпнуть необходимые для практической работы сведения. Государственным органам предстоит организовать курсы повышения квалификации для работников, занимающихся вопросами торговой политики, с упором на содержание соглашений ВТО. Для предпринимателей должна быть развернута работа с целью разъяснения последствий присоединения, его выгод и угроз, а так же разработки мер по снижению рисков.

Очевидно, что и правительство РФ подчинит свое участие в ВТО обеспечению благоприятных условий для деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны. Исходя из этого, после вступления страны в ВТО, исполнительной власти предстоит организовать реализацию мер, направленных на достижение этой цели.

Рис. 1. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

Первый блок таких мер должен привести в соответствие законодательство РФ относительно принятых перед ВТО обязательств. Изменения требуют правовые нормы, касающиеся страховых услуг, в частности, повышения общей квоты иностранного капитала в страховом секторе услуг и разрешения открытия в стране филиалов иностранных страховых компаний. Законодательство в области оказания услуг связи потребуется дополнить положением об отмене лимита на участие иностранных поставщиков услуг в капитале телекоммуникационных компаний. Существует необходимость внесения дополнений в законодательные акты, об осуществлении прямых иностранных инвестиций в Россию, отменяющие нормативы, перечисленные в Соглашении ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер и трактуемые как количественные ограничения. Ожидается изменение в законы, регламентирующие порядок осуществления госзакупок (в случае принятия решения о присоединении к регулирующему их соглашению ВТО). Россия — как член ЕАЭС, который проводит единую торговую политику в отношении третьих стран, предстоит инициировать внесение в соглашения ЕАЭС положений, касающихся обеспечения транспарентности этой политики в формулировках, максимально близких к нормам ВТО. Существует необходимость приведения санитарных и фитосанитарных норм Евразийской экономической комиссии в соответствие с нормативными документами, основанными на международных стандартах и рекомендациях. Так же, как и технические регламенты и стандарты.

При разработке нормативных актов, все нормативные документы, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности должны публиковаться в официальных источниках и вступать в силу только после публикации. Проекты таких актов должны быть доступны предприятиям и частным лицам из стран–членов ВТО, с тем, чтобы они могли дать свои комментарии.

Вторым блоком, необходимо принять меры по созданию организационно–правовой инфраструктуры, обслуживающей нужды отечественных участников внешнеэкономической деятельности и их зарубежных партнеров. К необходимым элементам такой инфраструктуры относятся:

– информационные центры по вопросам технического регулирования, санитарной и фитосанитарной защиты, в которых можно получать необходимые сведения о действующих в стране и разрабатываемых нормах и правилах в упомянутых сферах;

– судебные, арбитражные или иные административные органы для обжалования действий властей, включая таможенные, связанных с применением различных мер регулирования торговли.

Третий блок мер — унификация российской статистической и финансовой отчетности.

И заключительный блок мер — должен обеспечить участие представителей правительства в текущей работе ВТО. Это необходимо потому, что Россия перешла в число полноправных членов этой организации, что дает ей возможность работать во всех межгосударственных органах ВТО на постоянной основе. Очевидно, что для эффективного участия в проводимых обсуждениях требуются квалифицированные кадры, свободно владеющие иностранными языками.

Специалисты видят необходимость в формировании аналитического центра (в составе Минэкономразвития России либо как аппарат Торгового представителя России в ВТО), для предварительной проработки проблем, обсуждаемых в ВТО.

Обозначенный перечень необходимых действий государственных органов по адаптации к членству в ВТО может расшириться, если Дохийский раунд ВТО введет в действие новые нормы и правила.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что сущность механизма государственного регулирования внешней торговли проявляется в применении совокупности институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Основными направлениями совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли в связи со вступлением в ВТО должен стать комплекс мер, состоящий из четырех блоков:

– приведение нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО;

– создание необходимых звеньев организационно–правовой инфраструктуры;

– унификация российской статистической и финансовой отчетности;

– участие представителей правительства РФ в текущей работе ВТО.

Реализация обозначенных направлений, в свою очередь, потребует соответствующей подготовки кадров и специальной методической документации.

Литература:

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: АСТ, 2012.
  2. Грошев, Д. А. Модернизация механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности России в процессе становления Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: автореф. дисс. — Ростов н/Д, 2012.
  3. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  4. Мировая экономика и международные отношения. / Под.ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенца. — М.: Магистр,2008. — 654 с.
  5. Оболенский Владимир Петрович Присоединение к ВТО: задачи переходного периода // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-k-vto-zadachi-perehodnogo-perioda
  6. Официальный сайт Центра экспертизы по вопросам ВТО http://www.wto.ru/
  7. Россия вступила в ВТО // INTERFAX.RU. URL: (дата обращения: 10.10.2016).
  8. Устав ВТО, Марракешское соглашение об учреждении ВТО // Рабочая Группа Комитета РСПП по интеграции в ВТО. URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?doc_id=3192&id=3667 (дата обращения: 08.10.2016).
  9. Петросян А. Д. Развитие методологии государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отраслях промышленности // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2012
  10. Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда. Внешняя торговля — М., 1994 г., № 4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle