Библиографическое описание:

Зотова А. А. О консульских привилегиях и иммунитетах // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 345-347.



В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы консульских привилегий и иммунитетов на основе анализа международно-правового и российского правового актов о консульских отношениях, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: привилегия, иммунитет, консульские учреждения, консульские должностные лица

Вопросам анализа отдельных вопросов консульского права, создания и функционирования консульских учреждений, о правовом положении персонала этих учреждений, о консульских привилегиях и иммунитетах, и возможных проблемах по их соблюдению посвящено немало публикаций [1], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.

Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [2, с. 486] к установлению экономических, торговых и гуманитарных связей между странами, а поэтому все большее значение и внимание привлекают к себе консульские учреждения.

Консульские учреждения представляют собой представительства зарубежных стран, которые функционируют в пределах консульского округа, определение которого происходит на основе взаимного согласия государств.

Среди функций консульских учреждений выделяют основные и специальные. Консульские учреждения выполняют следующие основные функции: информирование представляемого государства и граждан о стране прибивания; защита интересов представляемого государства, граждан и организаций, а также развитие дружественных связей.В специальных функциях консульских учреждений можно выделить: практическая помощь и консультирование граждан, которые находятся на территории консульского округа; учет граждан прибывших в страну пребывания; паспортно-визовая работа; выполнение функций органов ЗАГС; осуществление нотариальных действий [3, с. 278] и т. д.

С установлением дипломатических отношений возникают, как правило, и консульские отношения. При отсутствии дипломатических отношений, консульские учреждения создаются на основе специального соглашения между заинтересованными государствами. Прекращение дипломатических отношений не предусматривает за собой ликвидацию консульских учреждений.В соответствии со ст. 10 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года [4] глава консульского учреждения назначается государством представления и допускаются к осуществлению своих функций государством пребывания. Консул должен получить специальный документ, который называется консульский патент. Данный документ должен быть подписан либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства. На следующем этапе консульский патент по дипломатическим каналам направляется властям государства пребывания. Далее консул должен прибыть к властям государства пребывания для получения экзекватуры — согласия на исполнение консульских обязанностей и функций. Консульские экзекватуры могут выдаваться как в виде отдельного документа, либо просто в виде надписи на консульском патенте. В большинстве случаев экзекватура выдается внешнеполитическими ведомствами, однако это зависит от внутреннего законодательства государства пребывания. С момента выдачи экзекватуры консул может приступить к исполнению своих обязанностей.

Правовое положение дипломатических представительств и консульских учреждений, в том числе вопросы о консульских привилегиях и иммунитетах закреплены в международно-правовых актах — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [5] и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме признанных на международном уровне нормативно-правовых актов, вопрос о консульских учреждениях определяется в нормативно-правовых актах стран-участниц международных отношений.

Так, например, в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) действует Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», в котором определены правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов России, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ [6].

Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [7, с. 684] о консульских привилегиях и иммунитетах целесообразно определиться в содержании используемых терминов «привилегии» и «иммунитет».

Привилегии — это преимущества и льготы, которые предоставляются в силу обязанностей, исходящих из международно-правовых документов, а так же в порядке международной взаимности и вежливости [8].

Иммунитет — это освобождение консульских должностных лиц от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны в которой они прибывают [8].

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [9, с. 361]оконсульских привилегиях и иммунитетах.

Консульские привилегии и иммунитеты обладают рядом особенностей. Например, то, что они носят служебный характер, то есть в каждом отдельном случае требуется установить предусматривали ли действия консула служебный или его еще называют функциональный характер.Наличие служебного иммунитета говорит о том, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской ответственности, если его действия были связаны с выполнение служебных обязательств.В том случае если совершенное правонарушение не связано с исполнением служебных обязательств, то на основании п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановления судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений»[4].

Ряд вопросов возникает по причине того, что конкретный объем консульских привилегий и иммунитетов определяется двусторонними соглашениями между государствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разных странах различается. По этой причине возникает необходимость индивидуализации при изучении консульских вопросов в каждой отдельно взятой стране [10, с. 168].

Следующая привилегия касается неприкосновенности личности и жилища. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу»[4].

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты»[4].

Таким образом, в случае стихийного бедствия консульское согласие для вступления в помещение не требуется [11, с. 265].

Статья 33 Венской конвенции о консульских сношениях устанавливает иммунитет абсолютной неприкосновенности консульских документов и архивов в любое время и независимо от их местонахождения, секретность информации обеспечивает более эффективное и продуктивное осуществление консульской деятельности [4].

Кроме всего этого у консульских должностных лиц присутствуют налоговые льготы, так как они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. У данной привилегии есть и обратная сторона, так Венская конвенция о консульских сношениях запрещает консульским должностным лицам заниматься какой-либо коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если данное нарушение будет замечено, то согласно Венской конвенции о консульских сношениях они лишаются предусмотренных в ней иммунитетов и привилегий. Так же консульские служащие и должностные лица освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и сборов. При поездке или перелете личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, освобождается от досмотра, если отсутствуют серьезные основания полагать о ввозе и вывозе запрещенных предметов [12, с. 379].

Государство, в котором находятся консульские учреждения, обязано освобождать должностных консульских лиц и членов их семей от всех государственных и трудовых повинностей.

К консульским привилегиям так же относится освобождение от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. Кроме этого получение гражданства так же является добровольным решением должностных консульских лиц и членов их семей.

Не зависимо от привилегий и иммунитетов консульские учреждения, должностные лица и члены их семей обязаны уважать законы и правила государства, в котором они находятся, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Так же от них требуется соблюдение местных законов. Согласно Положению о Консульском учреждении РФ работники таких учреждений обязаны уважать традиции и обычаи государства пребывания. Консульские помещения должны использоваться только в целях, соответствующих выполнениям консульских функций [12, с. 151].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что привилегированное положение консульских должностных лиц является необходимым условием для эффективного осуществления своей деятельности. Право беспрепятственного взаимодействия со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц и другие привилегии и иммунитеты служат не только гарантиями успешной реализации деятельности консульских учреждений и должностных лиц, но и предоставляют собой акт официального уважения и признания государством пребывания суверенитета государства, представляющего на их территории консульство и их работников.

Также в ходе исследования консульских иммунитетов и привилегий, автором были отмечены некоторые проблемы, которые до сих пор вызывают затруднения и ряд вопросов. Это связано с тем, что в отличие от дипломатических иммунитетов и привилегий, консульские находят отражение не только в международно-правовых актах, но и в двухсторонних соглашениях между странами, и в нормативно-правовых актах самой страны, этот факт усложняет анализ объема и ограничений консульских привилегий и иммунитетов.

Литература:

  1. Алексиева, Б. Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: Дис. … канд. юрид. наук. — Москва, 2006. — 150 с.;
  2. Жадан, В. Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 486–491.
  3. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В. И. Международное право. — М. 1996. — 608 с.
  4. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121141/ (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения: 05.11.2016).
  6. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 267-ФЗ) «Консульский устав Российской Федерации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102228 (дата обращения: 10.10.2016).
  7. Жадан, В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 683–689.
  8. Суменков, С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. — 26 с.
  9. Жадан, В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 359–362.
  10. Бекяшев, С. П. Международное публичное право. — М.: Проспект, 2001. — 540 с.
  11. Бобылев, Г. В. Зубков, Н. Г. Основы консульской службы. — М.: Международные отношения, 1986. — 236 с.
  12. Фельтхэм, Р.Дж. Настольная книга дипломата. — Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 436 с.
  13. Дипломатическая служба. Учебник. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document11898/ (дата обращения: 05.11.2016);
  14. Искевич, И. С. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция» очной формы обучения / И. С. Искевич, А. В. Подольский. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. — 136 с.;
  15. Консульское право — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/7725 (дата обращения: 05.11.2016);
  16. Консульские учреждения — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studme.org/38172/pravo/konsulskie_uchrezhdeniya (дата обращения: 05.11.2016);
  17. Консульские привилегии и иммунитеты — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/mlee/56.htm (дата обращения: 05.11.2016);
  18. Консульские иммунитеты и привилегии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/konsulskie-immunitetyii-privilegii.html (дата обращения: 05.11.2016);
  19. Правовой статус консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lektsii.com/1–85740.html (дата обращения: 05.11.2016);
  20. Правовой статус консульских учреждений и консульских должностных лиц — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/international/00225278_0.html (дата обращения: 05.11.2016);
  21. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://isfic.info/mpra/intlow66.htm (дата обращения: 05.11.2016) и др.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle