Библиографическое описание:

Пирожниченко И. Законодательные нововведения по системе закупок для бюджетных и автономных государственных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №23.1. — С. 45-47.



Основной отличительной доминантой в характеристике статуса автономного учреждения является сама его автономия. Самостоятельность деятельности учреждения выражается в возможности распоряжаться заработанными средствами, доходами, и приобретенным на них имуществом, открывать счета в банках, получать кредиты. Автономные учреждения осуществляют не только функции государственного учреждения. Они осуществляют деятельность, связанную с выполнением общественно значимых задач. Финансовые ресурсы автономного учреждения представляются оперативным управлением имуществом в виде государственной (муниципальной) собственности.

Бюджетным учреждениям принадлежит меньший объем вещных прав в отношении имущества. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации аналогично ситуация складывается и с недвижимым имуществом.

Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что ни бюджетное, ни автономное учреждение не имеют права отказаться от выполнения государственного задания. В то же время учредитель не может произвольно уменьшить объем субсидии на его финансовое обеспечение. Уменьшение объема субсидии возможно только при соответствующем изменении государственного задания. [1]

Важнейшее направление реформы бюджетного сектора - переход к конкурентным принципам распределения бюджетных средств. При этом сохранение различий в правовом статусе автономных и бюджетных учреждений должно выступать одним из главных стимулов повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Правовое различие типов государственных учреждений должно выражаться в балансе прав и ответственности учреждения. Более высокая степень свободы в финансово-хозяйственной деятельности должна сопровождаться большей ответственностью за принятые хозяйственные решения. [2]

Пока в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствует четкая регламентация процедур закупок. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с собственными положениями о закупке. [3] Это позволяет государственным органам выводить закупки за счет бюджетных средств из-под сложных конкурентных процедур Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем предоставления субсидий автономным учреждениям. [4] Эта норма распространяется на субсидии (гранты), предоставляемые на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное. Подобная возможность является своего рода мотивацией к автономии.

В настоящее время автономные учреждения должны руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» только в одном случае: когда им выделены средства из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Во всех остальных случаях они применяют нормы Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Самостоятельно устанавливают порядок закупки любым способом, не только аукционом или конкурсом.

Минэкономразвития считает главной проблемой исполнения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» низкую конкурентность закупок. В связи с тем, что в законе не прописаны требования к способам закупки, это приводит к отрицательным последствиям – слишком большому многообразию закупок, что затрудняет обеспечение прозрачности и справедливости процедур.

Еще одной проблемой Минэкономразвития называет расхождение информации о закупках и о заключенных договорах. На практике иногда происходит так, что не все закупки доходят до стадии внесения сведений о них в реестр договоров. Например, из-за недостоверности информации, содержащейся в ежемесячной отчетности о заключенных договорах. В отчетности могут иметь место ошибки, в связи с чем, общая сумма договоров существенно занижается.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик имеет право не размещать в единой информационной системе сведения о закупках стоимостью менее 100 (500) тыс. руб. Данные сведения заказчики могут не вносить и в реестр договоров. Но в ежемесячной отчетности их отражать необходимо. Отсюда и возникает расхождение публикуемой информации. [5]

С 1 января 2017 года нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предполагается распространить и на автономные учреждения. Государственные предприятия обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом. Исключение составят закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки для привлечения третьих лиц к исполнению большинства контрактов, по которым предприятие является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных».

Итак, с начала следующего года автономным учреждениям при осуществлении закупок предстоит руководствоваться Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: проводить все свои закупки в рамках контрактной системы. Исключений предусмотрено только два: закупки за счет грантов и в целях исполнения обязательств по контракту в случае привлечения иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

Положения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» можно будет применять только при закупках за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также при закупках для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому учреждение является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС).

Следует учитывать, что изменение организационно-правовой формы заказчика не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены в соответствии с нормами того закона, на основании которого размещены [6].

Разработанные требования могут поставить автономные учреждения в более жесткие условия. Более строгие, чем существующий механизм закупочной деятельности бюджетных учреждений.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» у бюджетных учреждений имеется основание для неприменения законодательства о контрактной системе – закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Вышеописанные нововведения будут действовать в случае осуществления автономным учреждением закупок за счет бюджетных средств, что приравняет автономное учреждение к бюджетному. Автономные и бюджетные учреждения в таком случае будут действовать по однообразным правилам. Хочется надеяться, что соблюдение этого условия позволит повысить уровень конкуренции при осуществлении закупок, снизив коррупцию [7].

Подводя итог сказанному, необходимо заметить, что законодательство о контрактной системе устанавливает снисхождения для закупочной деятельности бюджетных учреждений. Все закупки за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также за счет средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, бюджетное учреждение должно осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки за счет грантов, приносящей доход деятельности, а также закупки услуг соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам возможно проводить по Федеральному закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» но при соблюдении обязательного условия о наличии правового акта (положения) о закупках.

Предложенные поправки преследуют целью устранение существующих проблем при исполнении Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», радикально меняют прежний механизм для заказчиков. Новый закон вводит обязательные требования проведения закупочных процедур, информационную открытость закупок. Устанавливается перечень способов закупки, запрет на применение «иных способов». Станут применяться закрытые процедуры при конкурентных закупках. Все конкурентные закупки заказчик проводит в электронной форме. Появляются требования к заполнению ежемесячных отчетов. Добавляются основания для обжалования. Уточнение требований к размещению информации о результатах закупки позволит повысить достоверность публикуемых сведений.

Только с применением нового законодательства на практике учреждение сможет решить для себя, выгодно ли ему становиться автономным, готово ли оно к подобной самостоятельности.

Литература:

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) // Электронный ресурс Консультант Плюс
  2. Богачева О.В., Феоктистова О.А Совершенствование статуса государственных учреждений // Бюджетный учет. 2013. №6. С. 12-18.
  3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. №30 (ч.1). Ст. 4571.
  4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2013. №14. Ст. 1652.
  5. Зайцева Г. Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 6.С. 66-75.
  6. Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 № Д28и-181 // Электронный ресурс ГАРАНТ
  7. Горовцова Маргарита: Автономные учреждения могут начать работать по Закону № 44-ФЗ // Портал РФ Государственный финансовый контроль

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle