Библиографическое описание:

Мансуров Р. Э., Плотников С. Л., Яцук К. В. Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 482-484.



The article deals with the phenomenon and the factors affecting the formation of cadet at it as a future officer. Identify key issues that affect the formation of professional competence of the navigator. It emphasizes the important aspects that affect the trainee in the learning process at the military academy.

Keywords: motivationmotivation, navigator, personal development, competence, identity

Мотива́ция (от лат. movere — побуждение к действию) -психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. [2, стр. 231]

Векторными для курсанта являются осмысленные личностно-значимые ориентиры на профессиональную субъектность (формируемая осмысленная ориентация) и на семейную идентичность наряду с гендерной идентичностью. Установка на профессиональную субъектность имеет два направления: на военную службу и на летную деятельность. Первые три года профессиональной подготовки курсантов проходят в условиях образовательной среды училища, где они осваивают теорию полетов и основы военной службы. Летную подготовку курсанты проходят на различных военных аэродромах во время летной практики.

Становление внутренних позиций мотивационных ориентиров у курсантов проходит по-разному и имеет специфические тенденции за счет динамики обретения профессиональной компетентности. Различие становления внутренней позиции обусловлено, с одной стороны, отличием сочетаний личностно-значимых векторов развития, с другой — особенностями профессиональной подготовки военного штурмана, его профессиональной культурой. Под профессиональной культурой условимся понимать потребность штурмана в постоянном росте знаний и совершенствовании умений для творческого обогащения своей личности и повышения летного мастерства с целью достижения наивысших результатов профессиональной деятельности, удовлетворяющих его духовным и социальным запросам, отвечающим нравственным принципам общества и интересам авиационного коллектива. [2, стр. 188]

Проблемой формирования учебно-профессиональной компетенции занимались такие исследователи как С. Н. Капустин [4], Рябикина З. И.[5], Медяникова Л. М. [6]

Исследований, посвященных проблеме развития внутренних субъектных и личностных регуляторов обретения курсантом профессиональной компетентности, в современной военной психологии относительно немного; cреди них можно особо отметить работу И. В. Сыромятникова. Солидаризируясь с И. В. Сыромятниковым, отмечавшим в своем исследовании, что «все более очевидной становится тенденция смещения акцента в оценке качества профессионального функционирования человека с исполнительских критериев к признанию приоритета активных, самостоятельных и ответственных действий, характеризующих субъектное отношение к труду, профессии, собственному профессионально-личностному развитию» [3, стр. 234], подчеркнем актуальность исследований внутренних личностных, субъектно-бытийных качеств курсантов, обусловливающих особенности становления позиции личности будущего военного штурмана. Указанные выше работы посвящены разрешению проблем формирующего влияния средовых факторов на обретение профессиональной компетентности военными.

Главной задачей курсанта является обретение учебно-профессиональной и собственно профессиональной компетентности. Существенными компонентами профессиональной компетентности курсанта являются летная компетентность и компетентность военнослужащего. Под профессиональной компетентностью курсанта понимается свойство его внутреннего мира, выражаемое в способности созидательно действовать, познавать мир, эффективно общаться. Обретение курсантом летной компетентности содержит изучение теории полетов и освоение основ летной деятельности, изучение и освоение норм военной службы. Учебно-профессиональная компетентность курсанта проявляется в способности обучения, освоения систем общения в среде военного училища, осуществлении военной службы, названной термином «профессиональная культура».

В учебно-профессиональной компетентности курсанта исследователями отмечается три компонента, в том числе:

– высокая социальная ответственность военнослужащего;

– развитые интеллектуальные способности штурмана;

– хорошее знание своего организма и свойств психики. [1]

Появление нового знания на основе прогностического образа предстоящих действий составляет психологическую основу готовности к принятию решения в проблемной или нестандартной ситуации: самосознание штурмана постоянно работает в режиме прогнозирования, конструируя в сознании то, что появится в ближайшем будущем. Следовательно, постоянное внимание и развитие свойств личности курсанта, способность находить новые способы решения задач, способность оперативно принимать решение о действиях в сложных ситуациях будут обеспечивать запас надежности действий будущего штурмана, его профессиональную бдительность.

Результаты оценки уровня профессиональной компетенции авиационного персонала характеризуют следующие свойства авиационного персонала: своевременное и адекватное восприятие информации, отражающей ситуации, негативно влияющие на безопасность полетов, выбор способа действий для их предотвращения; рациональное конструирование новых способов действий по восприятию информации и предотвращению ситуаций, негативно влияющих на безопасность полетов.

Особую роль в становлении профессиональной компетентности штурмана приобретает исследование особенностей становления и развития учебно-профессиональной компетентности курсантов. В начале периода обучения процесс формирования курсантами учебно-профессиональной компетентности лежит вне профессии штурмана, а направлен на обретение общих учебных знаний, умений, навыков. В ходе овладения теоретическими основами летной профессии происходит накопление отдельных знаний теории полетов и учебных способностей полетов, выработанных на тренажерах, формируются способности военно-профессиональной деятельности. Немаловажным является и то, что успешность обретения курсантами учебно-профессиональной компетентности во многом зависит и от удовлетворенности курсантами военной службой в училище.

Профессиональное становление в военном авиационном училище штурманов как сложный психолого-педагогический процесс решает следующие основные задачи:

– всестороннее развитие личности гражданина, защитника Отечества и будущего военного специалиста;

– формирование положительной профессиональной направленности;

– развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

– приобретение основных знаний по специальным дисциплинам;

– развитие навыков и умений по конкретной специальности;

– формирование основ профессионально важных качеств личности штурмана.

В ходе профессионального становления курсант проходит через всю систему психологического обеспечения боевой подготовки личного состава в соответствии с его предназначением. Включение курсанта в разнообразные виды деятельности, имеющие целью оказать влияние на обретение профессионально важных качеств будущего штурмана, норм поведения и индивидуальных способов выполнения обязанностей военной службы оказывает влияние как на обретение курсантами профессиональной летной и военной компетентности, так на формирование его внутренней позиции.

В обретении курсантом учебно-профессиональной компетентности нами выделено два аспекта в их единстве: обретение профессионализма и развитие свойств личности.

Таким образом, профессиональная подготовка курсантов имеет специфические проблемы. Наибольший удельный вес имеют проблемы обретения профессиональной компетентности и развития позиции личности курсантов. Следующими в этой иерархии являются проблемы возрастного развития. Завершает список проблема становления курсанта как военнослужащего, субъекта военной летной деятельности.

Литература:

  1. Адлер А. Наука жить — Киев. 1997 г. — 188 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е под редакцией С. А. Кузнецова — СПб. 1998 г. — 231 с.
  3. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектностиофицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. 1996 г. — 234 с.
  4. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. — Москва. 2004. — 292 с.
  5. Рябикина З. И. Интерпретация профессиональной идентичности и профессионального роста личности с позиций субъектно-бытийного подхода — Краснодар. 2014–5 с.
  6. Медяникова Л. М. Оценка формирования и развития переключения и распределения внимания у будущих военных летчиков — Краснодар. 2014–134 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle