Библиографическое описание:

Муртозаев М. З. Вопросы модернизации процесса подготовки высококвалифицированных учителей трудового обучения // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 484-486.



В условиях развития рыночных отношений, в любой области, будь то производственная сфера, сфера обслуживания или образования, подготовка высококвалифицированных, обладающих широким мировоззрением кадров даёт положительные результаты. Особенно остро в сфере образования стоит вопрос подготовки высококвалифицированных учителей трудового обучения [1, 2].

Среди дисциплин, формирующих общее трудовые навыки у подрастающего поколения, в частности у учащихся 5-9 класса общеобразовательных школ, технология или трудовое обучение является исчерпывающим звеном между наукой и производством, что способствует правильному выбору профессии в будущем.

Трудовое обучение включено в программу общеобразовательных школ наряду с естественными и прикладными дисциплинами, т.к. в какой бы отрасли народного хозяйства выпускники не работали, знания по данной дисциплине для них будут определенным подспорьем.

В связи с этим высшее учебное заведение, готовящее учителей трудового обучения, должно совершенствоваться в целях повышения уровня выпускников. До настоящего времени в процессе трудового обучения в основном делался упор на обучение технологиям создания готовой продукции из таких материалов, как дерево, металл, пластмасса, почва, швейные изделия и пищевые продукты.

Для успешного проведения всех видов занятий, учитель трудового обучения должен знать методы обработки вышеуказанных материалов и обладать навыками их использования. Это значит, что современный учитель технологии или трудового обучения должен обладать глубокими знаниями о вышеуказанных материалах и продукции, а также об обрабатывающих инструментах, станках.

Из этого следует, что вузы, подготавливающие учителей трудового обучения, должны привести учебные планы 4-летнего обучения бакалавриата в соответствие с требованиями средних общеобразовательных школ.

Для модернизации процесса подготовки учителей трудового обучения должны быть выполнены основные задачи, охватывающие процесс подготовки. Это, прежде всего, касается модернизации организационно-методологического процесса, учебного процесса и процесса формирования учителей трудового обучения. Для решения первого пункта необходимо, прежде всего, создание нового, оптимального учебного плана.

Для выполнения выделенных задач, в учебные планы должны быть внесены изменения, соответствующие современным требованиям, и позволяющие поднять уровень подготовки учителей трудового обучения.

Научный анализ действующих учебных планов по подготовке учителей трудового обучения подтверждает, что они уже устарели, так как основаны на старых методах и критериях. Соответственно, по ним уже невозможно в течение 4-х лет подготовить высококвалифицированных учителей. В частности, в них уделяется много внимания теоретическим вопросам, почти нет связи с действительными процессами и требованиями трудового обучения в средней школе [3].

В соответствии с этим, учебные планы для 4-годичного бакалавра по трудовому обучению должны быть пересмотрены в соответствии с требованиями средних школ. Необходимо учитывать и тот факт, что учитель трудового обучения – это творческая личность, мастер практического, творческого труда. Нужно пересмотреть в учебных планах соответствие основных и вспомогательных дисциплин.

Содержание действующих учебных планов направлено на подготовку инженера – педагога, учителя машиноведения, учителя общетехнических дисциплин и т.д. На наш взгляд, перечень вышеуказанных специальностей нужно сократить или обобщить с учетом современных требований подготовки кадров [4].

Для полного выполнения вышеуказанных условий, необходимо занести в учебные планы по подготовке учителей трудового обучения дополнительные дисциплины, изменить их содержание согласно современным требованиям, которые позволяют дать обучающему мастеру знания, навыки и высокое мастерство.

Всем известно, что основную часть учебных планов составляют дисциплины трудового обучения и вспомогательные дисциплины. Для обобщения вышеизложенного мнения, по вопросу разработки учебных планов по подготовке учителей трудового обучения мы могли бы рекомендовать следующее:

— вместо дисциплины «Материаловедение и технологии конструкционных материалов» поставить дисциплину «Составные основы материалов и пищевых изделий», содержащую сведения о пищевой продукции, материалах, почвах, тканях, древесине, пластмассе и металлах.

— дисциплину «Обработка материалов резанием, инструменты и станки» заменить на «Основы обработки пищевых изделий и материалов». Также целесообразно было бы ввести дисциплину «Экономика и управление сервиса и производства».

— дисциплины, входящие в курс «Машиноведения», т.е. «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов машин», «Детали машин», «Гидравлика», «Теплотехника», надо обобщить, приблизить к школьному курсу и назвать «Основы прикладной механики и трудового обучения». На наш взгляд, это более подходит практическому курсу трудового обучения. Рекомендуется изучение вышеуказанных дисциплин в течение первого или второго семестров II курса..

В учебной план можно также ввести и такие дисциплины как «Технология ремонтных работ», «Практика выполнения коммунальных работ», «Практика использования воды и газа» и т.д., которые способствуют профессиональной подготовленности будущих учителей трудового обучения.

В целях улучшения учебно-воспитательного процесса, необходимо дополнить учебные программы специальных дисциплин материалами по применению современных инновационных технологий, новыми методами и формами проведения занятий.

Для оптимизации процесса подготовки будущих учителей трудового обучения, нужно разработать специальную методику, обеспечивающую получение, определение и обоснование таких качественных и количественных показателей, как содержание и объем учебного материала, время и интенсивность изложения, продолжительность и последовательность изложения и т.д.

Используя математический аппарат и информационные методы переработки большого объёма изложенного материала, можно получить выборку критериев, учитывающую динамику усвоения материала «сильными» и «слабыми» обучающимися.

В процессе составления целевого учебного плана, надо учитывать все детали — содержание дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, время проведения, срок проведения, объём учебного материала, учебное календарное время, минимальная продолжительность учебных занятий, действительный расход учебного времени и другие стороны, касающиеся информационного обмена профессионального обучения.

Создание целевого плана предусматривает обеспечение связи между временем для каждого занятия и оптимальной последовательностью учебного материала. Для определения и выбора оптимальных показателей профессиональной подготовки высококвалифицированных учителей трудового обучения необходимо определить количественные и качественные дозы объёма учебного материала. Итак, для профессиональной подготовки нами разработаны методы получения показателей объема учебного времени и объемной дозы учебного материала и это даёт нам ключ для создания целевого плана, предусматривающего обеспечение связи между временем каждого занятия и оптимальной последовательностью учебного материала.

Выпускники высших учебных заведений, будучи в дальнейшем учителями трудового обучения, также могут в процессе своей деятельности столкнуться с проблемами формирования у молодого поколения навыков и квалификаций социального, экономического, экологического и предпринимательского характера. Это значит, что кроме профессиональной подготовки, нужно также формировать соответствующие навыки, требующиеся в условиях развития современных передовых технологий, касающихся деятельности по формированию социальных, экономических, экологических, предпринимательских, способностей у будущих специалистов.

Однако разрешение поставленных задач — дело сложное, поскольку современное состояние процесса подготовки учителей трудового обучения не соответствует требованиям сегодняшнего дня и, в частности, современным требованиям интенсивности развития общества, которое требует повышения опыта, навыков и квалификации учителей трудового обучения. Для этого придется найти оптимальное решение проблемы. Каким путем формировать навыки и квалификации у обучаемых? В качестве решения может выступить ввод в учебные планы дисциплин, охватывающих необходимые компетенции. Однако в этом случае увеличится объем учебного плана, ограниченный сроком подготовки учителей трудового обучения.

Поэтому во время рассмотрения организационной методологии процесса подготовки сначала выбирается обобщенной критерий, охватывающий все принципы подготовки полноценного учителя трудового обучения. На этой основе разрабатываются остальные критерии системы. В рамках основного обобщенного критерия оптимизации процесса подготовки нужно разработать усовершенствованные учебные программы, осваиваемые в течение всего учебного процесса.Для осуществления процесса формирования придётся выполнить важную работу, разработать блоки дисциплин учебных планов, которые считаются главным регулятором учебного процесса, ввести материалы и дисциплины, учитывающие навыки и квалификации, необходимые для полноценной подготовки современного специалиста. При выполнении всех условий, дисциплины можно распределить оптимально, на основе анализа.

В процессе работы должны учитываться сроки подготовки будущих учителей трудового обучения. Осуществление вышеуказанной задачи не должно спровоцировать изменение всех этапов сроков подготовки, а также не должно мешать усвоению социального и профессионального аспектов подготовки, считающихся основой процесса.

Для определения показателей параметров оптимизации процесса формирования требуемых навыков и квалификаций у будущих учителей трудового обучения, мы используем математический аппарат, анализирующий процесс усвоения материала обучаемыми. Видно, что процесс формирования требуемых навыков и квалификаций у будущих учителей трудового обучения осуществляется обоснованных изменений целевого учебного плана, тем учебных программ, перечня дисциплин на основе переработки опытных данных, полученных от преподавателей и экспертов.

Литература:

  1. Муртозаев М.З., Ахмедова Г, Нодиров Х. Экономические аспекты оптимизации системы подготовки высококвалифицированных кадров // Интеграция евразийского геополитического пространства: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск. – 2007. - 155 с.
  2. Муртозаев М.З., Юсупов К., Рахматов В. Системный подход к определению практической значимости учебной дисциплины // «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития». Материалы VI Международной конференции. г. Минск, 2-3 октября 2008 г. – 130 с.
  3. Муртозаев М.З. О сегодняшнем состоянии учебных планов подготовки учителей трудового обучения: проблемы и решения // IV Международная научно-практическая конференция «Наука и практика: проблемы, идеи, инновации». Сборник материалов. Конференция Камской государственной инженерно-экономической академии, г. Чистополь. 2009 г. 269-270 с.
  4. Беспалько В.П. Как улучшить подготовку учителей труда. Школа и производство. №11. – 1991 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle