Библиографическое описание:

Ильина В. А. Планирование себестоимости продукции, работ, услуг // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 180-182.



Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Отражая процессы производства, обращения и распределения, она выступает одним из основных показателей деятельности предприятия так как, в ней отражаются результаты производственного процесса, его достижения и имеющиеся резервы [1].

Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию.

Сущность себестоимости определяется рядом экономических принципов:

‒ связь с осуществляемой предпринимательской деятельностью. Сущность этого принципа заключается в том, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессами производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводительных расходов;

‒ разделение текущих и единовременных затрат. К текущим затратам относятся расходы производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К единовременным затратам относятся расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие затраты посредством начисления амортизации (износа) [2];

‒ допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — принцип начисления. Согласно ему, факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

‒ допущение имущественной обособленности предприятия.

Планирование себестоимости продукции (работ, услуг) является составной частью комплексного плана предприятия, разрабатываемого им самостоятельно на основе договоров с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками материально — технических ресурсов.

Задачами планирования себестоимости являются:

‒ определение общей стоимости потребляемых в производстве ресурсов и выявление эффективности их использования, выражаемой в показателях материалоемкости, зарплатоемкости, фондозатратности (через затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов), а также совокупных затрат на один рубль производимой продукции (работ, услуг);

‒ исчисление плановой себестоимости производимой продукции (работ, услуг) и изыскание путей и способов повышения ее рентабельности и роста прибыли;

‒ определение общих размеров прибыли и возможностей производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов работников, исходя из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия [3];

‒ организация внутрипроизводственного хозрасчета структурных подразделений предприятия.

Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам. Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен. Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск.

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции. Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

3. Плановые калькуляции отдельных изделий.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке. Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т. е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т. е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых [4]; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Анализ себестоимости продукции и ее планирование имеет исключительно важное значение. Оно позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции, выявить риски производственно-хозяйственной деятельности [5–7] и разработать меры по управлению рисками [8].

Планирование себестоимости продукции дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат планирования позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо проводить планирование, направленное на сокращение затрат производства.

Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.

Литература:

  1. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Модель управления затратами в филиалах-шахтах угольной компании. Новокузнецк, 2005. 49 с.
  2. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Формирование затрат на простое воспроизводство производственных мощностей угледобывающих предприятий // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2015. № 2. С.172–176.
  3. Черникова О. П., Гостинцев З. А. Пути повышения внутренней мотивации работников горного предприятия // Ключевые аспекты научной деятельности — 2014. Труды Х Международной научно-практической конференции. 2014. С.78–81.
  4. Тюфякова О. П. Разработка алгоритма своевременного воспроизводства очистного фронта и пути его реализации // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции. 2002. С.69–73.
  5. Черникова О. П. Факторы производственного риска угольной шахты // Современные тенденции в науке: новый взгляд. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2011. С.150–151.
  6. Зубкова О. А., Тюфякова О. П. Операционный леверидж как инструмент принятия управленческих решений // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. Под общей редакцией В. Н. Фрянова. 2007. С.27–30.
  7. Черникова О. П. Методика расчета показателей операционного рычага для управления производственным риском промышленного предприятия // Sciencetime. 2015. № 8 (20). С.239–245.
  8. Черникова О. П. Управление производственным риском угольной шахты // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С.147–149.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle