Библиографическое описание:

Хорошавина В. В., Замятина Н. Н. Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий, краткосрочный) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 542-544.



Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной.

Что такое патриотизм?» В разные времена пытались дать определение многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с воспитания чувства привязанности к семье, родному детскому саду, родной улице, городу — тому, с чего начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Фактор наличия отклонений в развитии у детей группы ОНР, проявляющейся в разной степени, заставляет нас особо внимательно отнестись к работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи каждого ребёнка. Это послужило поводом создания данного проекта. У детей, с тяжёлыми речевыми нарушениями отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объёма памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий. Многим из них присуще недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Дети, имеющие ОНР, легче усваивают материал, представленный наглядно. Исходя из особенностей развития дошкольников с ОНР, можно сделать вывод, что для них необходима специально организованная деятельность по ознакомлению с родным городом под руководством взрослого.

Цель проекта: Знакомство детей с родным городом

Задачи:

1. Накапливать социальный опыт жизни детей в своем городе.

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, о знаменитых земляках.

3. Формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям к жизни города, создать условия для активного приобщения детей к социальной действительности.

4. Воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

5. Учить отвечать на вопросы полным ответом, используя в речи новые слова, связанные с историей и жизнью города.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, имеющие ОНР, воспитатели группы, родители воспитанников, специалисты ДОУ.

Реализация проекта.

Раздел программы

Формы иметоды работы

Игровая деятельность

Развивающие игры и упражнения: «Где находится памятник», «Узнай по описанию», «Знатоки Северодвинска», «Кто подберёт больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Все ли верно? Докажи!», «Северодвинские загадки», «Лото: сколько чего?», «Найди нужное», «Профессии города», «Графический диктант», «Найди ошибку», «Кто быстрее?», «Что это?».

Творческие задания: «Мой дом», «Улицы города», «Город Северодвинск»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Театр», «Путешествия по городу», «Школа», «Детский сад», «Строительство» и др.

Театрализованная деятельность «В театре», «Морская игра». «Играем в профессии», «Во дворе», обыгрывание Э. Мошковская «Весёлый магазин», настольный театр «Кто в домике живёт?»

Познавательно- — речевое развитие

Беседы, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, занятия. (перспективное планирование см. в приложении)

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение и обсуждение стихов А. Рязанцева, Г. Заикин «Город северный наш», В. Матвеев «Родина — Россия», В. Семерн «Север, Север…», Г. Бездольный «Возле моря Белого», в. Куляков «Северная Двина», Н. Соснин «Мы живём на севере», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Милиционер», Б. Житков «Что я видел» (фрагменты), М. Пожарова «Маляры», С. Маршак «Почта», Д. Родари в пер. С. Маршака «Чем пахнут ремёсла?», К. Ушинский «Булочник», С. Баруздин «Кто построил этот дом?», «Архитектор», «Каменщик», «Маляр», «Плотник», В. Маяковский «Это рабочий», «Кем быть?»,В. Осеева «Своими руками», А. Барто «Славься наша Родина», К. Ушинский «Как строят дома», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», С. Маршак «Почта», И. Туричин «Человек заболел», Катерина, Нефёдова «Дом. Какой он?», Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?», В. П. Гудимов «Тематические загадки».

Заучивание стихотворения Е. Лысцова, Л. Пенкина «Мой город».

Чтение отрывков, очерков о первостроителях города.

Продуктивная деятельность.

Рисование: «Мой дом», «Улицы города», «Театр», «У моря Белого студёного», «Золотая осень в городе», «Нарядная ёлка в нашем зале», «Город моряков», «Дом моей мечты»

Аппликация: «Театр», «Дома бывают разные», «Город будущего», «У моря Белого студёного» (нетрадиционные техника»)

Проекты: «Улица нашего города», «Стройка»

Акция: «Самый зелёный город»

Конструирование и ручной труд: «Разные дома», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Моряки», «Деревья» (крученая фольга), «Северная звезда» (изонить)

Музыкальное развитие

«Если с другом вышел в путь…» (Муз. В. Шаинского)

«Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)

Работа с родителями

– Беседы о важности данной проблемы.

– Анкетирование «Мой город Северодвинск».

– Папка — передвижка «С чего начинается Родина?».

– Фотовыставка «Мои любимые места».

– Совместное изготовление родителями и детьми группы книги «Я живу в городе Северодвинске».

– «Вечер воспоминаний» (рассказы родителей, бабушек и дедушек о строительстве города, о своей работе).

– Участие родителей в обогащении предметно — развивающей среды группы по данной теме.

– Озеленение участка детского сада, оснащение его постройками.

– Клуб выходного дня «Поход на берег моря», «В музей».

Ознакомление детей с родным городом проводилось по следующим этапам познания:

– дом,

– улица,

– микрорайон,

– город.

На каждый месяц нами был составлен перспективный план по этапам работы, предусматривающий включение всех видов деятельности дошкольников. Особое внимание уделялось обогащению и расширению знаний детей о родном городе, через специально организованную деятельность: занятия («Северодвинск — город Севера», «Наша улица», «Как нам транспорт помогает?», «Кто построил этот дом?» и т. д.); экскурсии (в городской краеведческий музей, на стройку, к памятнику); целевые прогулки (школьный парк, к светофору, по улицам города, на автостоянку, к морю); наблюдения (за природой северного края, транспортом, жителями города, птицами и т. д.). Полученные знания закреплялись через игровую деятельность (сюжетно-ролевые и дидактические игры), театрализованную деятельность (обыгрывание сказок), а также продуктивную, специально-организованную и самостоятельную деятельность детей (рисование «Дом моей мечты», «Улицы города» и другие, аппликация «Театр», «Город будущего», конструирование «Транспорт», «Моряки» и т. д.).

Особый интерес у детей и наибольший эмоциональный отклик вызвали экскурсии в музей, ателье, магазин, на почту (место работы родительницы), в ходе которых дошкольники могут наиболее близко познакомиться с представителями разных профессий, их действиями, орудиями труда.

Свои впечатления дети отражали в играх, которые организовывали в вечернее время. В группе мальчики развёртывали строительство новых домов: на машинах подвозили кирпичи, подъёмные краны, строили дома; работали на военном корабле моряками. Девочки отдавали предпочтение таким играм, как «Магазин», «Почта», «Дом», «Детский сад» и др.

Для того, чтобы знания у детей были глубокими и прочными, мы обратились за помощью к родителям, которым объяснили значимость работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос в беседе с ребёнком, рассказы их бывают сложны, перенасыщены специальными терминами, подробностями (не адаптированными к возрасту ребёнка), поэтому мы оформили для родителей папку — передвижку «С чего начинается Родина?». Выдумку и находчивость проявили родители при совместном изготовлении с детьми книги на тему «Я живу в городе Северодвинске». Особую доверительно-тёплую обстановку создал «Вечер воспоминаний», на котором за чашкой чая родители, бабушки и дедушки делились воспоминаниями о строительстве города. Оформленная нами фотовыставка «Мои любимые места» вызвала бурное обсуждение у родителей и детей группы любимых мест города.

Таким образом, ознакомление с родным городом с помощью разнообразных видов деятельности позволило создать разнообразную неповторимую среду, которая действовала на воображение и формировала индивидуальное отношение ребёнка к малой Родине — городу Северодвинску. Благодаря проведённой работе ребёнок не только познавал свой город, но и откликался на события окружающего мира (праздники, культурные мероприятия), выражал своё отношение к ним.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle