Библиографическое описание:

Касьянова Т. Н., Ильина И. В. Современные формы финансового обеспечения аграрного бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 184-186.



Подведены краткие итоги участия Орловской области в ВТО и дана оценка финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в новых условиях.

Ключевые слова: Орловская область, сельскохозяйственные организации, финансовые потребности, государственная поддержка, целевое финансирование

Хозяйственная (текущая) деятельность — это совокупность разновидностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП). Существование таких потребностей для работающего предприятия носит постоянный характер. Финансовая «идеология» раздела финансирования текущей деятельности нова не только для российской экономической литературы, но и для зарубежной. Пионерами же этого подхода по праву считаются французские ученые И. Фрашон, Ж. Романе, Б. Менье-Роше.

В условиях усложнения взаимоотношений с зарубежными партнерами и возрастающих потребностей в импортозамещении возникает необходимость в дополнительных источниках финансирования организаций. Отсюда логически следует, что высоко востребованы эффективные модели и инструменты, направленные на тактическое управление финансами любой компании.

Актуальность темы исследования определяется условиями нестабильной рыночной экономики, в которых риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, что приводит к потребности поиска внутренних резервов и возможностей повышения деловой активности.

В настоящее время, рассматривая внутреннее состояние аграрных проблем, нельзя сбрасывать со счетов новые условия, которые обусловлены вступление России в ВТО, формированием Евразийского экономического союза. Все эти последние изменения внесли свои поправки в финансирование сельского хозяйства.

Приняты ряд законодательных актов в сфере экономической деятельности аграрного сектора, в том числе по вопросам страхования, финансового оздоровления, налогообложения, а также по вопросам земельных отношений, функционирования различных форм хозяйствования [Серков А. Ф.]. Многие авторы отмечают позитивные сдвиги в области АПК, объясняя это результатами реализации государственных мер.

Вопросы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и, более того эффективность использования средств целевого финансирования продолжают находиться в центре внимания ученых, так как функционирование сельского хозяйства в условиях членства в ВТО делает эту проблему еще более актуальной.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что размер средств из бюджета в 2015г. по сравнению с 2013г. увеличился на 4,9 %. В основном рост бюджетной поддержки связан с увеличением инвестиционных кредитов на 23,1 %. В структуре целевого финансирования именно субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением % ставки по кредитам занимает 64,6 %. Следует отметить, что в 2015г. «заработала» в регионе Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020гг», в рамках реализации которой выделено 9 млн. руб.Средства, выделяемые на государственную поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства, сократились в 2015г. по сравнению с 2013г. на 45,3 %. В основном это связано с прекращением субсидирования на возмещение части затрат в связи с удорожанием кормов, на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства.

Таблица 1

Состав иструктура средств целевого финансирования сельскохозяйственных организаций Орловской области

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Сумма, млн. руб.

в% китогу

Сумма, млн. руб.

в% китогу

Сумма, млн. руб.

в% китогу

Государственная поддержка программ имероприятий по развитию растениеводства— всего

523,4

23,9

511,5

22,3

612,5

26,7

в т. ч. субсидии на поддержку элитного семеноводства

7,1

0,3

4,7

0,2

35,5

1,5

в т. ч. зерновые и зернобобовые

4,8

0,2

2,0

х

22,6

1,0

Субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии в области растениеводства

91,5

4,2

104,2

4,5

228,7

10,0

в т. ч. зерновые

52,2

2,4

73,6

3,2

157,4

6,9

Субсидии на возмещение части затрат на закладку, уход и раскорчевку многолетних насаждений

0,9

х

2,3

х

2,9

0,1

Субсидии на софинансирование расходных обязательств на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства

424,0

19,4

400,3

17,4

345,3

15,1

Государственная поддержка программ имероприятий по развитию животноводства— всего

332,3

15,2

163,2

7,1

181,8

7,9

в т. ч. субсидии на поддержку племенного животноводства

68,9

3,2

62,5

2,7

75,9

3,3

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства

35,8

1,6

х

х

х

х

Субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части затрат на 1 л реализованного молока

102,8

4,7

94,0

4,1

101,6

4,4

Субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии в области животноводства

2,9

0,1

2,0

х

4,1

0,2

Субсидии на возмещение части затрат в связи с удорожанием кормов

121,7

5,6

4,8

0,2

х

х

Субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных свозмещением% ставки по инвестиционным кредитам

946,7

43,3

1430,0

62,3

1165,5

50,8

Субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением % ставки по кредитам, взятыми малыми формами хозяйствования

х

х

х

х

5,7

0,2

Субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением % ставки по краткосрочным кредитам

382,6

17,6

188,6

8,2

311,4

13,6

Итого субсидий

2185,0

100

2293,4

99,9

2277,0

99,3

Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020гг»

х

х

х

х

9,0

0,4

Прочие субсидии

х

х

2,0

0,1

6,3

0,3

Всего

2185,0

100

2295,4

100

2292,3

100

Среди приоритетов развития сельского хозяйства ученые называют разработку новых механизмов господдержки аграрного сектора в рамках ВТО. В настоящее время объем субсидий, выделяемых регионам, зависит от обрабатываемой площади, производимой продукции, биоклиматических и почвенных условий. Ставка субсидий на один гектар посевной площади индивидуален для всех товаропроизводителей и для отдельных районов. Однако современная ситуация требует дальнейшего совершенствования имеющихся методик господдержки.

Литература:

  1. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Источники финансирования производственной деятельности зерновых хозяйств. //Аграрная Россия — 2012г. — № 5 — с.16–20.
  2. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Оценка взаимосвязи валовой добавленной стоимости с эффективностью аграрного производства. //Аграрная Россия — 2012г. — № 9 — с.29–31.
  3. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Концептуальный подход к аналитическому исследованию капитала организаций. // Экономический анализ: теория и практика.- 2014.- № 48. с.38–43.
  4. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам. // Аграрная Россия -2015.- № 5.- с.32–36.
  5. Сидоренко О. В., Ильина И. В. Обеспечение инвестиционно-инновационного развития зерновой отрасли. //Наука и жизнь Казахстана — 2012г. -№ 1- с.227–233.
  6. Серков А. Ф. Аграрная политика: вызовы и перспективы. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 1. С.2–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle