Библиографическое описание:

Бондина Н. А., Юдина М. А. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 12-15.



В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие и сотрудничество родителей и педагогов, дошкольная образовательная организация, дети с ОВЗ.

Искусство воспитания имеет одну особенность:

всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким.

И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания,

тем легче оно ему кажется.

К. Д. Ушинский

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно- переходный период в истории своего развития. Из факторов, способствующих изменениям, прежде всего, следует выделить изменения в нормативной базе:

- подписание 29 декабря 2012 нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- утверждение Приказом МинОбрНауки России № 1155 от 17.10.2013г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Изменения в самом понятии «семья», во взаимоотношении родителей и детей, в отношении взрослых к детям: в одних семьях ребёнок — это «пуп» земли, растущий во вседозволенности при неконтролируемой свободе, в других — дети — это «сорняки», они никому не нужны и «воспитаются» сами, в реалиях современной жизни.

И изменения процесса построения взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьи:

- Семья и ДОО, с одной стороны, имеют свои определенные функции и не могут заменить друг друга, с другой стороны, имеют единую цель: развитие и воспитание здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, способного к принятию решений и успешному обучению в школе;

- родители — первые педагоги, закладывающие в ребенке основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности;

- сотрудничество, взаимодействие и доверие детского сада и семьи в достижении цели — создание единого образовательного пространства.

Взаимодействие детского сада и семьи широко обсуждается педагогами и психологами в научных трудах. Т. И. Данилина выявила проблему нехватки времени и нежелания сотрудничать родителей с педагогами. Л. М. Кларина, Т. Н. Доронова, Г. В. Глушакова, Т. И. Гризлик разработали и опубликовали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Проблема взаимодействия педагогов ДОО и семьи — самая актуальная, прежде всего связанная с сотрудничеством, предполагающим, равенство педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Достижение совместных результатов в практической деятельности трудоёмкий и целенаправленный процесс.

В МДОУ д/с № 65 «Калинка» г. Волжского воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для получения необходимой информации о позиции родителей в вопросах взаимодействия с педагогами и психологическом климате в семье была разработана анкета «Педагогическая культура родителей» и тест «Я и мой ребёнок». В анкетировании участвовали 68 семей воспитанников.

Результаты анкетирования показали:

- низкий уровень образования родителей (60 %);

- незнание родителями возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей ребенка (50 %);

- занятость и личная самореализация родителей, в ущерб гармоничным детско-родительским отношениям (60 %);

- педагогическая запущенность и нежелание родителей воспитывать своего ребенка (15 %);

- интуитивное воспитание (25 %);

- возложение большей части своих обязанностей на педагогов детского сада (80 %);

- жестокое или попустительское отношение к ребенку в семье (5 %);

- приоритет у большинства родителей интеллектуального развития ребенка над личностным развитием (40 %);

- возрастающее влияние гаджетов на нравственное развитие ребёнка (80 %).

Анализ работы с родителями также выявил отказ от сотрудничества родителей с педагогами (односторонний характер взаимодействия) и недостаточную педагогическую компетентность педагогов.

С целью изменения создавшейся ситуации в дошкольном учреждении педагоги разработали план по взаимодействию с семьями воспитанников, с опорой на принципы:

- объединение усилий родителей и педагогов помощи ребенку с ОВЗ;

- уважение и внимание к родителям;

- воспитание в детях уважения к родителям;

- учет пожеланий и предложений родителей;

- ценность участия семей в жизни дошкольной организации.

Основная задача педагогов детского сада — научить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность и индивидуальность или помочь родителям преодолеть барьеры в воспитании ребенка.

Цель работы педагогов с родителями — создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ решается в основном в трех направления:

  1. Повышение педагогической компетенции коллектива МДОУ, через:

- проведение педагогических советов, круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов, мастер-классов;

- реализацию проектов по поиску новых форм взаимодействия ДОО с семьей;

- обобщение и представление опыта работы по взаимодействию на конкурсах, конференциях, методических объединениях.

  1. Повышение педагогической культуры родителей, выявление уровня осведомленности в области воспитания и обучения детей (просвещение), выявление потребности родителей в образовательных услугах, через:

- Анкетирование и социологическое исследование семей воспитанников, с целью выявления потребностей родителей в образовательных, коррекционных, оздоровительных услугах.

- Ведение рубрик на официальном сайте МДОУ — «Для Вас, родители», «Советы специалистов»», «Наши достижения», «Новости», ознакомление родителей с образовательной деятельностью детского сада.

- Проведение открытых занятий, собраний, вебинаров.

- Консультирование родителей.

  1. Вовлечение родителей в деятельность МДОУ, через совместную деятельность:

- Участие родителей в тематических выставках, конкурсах, субботниках, днях добрых дел, образовательной деятельности, развлечениях и утренниках.

- Активное участие родителей в работе попечительского совета и родительского комитета.

- Ознакомление родителей с достижениями ребенка.

В заключении можно сказать, что в ДОО постепенно складывается определённая система в работе с родителями. Применение в работе педагогов традиционных и нетрадиционных форм работы дают определённые результаты. Родители стали более активными участниками встреч (45 %), компетентными в воспитании детей (60 %), заинтересованными в жизни сада (60 %). Можно с уверенность сказать, что родители — полноправные участники педагогического процесса.

Рис. 1 Родительский клуб

Рис.2. Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности

Рис.3. Участие родителей в утренниках

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
  2. Галеева Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.
  3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.- М.: Вентана-граф, 2015.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle